Антропологические воззрения христианского средневековья
Гуманистическая педагогическая традиция в период средневековья утвердилась в европейской культуре на ценностно-мировоззренческих основаниях христианского гуманизма.
Возникнув на Ближнем Востоке, христианство синтезировало духовно-нравственный опыт ряда культур, включая античную.
Несмотря на преследования исповедовавших новую религию, она в первые века нашей эры приобретала всё более широкое распространение в различных слоях римского общества, а в IV в. была принята в качестве государственной.
Христианская церковь явилась преемницей культурных традиций, определила идеологию европейского средневековья.
Античному идеалу соревновательности и самоутверждения христианство противопоставляло сложившийся у народов Ближнего Востока идеал:
- самоограничения,
- послушания,
- служения.
Христианский гуманизм утверждал новые в европейской культуре представления о человеке через идеал Богочеловека, его деяния, его заветы.
Языческий Космос вытеснялся образом единого Всемогущего и Всеблагого Создателя:
-сотворившего человека по образу и подобию своему,
- даровав ему свободу и способность к творчеству,
- определив те законы, которые достойны отношений человека к человеку (главный из них «возлюби ближнего своего...»),
- законы милосердия, всепрощения и любви.
Христианство:
- было обращено к внутреннему миру человека,
- было ориентировано на «труд души»,
- на её «освобождение» от внутреннего духовного рабства,
- на её одухотворение высокими моральными нормами,
- на аскетизм как преодоление «плоти».
2. Школьное обучение
Носительница христианской религии Церковь стала организаторомсистемы школ сначала для будущих служителей культа, а затем и для «мирян»:
- школы монастырские.,
- кафедральные,
- приходские.
Как средневековый монастырь был сосредоточением «книжной» учёности, хранителем античной культуры, так и «сколок» с монастыря — школана своём уровне воспроизводила те же образовательные ценности, а проявлявшие интеллектуальные склонности и способности ученики подготовлялись к «учёным занятиям».
Античный идеал воспитания целостного, разносторонне развитого не только в интеллектуальной, но и в эстетической деятельности, в физических упражнениях человека был утрачен.
Античность оставила средневековью содержание образования, которое складывалось ещё в системе древнегреческого воспитания как «семьсвободных искусств»:
тривиум:
- грамматика,
- риторика,
- диалектика»
квадривиум:
- арифметика,
- геометрия,
- астрономия,
- музыка
В течение раннего средневековья интеллигенты и интеллектуалы того времени—монахи:
-освобождали эти учебные предметы от языческой идеологии,
- приспосабливали к христианскому мировоззрению, современному научному развитию, в известной мере к восприятию учеников.
Однако образовательный материал, как и схоластическая наука средневековья, имел «своим языком» латынь, превращал учение в тяжёлый труд догматического запоминания и заучивания.
В монашеский идеал человека включались такие качества, как
- послушание,
- следование авторитетам,
- аскетизм духовный и физический,
- самодисциплина.
Школьная учёба, весь уклад школьной жизни воспроизводили в специфических формах эти суровые нормы поведения, прежде всего
- дисциплинированием учащихся на основе жёстких правил и требований,
- строгой регламентации всей школьной организации,
- системы наказаний, включая физические.
По образцу церковных школ стали создаваться по мере роста городской культуры:
- школы цеховые (для детей ремесленников),
- гильдейские (для детей купцов),
- магистратские (городские).
Детей обучали:
- чтению
- письму на родном языке,
- счету,
- религии — тому элементарному, что было необходимо жителю средневекового города в его жизнедеятельности.
Как и церковные, это были:
- «школы учебы»,
- школы книжных знаний,
- догматического учения,
- авторитарной дисциплины.
Рожденная в лоне средневекового монастыря, школа учебы воспроизводилась в историко-педагогическом процессе из века в век, и не только в практике, но и в дидактических системах.
Основные параметры ее модели:
- в цели — доминирует совокупность (система) знаний, умений, навыков, которые необходимо «дать» учащимся;
- в соотношении «деятельность учителя — деятельность ученика» — ученик выступает объектом педагогического воздействия, «должен» усвоить знания, умения, навыки;
- содержание учебного процесса — точно определённый, зафиксированный в стандартах разного рода круг знаний, умений, навыков;
- процесс обучения нацелен на методы и средства организации познавательной деятельности репродуктивного (воспроизводящего) характера;
- к книжному обучению приспособлены школьные помещения, мебель, оборудование;
- функционирование школы поддерживается дисциплиной, порядком, строгой регламентацией деятельности ученика и учителя.
В историко-педагогической литературе школа средневековья описывается как авторитарная школа принуждения и насилия над личностью.
Однако исторические документы сохранили факты и другого рода. Из учебников и руководств для учителей периода раннего средневековья (VIII—XI вв.) возникает светлый образ школы, где дети любят учиться, а учитель любит учить.
Так, ученики внешней монастырской школы — мальчики, работавшие в семье или по найму: «Одни из них пашут землю, другие пасут овец, третьи пасут
Дата добавления: 2015-10-21; просмотров: 2546;