Пространственные, временные и эмоциональные аспекты ощущения
Пространственная размерность ощущения. Ощущения имеют не только размерности качества и количества, которые обсуждались до сих пор, но также и размерности пространства и времени. Рассмотрим сначала пространственную размерность. Наши ощущения относятся ,к окружающему нас пространству; мы воспринимаем стимулы, идущие из определенных мест, как объекты, имеющие разную протяженность и находящиеся на разных расстояниях от нас. Эти параметры ощущений можно определить путем измерения. Так, например, порог пространственного разрешения измеряется как минимальное расстояние | между двумя источниками стимула, при котором они еще могут восприниматься как отдельные. На рис. 3-3 показаны результаты такого эксперимента,в котором на кожу помещали два острия иглы. Другим примером может служить эксперимент , результаты которого представлены на рис. 1-8 (абсцисса; здесь переменной является площадь, на которую оказывали давление) и в котором измерение размера или протяженности стимула производили путем подсчета дифференциально-пороговых шагов .
Из этого эксперимента уже стало ясно, что впечатление интенсивности сенсорного стимула усиливается при увеличении площади, на которую данный стимул действует. Это подразумевает, что ощущения, вызываемые различными элементами внутри стимулируемой площади, хотя бы частично суммируются. В определенных диапазонах некоторых модальностей эта_суммация подчиняется теореме Пифагора [1-3], и, таким образов, она не является линейной суммацией для надпороговых стимулов -удвоение площади стимула не увеличивает ощущение вдвое по сравнению с исходной интенсивностью. Вместе с тем, в случае пороговых стимулов суммация может быть линейной. Когда стимулом является источник света, произведение пороговой интенсивности стимула на освещаемую площадь есть величина постоянная:
Is∙A — const.
Так, если пороговая интенсивность света равняется 20 при площади освещаемой Поверхности 1 (в произвольных единицах), то увеличение площади до 10 будет сопровождаться снижением пороговой интенсивности света до 2. Заметим, что [1-5] справедливо только для малых участков поля зрения; после превышения некоторой критической площади пороговая интенсивность становится не зависящей от площади стимула. Соотношения, подобные [1-5], равно справедливы и для других модальностей. Приблизительно линейная пространственная суммация пороговых стимулов составляет основу для обнаружения крупных объектов при слабом освещении в сильно затемненной комнате положение стрелок еще удается; разглядеть на будильнике с большим циферблатом, но не на ручных часах.
До сих пор мы занимались зависимостью величины ощущения от пространственной протяженности одного стимула. Более интересным аспектом является то, как на восприятие влияет второй стимул, пространственно отделенный от первого. Тут появляются эффекты облегчения и торможения, которые удобнее всего описать на примере явлений, связанных с контрастом.
Контраст. Термин «контраст» в применении к зрительному восприятию означает отношение яркостей смежных частей рассматриваемой картины-например, отношение яркости темного' буфета к яркости светлой стены, у которой он стоит. Аналогичным образом контраст можно определить и для других ощущений (например, громкость речи оратора по отношению к фоновому шуму). Только при наличии достаточного контраста объекты настолько выделяются на фоне, что их можно обнаружить. Когда различия в яркости между частями зрительной картины слишком малы, образы становятся туманными и нечеткими, и в случае экрана телевизора приходится использовать электронные усилители, чтобы усилить контраст.
Общим свойством сенсорного восприятия является то, что имеет место усиление контраста. Когда мы смотрим на любую сравнительно большую темную область на светлом фоне, края темной зоны кажутся темнее, чем ее середина, а вокруг темного объекта имеется узкая полоска фона, которая кажется ярче окружения (см. также рис. 4-11). Усиление контраста такого рода можно продемонстрировать количественно. В эксперименте, к которому, относится рис. 1-9, испытуемый рассматривал поверхность, где темная область слева соседствовала со светлой областью справа; объективное распределение яркостей, измеренное физическим устройством, показано черной линией. Красной линией изображено субъективно ощущаемое распределение яркостей. Для его определения испытуемого инструктировали устанавливать яркость эталона на уровне, субъективно ощущаемом как равный по яркости различным областям переходной зоны в рассматриваемом образце. Субъективные изменения яркости намного резче, чем объективно измеряемые перепады. Кроме того, субъективно край темной зоны кажется темнее. Таким образом, субъективное усиление контраста легко измерить.
Тот факт, что сразу слева от края на рис. 1-9 ощущаемая яркость намного меньше, чем внутри темной площади, указывает на существование торможения; светлая зона справа уменьшает субъективную яркость смежной темной области. Таким образом, интенсивный световой стимул не только ведет к ощущению большой интенсивности, но и снижает или тормозит ощущение света в соседних частях картины. Увеличенная яркость сразу справа от границы на рис. 1-9 также определяется этим механизмом торможения в смежных областях. Внутри однородной яркой зоны соседние яркие части картины взаимно тормозят друг друга, тогда как на границе яркой зоны часть торможения от смежных (более темных) частей исключается; по этой причине ощущение оказывается относительно «расторможенным». Заметная тормозная функция
Рис. 1-9. Усиление контраста. Переход от темной площади слева к светлой площади справа; на графиках указаны значения, соответствующие точкам вдоль линии, перпендикулярной границе (точка 0 на абсциссе). По ординате отложена яркость рассматриваемой поверхности. Черная кривая представляет объективное распределение яркости, измеренное фотометром, а красная кривая-субъективное. Последняя была получена путем подбора испытуемым такой яркости эталона, которая воспринималась бы как равная по величине яркости данного участка тестового изображения. (Lowry, de Palma, J. Opt. Soc. Am., 51, 740, 1961.)
ярких участков может быть проиллюстрирована примером с черно-белым телевизором. Когда телевизор выключен, мы воспринимаем его экран как светло-серый. Когда мы включаем телевизор, электроны, ударяющиеся в экран, производят свет-таким образом, единственное изменение, которое в действительности может претерпеть экран, это стать ярче светло-серого. А мы воспринимаем отдельные части картины как определенно насыщенно-черные. Они кажутся черными только потому, что с ними соседствуют очень яркие части картины, которые оказывают тормозное действие на ощущение яркости в смежных темных частях картины. Значение такого торможения можно охарактеризовать следующим парадоксальным утверждением: «Черное-это белое при более ярком, чем это белое, окружении». Черная куча угля, освещенная летним солнцем, объективно намного ярче, чем белый снег в зимние сумерки.
Явления, сходные с усилением контраста и торможением от соседних источников стимула, обнаружены и в других модальностях. Действительно показано, что соответствующие тормозные механизмы действуют во время обработки сигналов как в органах чувств, так и
Рис. 1-10. Торможение ощущения яркости ярким окружением. Красная линия представляет воспринимаемую яркость фиксируемого глазом тестового пятна как функцию объективной яркости; по обеим осям масштаб логарифмический. Черные линии представляют яркость, ощущаемую в тех случаях, когда тестовое пятно окружено кольцом с яркостью 65, 75 или 85 дБ. (Stevens S.S., 1975.)
в сенсорных частях нервной системы; клетки, возбуждаемые сильными стимулами, уменьшают чувствительность соседних клеток посредством «латерального торможения».
Из рис. 1-9, видно, что в области объективного перепада яркостей контраст по ощущению усиливается. Другой элегантный способ демоЕк.-, страции влияния пространственного окружения на интенсивность ощущения представлен на рис. 1-10. Этот эксперимент основан на оценке ощущения яркости круглого пятна при изменении яркости стимула (откладываемой по абсциссе). Соотношение между интенсивностью стимула и ощущением показано на графике красной линией. Она имеет очень слабый наклон; когда яркость возрастает на 30 дБ, т.е. в 1000 раз, интенсивность ощущения возрастает всего лишь чуть больше, чем в 10 раз. Малая скорость нарастания интенсивности ощущения с нарастанием интенсивности белого света была также отражена на рис. 1-7. Показатель степенной функции Стивенса для света равен примерно 1/3 (см. [1-1]). После того как реакция на круглое пятно была измерена, это пятно стали окружать яркими кольцами варьируемой интенсивности и производить повторные оценки яркости центрального пятна. Когда окружающее кольцо было относительно темным и имело яркость 65 дБ, получилась левая черная линия. При низких интенсивностях светового стимула она идет существенно круче, чем красная контрольная прямая, и соединяется с последней в области 70 дБ. Когда яркость окружающего кольца стали увеличивать, наклон линий прогрессивно нарастал и при интенсивности окружения в 85 дБ наклон прямой, соотносящей ощущаемую яркость с интенсивностью светового стимула, сделался весьма большим. При такой яркости окружения световое ощущение возрастает в 10 раз, когда интенсивность стимула только утраивается. Таким образом, яркий свет, окружающий источник свето-
3-703
вого стимула, увеличил показатель степени в функции Стивенса с 1/3 до 3. Это означает, что высокая яркость окружения значительно усиливает контраст, т.е. она увеличивает различие в яркостях, ощущаемое при данном различии в интенсивности стимулов.
Переход красной линии на рис. 1-10 в черные отрезки при включении яркого окружения также делает совершенно очевидным тот факт, что окружающее освещение уменьшает интенсивность ощущения или оказывает на него тормозное действие. Так, например, если в отсутствие освещенного окружения яркость светового стимула в 80 дБ вызывает ощущение яркости в 70 единиц, то при яркости окружающего кольца в 85 дБ тот же самый стимул возбудит ощущение яркости, равное всего 10 единицам. Это торможение хорошо известно каждому-речь идет о слепящем действии фар идущего навстречу автомобиля. Вблизи ослепительных фар тускло освещенная улица пропадает, а у идущих впереди автомобилей не видно никаких других деталей, кроме габаритных огней. Усиление контраста при наличии яркого окружения воспроизводится художниками, когда они рисуют песчаные или снежные ландшафты при ярком солнечном свете; градации яркости становятся грубыми, с резкими переходами. Рисунки вечерних сумерек, напротив, характеризуются мягкими тенями.
Временная размерность ощущения.Последняя размерность ощущения, которая будет обсуждаться,-это время. Само по себе время воспринимается как настоящее, вспоминается как прошлое и ожидается как будущее. В этом аспекте много чего можно сказать, например, о величине временного интервала, который мы воспринимаем как сиюминутное настоящее, т.е. как «психологический момент». Для интервалов времени можно определять дифференциальные пороги; наименьшая воспринимаемая длительность периодических стимулов, например, оценивается по частоте слияния мельканий. Оказывается, что органы чувств медлительны и не годятся для точных измерений времени.
Вопрос, который мы рассмотрим более подробно,-это влияние длительности стимула на интенсивность ощущения. Действия стимула на разных промежутках времени суммируются так же, как и его действия на разных участках площади. Эта суммация является линейной для коротких стимулов близи порога; здесь удваивание длительности стимула приводит к удваиванию интенсивности ощущения. Этот эффект показан на рис. 1-11 для зрительного чувства. При длительностях менее 0,1 с пороговая интенсивность света обратно пропорциональна длительности стимула; в этом диапазоне справедливо уравнение
Is-t = const. [1-6]
Произведение величины порогового стимула Is на его длительность t является константой. Это соотношение, «закон Рикко», полностью аналогично тому, которому подчиняется пространственная суммация пороговых стимулов (см. [1-5]). Если длительность стимула превосходит некоторое критическое время, суммация прекращается. На рис. 1-11
Длительность стимула, с
Рис. 1-11. Временная суммация вблизи абсолютного зрительного порога. Точки красной линии показывают, каковы те минимальные яркости (ордината) светового стимула, при которых он едва воспринимается, если длительность его соответствует значениям, указанным на абсциссе. Масштаб логарифмический по обеим осям. Для стимулов короче 0,1 с кривая имеет наклон (— 1); в этом диапазоне пороговая интенсивность стимула обратно пропорциональна его длительности. (Marks L. Е., 1974.)
порог не зависит от длительности стимула для длительностей, превышающих 1 с. Соотношения типа [1-6] справедливы также и для других модальностей. Так, например, [1-6] отражает общеизвестный факт, состоящий в том, что мы можем видеть очень быстрые движения только при ярком свете. Акробат, быстротой которого нам положено восхищаться, помещается обычно в центре светового пятна, фокусники же предпочитают тусклое освещение.
Итак, очень короткие стимулы суммируются в наших ощущениях. Напротив, длительные стимулы приводят к торможению и к адаптации. Неизменный стимул воспринимается как прогрессивно ослабевающий со временем. Хорошим примером такой адаптации служит ощущение тепла: ванна может показаться неприятно горячей, когда погружаешься в нее, но через короткое время ощущение горячего исчезает. Результаты измерения субъективной адаптации представлены на рис. 1-12. В этом эксперименте испытуемому предъявляли постоянный пахучий стимул, представляющий собой определенную концентрацию сернистого водорода. Во время действия стимула испытуемого просили оценивать интенсивность запаха по отношению к интенсивности некоторого стандартного запаха (шкала отношений; см. рис. 1-6). Сразу после подачи пахучего вещества испытуемые оценивали интенсивность ощущения в 56 единиц. Затем субъективная интенсивность резко падала в течение нескольких минут, выйдя примерно за пять минут на постоянный уровень интенсивности около 20 единиц. Этот спад интенсивности ощуще-
Рис. 1-12. Адаптация к запаху. А. Временной ход стимуляции (сернистый водород в концентрации 6,5-10"6 по объему). Б. Интенсивность ощущения, оцененная четырьмя испытуемыми в процессе десяти проб в каждом случае по отношению к эталонной интенсивности. (Eckman et al., Scand. J. Psychol, 1, 177, 1967).
ния с 56 до 20 при постоянном стимуле представляет собой типичную адаптацию. На рис. 1-12 показано также восстановление от адаптации, т.е. возвращение к исходной чувствительности после прекращения действия длительно поддерживаемого стимула. После прекращения длительной стимуляции предъявлялись короткие тест-стимулы, и каждый раз делались оценки интенсивности связанных с ними ощущений. Субъективная чувствительность восстанавливалась во времени по закону, напоминающему ход адаптации-сначала быстро, а затем более медленно.
Адаптацию и восстановление от нее можно продемонстрировать для большинства качеств восприятия; конкретные случаи рассматриваются в главах по отдельным органам чувств (см. также рис. 4-17). Самым важным исключением из этого правила является ощущение боли, которое не подвержено адаптации (см. рис. 3-17). Следствием адаптации, как и усиления контраста, является то, что мы можем воспринимать изменения стимулов намного лучше, чем неизменную ситуацию. Оба механизма предназначены для отбора и усиления только существенных стимулов среди большого числа всех тех, действию которых подвергается организм. Мы также активно вызываем такие усиливающие контраст временные изменения стимулов: когда мы хотим почувствовать тонкие неровности рельефа, то поглаживаем поверхность кончиками пальцев. Наши глаза непрерывно совершают небольшие резкие движения, чтобы смещать изображение окружающей обстановки по сетчатке и благодаря этому существенно увеличивать остроту зрения (см. комментарии по поводу стабилизированных изображений на сетчатке в гл. 4).
Рис. 1-13. «Дискомфорт» как функция температуры. По оси абсцисс отложены значения «эффективной температуры кожи», получающиеся при облучении испытуемого (в воздухе при 4°С) инфракрасным светом различной интенсивности. Степень дискомфорта испытуемые оценивали либо непосредственно (кружочки, красная кривая и ордината), либо путем подбора соответствующей громкости звука (треугольники, черная кривая и ордината). Эффективные температуры 22-24°С ощущались как нейтральные. (Stevens S.S., 1975.)
Эмоциональный и волевой аспекты сенсорного восприятия.Кроме рассмотренных размерностей сенсорное восприятие часто включает эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов: приятно -неприятно, комфортно-дискомфортно, прекрасно-безобразно и т.д. Этот фактор особенно заметен в случае запахов, которые мы часто не можем описать лучше, чем словами: освежающий или отвратительный. Интенсивность вызываемых эмоций может быть измерена и сопоставлена со стимулом посредством экспериментов типа представленного на рис. 1-13. В комнате с температурой воздуха 4°С испытуемые подвергались действию инфракрасного излучения, в результате чего эффективная температура поверхности их тела принимала значения, указанные на абсциссе графика. Испытуемых просили сообщать о степени дискомфорта при разных температурах. Они делали это, либо непосредственно оценивая его интенсивность (красная кривая, рис. 1-6), либо выполняя интермодальное сравнение (черная кривая, рис. 1-7). Полученные две кривые почти совпадают. Дискомфорт был минимален между 22 и 26°С-в области, примерно соответствующей нормальной температуре кожи. Нагревание и охлаждение за пределами этого диапазона вызывали резкое нарастание дискомфорта; в случае охлаждения
показатель
степени равнялся 1,7, т. е. был почти таким же высоким, как показатель, полученный для боли (рис. 1-7). Боль можно в сущности рассматривать как предельную форму дискомфорта. Дискомфорт и комфорт, как правило, оказывают влияние на поведение. Мы избегаем крайностей - как холода, так и жары-и ищем приятного тепла. Очень резкое нарастание дискомфорта при охлаждении, возможно, защищает нас от опасности переохлаждения.
Чтобы закончить этот неполный очерк субъективной сенсорной физиологии, мы должны снова напомнить, что обычно мы не просто пассивно испытываем ощущения: с одной стороны, они побуждают нас действовать, а с другой - мы часто активно вызываем их своими направленными движениями. Именно это желание ощущения делает его моим личным опытом, заставляет его занимать мое личное время, превращает его в событие, относящееся к моему «я», и, поскольку этот опыт повторяем - и, значит, предсказуем, - он может стать основой для моих действий.
В 1.11. Какие из следующих утверждений относительно пороговой интенсивности света ложны?
а) Она уменьшается с увеличением площади светового пятна.
б) Она возрастает с усилением освещенности окружения.
\/ в) Она увеличивается пропорционально квадратному корню из длительности стимула.
г) Она уменьшается в течение длительного периода в темноте.
д) Она может быть снижена за счет пространственной
суммации.
В 1.12. Адаптация к сенсорному стимулу - это термин, описывающий следующее наблюдение.
а) Долго действующие стимулы воспринимаются как более слабые, чем короткий стимул той же интенсивности.
б) Слабый стимул воспринимается как более интенсивный, если он часто повторяется.
в) После длительного интенсивного стимула чувствительность
к коротким тестовым стимулам медленно повышается.
г) Сильный источник стимула снижает интенсивность ощущения, вызываемого стимулами, действующими в области, пространственно смежной с сильным источником.
д) Во время действия продолжительного стимула интенсивность ощущения, вызываемого дополнительными малыми тест-стимулами того же качества, уменьшается.
Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 1859;