Реализм в изобразительном искусстве
Главный признак реализма — постижение социального характера человека. Реалистическое направление в живописи Франции укрепило свои позиции в середине XIX в. после революции 1848 г.
Лучшие черты французского народа и его передового искусства воплощали такие художники, как Милле, Курбе, Мане, Карно. Их не допускали на выставки, травили в газетах и журналах. Им противостояла масса дельцов от искусства.
Ж.Ф.Миллев своих эпически монументальных и полных жизненной правды картинах показал французское крестьянство, его труд, его моральную силу («Сборщицы колосьев», «Анжелюс», «Крестьянка, пасущая корову», «Весна».
Г.Курбев «Дробильщиках камня» и «Вязальщицах» показал спокойное и уверенное достоинство трудового народа, а в «Похоронах в Орнане» -значительность повседневной жизни, хотя начинал он с романтически взволнованных образов «Портрет Шопена». Его творчество - борьба за демократические идеи, принципы реализма, правдивое искусство, близость искусства к жизни. Произведения Курбе отличаются статичностью форм, насыщенностью тонального колорита. Он первый употребил слово «реализм» применительно к живописи. Курбе придал жанровым сценам монументальную значительность, которая допускалась прежде лишь в исторической живописи. Курбе иМилле стали предшественниками импрессионизма.
Произведения Э. Мане посвящены Парижу. Он один из блестящих колористов мирового искусства. В его картинах с удивительной зоркостью и свежестью передана правдивая характеристик всевозможных обитателей Парижа («Завтрак в мастерской», «Чтение», «В лодке», «Нана»), которые доносят до наших дней облик тогдашней Франции. Хотя Мане в первых картинах пытался переосмыслить образы и сюжеты старых мастеров в духе современности («Завтрак на траве», «Олимпия»), затем он стал создавать картины на бытовые, исторические, революционные темы. Сильнейшая страница в истории французского критического реализма — его последняя картина «Бар в Фоли-Бержер» - об одиночестве человеческого существования. Предвосхитив им-прессионизм 9 он обратился к светлой пленэрной (выполненной на открытом воздухе, что давало возможность передавать натуру в условиях естественного освещения)живописи («Аржантей»).
Расцвет английской живописи приходится в XIX в. на первую треть столетия. Связан он с развитием блестящей пейзажной живописи.
Одним из наиболее самобытных художников своего времени был У. Тернер(1775-1851). Глубоко реалистичным было искусство Дж. Констебля (1776-1837), одного из величайших английских художников. Его искусство правдиво, демократично, родственно гуманистической лирике природы. Он впервые ввел в обиход живописцев ХЕК в. этюды. Лучшие его работы — «Телега для сена», «Хлебное поле», «Прыгающая лошадь» и другие.
Один из величайших живописцев и графиков Испании, оказавший влияние на все европейское искусство конца XVIII-ХГХ в. – Ф.Гойя. Им создано огромное число прекрасных фресок, картин, офортов, литографий, рисунков. Творчество Гойи проникнуто подлинно национальным духом, но оно отличается от творений его современников. В его работах вдохновенно отражено его время, причем он часто прибегал к аллегориям или сложным фантастическим образам. Им создана знаменитая серия офортов «Капричос» (восемьдесят листов), где перед нами предстает страшный мир чудовищ и уродов. Острая социальная сатира художника направлена против бесправия, суеверия, невежества, тупости. В этих офортах — обвинение церкви, дворянству, властителям. Художественный язык «Капричос» прихотливо соединил гротеск и реальность, острую сатиру и проницательный анализ действительности. Наиболее известные картины художника - «Семейство короля Карла IV», «Маха одетая», «Маха обнаженная», а также серия офортов «Бедствия войны».
Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 1052;