Постимпрессионизм

В творчестве постимпрессионистов пейзаж оставался ведущим из жанров. Они ввели в искусство природу иных, еще не изображенных живописцами мест: юг Франции, Бретань. Но главным объектам для них оставался человек. Интерпретация его образов в портрете и бытовых картинах получила несвойственную импрессионистам заостренность, иногда трагизм. В творчестве мастеров постимпрессионизма много общего: тяготение к символу, декоративность, увлечение линейной ритмикой, силуэтом, плоским пятном, что сближает их произведения со стилистикой модерна. Однако работы художников этого направления «не укладываются» в один стиль, они оригинальны, неповторимы. В отличие от импрессионистов свое внутренне «Я» они выражали гораздо активнее. Им не удалось создать творческих объединений. Утопической оказалась идея Ван Гога об организации «Южного ателье» в Провансе, Обычным стал поиск уединенного убежища. Тому пример П. Гоген, уехавший в Бретань, а затем на острова Полинезии и Сезанн, проведший последние годы в Эксе, вдали от центра художественной жизни и едином ы шле нников.

Творчество Винсента Ван Гога (1853 — 1890) ярчайший пример постимпрессионизма. В его творчестве прослеживаются два периода: первая половина 80-х гг. и последние три года жизни, когда он был тяжело болен. Несмотря на непродолжительный период творческой жизни, художник создал произведения, оставившие неизгладимый след в мировой культуре. Творчество Ван Гога имеет пессимистический, тревожный, болезненный, экспрессивный характер. В его произведениях то восторг перед жизнью, миром, то чувство одиночества и щемящая тоска. Его картины «Хижины», «Спальня», изображающие простые дома или комнаты, полны драматизма. Впечатление напряженности усиливается особым приемом наложения краски резкими, иногда зигзагообразными или параллельными мазками, идущими при изображении, например, земли или хижины в одном направлении, а неба - в другом, противоположном. С необычайной обостренностью восприятия он пишет природу (цветы, деревья, траву), архитектуру, людей. Его пейзажи пронизаны страстным жизнелюбием. В них - сочетание ярких цветов, выразительный ритм рисунков и смелые свободные композиционные решения («Ночное кафе», «Красные виноградники в Арле»). При жизни Ван Гог не пользовался известностью. Его огромное влияние на искусство сказалось много позднее.

В целом же творчество постмпрессионистов выразило доминирующие мотивы, и настроения своего времени, оказало большое влияние на развитие художественной культуры рубежа XIX-XX вв.

Модерн

Завершается XIX век стилем модерн. Его идейной основой стала задача создания искусства «большого стиля», а эстетическая программа сводилась к сотворению прекрасного, которого нет в окружающей действительности, к излечению болезней цивилизации красотой. Модерн это очень необычный и индивидуальный мир, где Художник уподоблялся творящим силам природы, становился вровень с Богом.

Модерн выразился, главным образом, в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Главной особенностью стиля явилось то, что новое в нем формировалось в области архитектуры, декоративно-прикладного искусства, но не столько самими архитекторами, сколько художниками и графиками.

К художнику модерн предъявлял требование - быть универсалом. В произведениях модерна часто использовалась стилизация, художник обращался к культуре прошлого. Стилистические особенности модерна определяются как пластические: текучие, словно самообразующиеся формы, стелющиеся по поверхности, стилизованный растительный орнамент — морские водоросли, цветы (ирисы, лилии, орхидеи). Краски обычно неяркие, их сочетание очень изысканно. В живописи и графике произведения модерна отличают плоские контрастные пятна цвета. Всю композицию определяет декоративно-узорное начало, художественный язык очень выразителен. В архитектуре это проявляется в виде майоликовых панно, витражей, фризов или скульптурных рельефов. Искусство модерна рационально. Каждый фрагмент занимает свое, тщательно продуманное место. Симметрия признается необязательной. Ясность и простота общего решения сочетаются со сложностью отдельных деталей. Модерн произвел переворот в книжной графике (О.Бердсли, в России «Мир искусства»).

Модерн наиболее ярко представлен в архитектуре гостиниц, доходных домов, особняков, загородных вилл и дач. Представители модерна использовали новые технико-конструктивные средства (стекло, бетон, железобетон, металл, керамику и другие материалы), свободную планировку, своеобразный архитектурный декор. Все элементы таких зданий подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (А. Ван де Вельде, В, Орта в Бельгии, Й. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч.Р. Макинтош в Шотландии). Снаружи здание выглядит как увлекательная несимметричная пространственная композиция, формы и украшения окон, дверей, лестниц самые разнообразные. Убранство фасадов достигает небывалой изощренности. Отсутствует вертикальное членение здания. Архитектура сосредотачивается на создании бытового эстетического комфорта. Соображения удобства легко переходят в причуды воображения, капризы вкуса.

Модерн считают «последней фазой» позапрошлого века. XX век будет разрабатывать проблему формирования среды человека, определенно поставленную в модерне. Именно в разработке этой проблемы модерну удалось стать стилем - в полном смысле этого слова.

Стиль модерн, несмотря на кратковременность своего расцвета, оказал неизгладимое воздействие на русскую архитектуру. Решающая роль в его развитии принадлежала московскому архитектору Ф. О. Шехтелю(1859-1926).

С одной стороны, в это время радикально изменился облик русских городов:особняки и доходные дома в стиле модерн, деловые и торговые сооружения сообщили новый характер городов, придав им новый масштаб и цветовое решение. С другой стороны, эстетические концепции стиля модерн, новые приемы стилизации, стнательной эстетизации архитектурных форм во многом предопределили характер таких архитектурных течений этой эпохи, как «неорусский стиль» и «неоклассицизм», а также предвосхитили развитие рационалистических тенденций в архитектуре 1910-1920-х гг. При этом стремление к синтезу искусств, присущее модерну, необычайно расширило арсенал средств выразительности архитектуры, обусловив ее стилистическое единство с более общим «стилем эпохи».

Если в Европе и Петербурге доходный дом был самым распространенным типом архитектуры нового стиля, то в Москве ведущим остался частный особняк, претерпевший серьезную трансформацию.

Поэзия старинных московских улиц и переулков, отразилась в облике новых сооружений, В одной из первых работ, в которой архитектор начал свой путь к модерну, - особняке З.Г. Морозовой в Москве (1893) - Шехтель смело трансформирует и композиционные и декоративные приемы «готики». Особняк, благодаря готическим архитектурным мотивам напоминает сказочный замок. Во многих элементах интерьера и декоративного убранства -мебели, светильниках, решетчатых перилах парадной лестницы, угадываются фантастические существа: драконы, грифоны. М. Врубель написал для этого особняка несколько панно, сделал рисунки для витражей.

Классическим образцом русского модерна считается особняк коллекционера С Л. Рябушинского, построенный Шехтелем в 1900-1902 гг. на Малой Никитской улице в Москве. Каждый фасад этого особняка имеет неповторимый облик: крыльца, балконы, окна - неправильной формы и разного размера. Нежно-жёлтые стены украшены голубовато-сиреневым мозаичным фризом с изображением ирисов. Орнамент решетки ограды состоит из спиралей (этот декоративный мотив характерен для стиля модерн). Интерьер дома спроектирован также Шехтелем. Окна украшены витражами, на полу мозаика, по потолку стелется лепнина. Центральная лестница из искусственного мрамора ведет на верхний этаж. Ее' перила напоминают морскую волну. Оформление деталей интерьера (дверей, паркета, мебели) тщательно продумано и подчинено общей теме - водной стихии.

В Ярославском вокзале (1902-1904), нашла воплощение тема природы и зодчества Русского Севера. Фасад был оформлен керамическими панно, выполненными в абрамцевской мастерской, интерьер - картинами К. Коровина. В 1901 г. строит особняк Дерожшской, в 1902 г. перестраивает здание Художественного театра. Уже в 1903 году заметны рационалистические тенденции в творчестве архитектора, что связывает его с поздним модерном. В произведениях Шехтеля особенно ясно проявляются черты архитектурного модерна: живописное равновесие вместо строгой симметрии, свободное построение плана, перетекание внутреннего пространства из одного помещения в другое, построение плана особняка «по вертикали» (особняк Рябу шине кого), роль лестницы как главной части внутреннего пространства и другие.

С нарастанием рационалистических тенденций в ряде построек Шехтеля наметились черты конструктивизма - стиля, который оформится в 20-е гг. XX века. Торговый дом Московского купеческого общества и здание типографии "Утро России" можно назвать предконструктивистскими.

В неорусскомстиле работали А. Щусев, построивший здание Казанского вокзала в Москве, и В. Васнецов,создавший здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.

В Петербурге господствовала архитектура модерна с классическимуклоном. Наиболее интересными выразителями этой тенденции стали ФМ.Лидваль, М.С.Лялевич,М.М.Перетяткович.В Петербурге среди работ Перетятковича выделяются здание Католического костела (совместно с Л. Н. Бенуа, Ковенский пер. д. 7, 1907 - 1909), банкирский дом Вавелъберга (Невский пр.7/9, 1910- 1912, ныне здание Аэрофлота), Дом городских учреждений (Кронверский пр. 49, 1912 - 1913, ныне здание СПбГУ ИТМО).

Ф.И.Лидваль (1870-1945) был признанным лидером «северного» модерна. Черты, свойственные традиционной скандинавской архитектуре, органично влились в его творчество и стали важной частью петербургского стиля. Он строил банки, доходные дома, гостиницы, особняки. Самое известное произведение мастера, которое вывело его в лидеры петербургского модерна, - доходный дам № 1/3 на Каменноостровском проспекте. Это целый комплекс корпусов разной высоты с большим парадным двором, открывающимся на улицу. Архитектор придал криволинейные очертания карнизам и оконным завершениям; на фасаде дома шестиугольные окна, характерные для северного модерна. В оформлении использованы разнообразные отделочные материалы: штукатурка, грубоколотый камень, керамическая плитка и другие материалы. Живописность и поэтичность облика дома достигнуты применением разнообразных средств - изысканностью цветовой гаммы, разными очертаниями, размерами и группировкой проемов, разнообразием эркеров, фронтонов, балконов, террас. Порталы входов дополнены изображениями мотивов северной флоры и фауны, характерных для «северного» модерна. Асимметричная композиция фасадов - не прихоть мастера, она вытекает из планировочного решения.

Очень живописен доходный дач АФ. Циммермана на Каменноостровском, 61. На Большой и Малой Конюшенных улицах он возвел одновременно два здания, каждое из которых является программным в его творчестве и этапным в развитии петербургского модерна. Ф. Лидваль - художник и строитель - полно выразил себя здесь. Массивные формы эркеров, глухие плоскости стен, сумрачный тон облицовки придают, с одной стороны, суровый, с другой - поэтичный образ. И еще важный элемент, встречающийся в скандинавском зодчестве - окна в одной плоскости со стеной.

Архитектор нашел применение своему дарованию, обратившись, как и многие его современники, к классике (Азовско-Допекой банк, 1907-1910), гостиница «Астория» (1908), внутренняя перестройка, отделка и надстройка гостиницы «Европейская», но, не утратив ничего из того, что было найдено в пору расцвета модерна. В этих зданиях по-разному устанавливается баланс между двумя стилевыми основами. Так сложилось особое стилистическое направление неоклассицизм, который противопоставил свободным, стихийным формам модерна логику и ясность. Неоклассические тенденции были сильны в Петербурге -образцовом городе русского классицизма.

Искусство модерна завершило в начале XXв. свой стилистический цикл развития. Модерн был последним большим художественным стилем; последующие поколения художников, архитекторов не смогли создать своего «большого» стиля.

По целостности подхода и ансамблиевому решению архитектуры, скульптуры, живописи, декоративных искусств модерн является одним из наиболее последовательных стилей.








Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 1379;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.