Английское Просвещение
Подчинение церкви государству и монарху в частности (Генрих VIII в 1534 году провел «акт о верховенстве», потому как не получил разрешения церкви на развод с Екатериной Арагонской и благословения на новый брак; но основные мотивы были политическими).
Дж.Локк провозгласил «правовое равенство индивида» (естественные, неотчуждаемые права человека: на жизнь, на свободу и на собственность). Лучше всего права личности обеспечивает принцип разделения властей: законодательная (парламент), федеральная (король, министры), исполнительная (суд, армия).
Т.Гоббс: все равны от природы (естественное право силы и естественные законы: самосохранения и удовлетворения потребностей). Изначальное состояние людей – «война всех против всех», но с помощью общественного договора люди объединяются в государство, ограничивают тем самым некоторые из своих прав.
Б.Мандевиль: теория разумного эгоизма.
Адам Смит – теоретик товарно-денежных отношений: «дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что нужно тебе».
- Французское Просвещение
Ш.Монтескье: либеральный принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная); идеал – «слабое государство», только следящее за исполнением законов, решающее лишь принципиальные вопросы.
Вольтер пропагандировал сомнение, критический взгляд на окружающий мир, воспитывал молодое поколение, подталкивая его к политической борьбе.
Ж.-Ж.Руссо выступал за правильное воспитание (вывод общества из состояния испорченности нравов), право народа (заключившего общественный договор и создавшего государство) на расторжение его при злоупотреблении властей → основа идеологии якобинцев в Вел.Фр.Рев. (1768).
Д.Дидро – энциклопедист.
П.Гольбах – программа просвещенного абсолютизма.
Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 904;