Живопись первой половины XIX века
Неповторимое обаяние искусства этого периода - в высокой заданности его идеалов и гармоничном мировосприятии. Эта эпоха богата большими открытиям и, блестящим и м астерам и.
Первая четверть XIX в. была ознаменована патриотическим подъемом, связанным с победоносными антинаполеоновскими войнами и движением декабристов. Атмосфера подъема отразилась в национальной художественной культуре поисками более свободных, чем раньше, тем и образных решений.
В конце 20-х, в 30-е и 40-е гг. романтизм на русской почве пережил новый этап развития. Проявлением присущего ему историзма мышления был и расцвет исторической живописи в 30- 50-х гг. Примеры тому можно видеть в творчестве К.П. Брюллова, Ф.А. Бруни и А.А. Иванова.
Огромное дарование К. Брюллова (1799-1852) повлияло на многие стороны русского искусства. Наряду с А. Ивановым и П. Федотовым, К. Брюллов является крупнейшим художником эпохи. Представитель искусства второй половины ХГХ в., К. Брюллов прославился прежде всего как автор знаменитой исторической картины "Последний день Помпеи" (1830-1833), исполненной им в Италии. Художник изобразил драматическую картину гибели античного города. Стихия с уничтожающей силой обрушилась на человека и творения его рук. Две темы переплетаются в произведении Брюллова: тема гибели, разрушения и тема необычайной высоты человеческого духа, тема любви и самопожертвования. Картина была выставлена в Милане, Париже, Москве, Петербурге. Для современников ее появление было событием. Еще раньше в поисках живописных и полнокровных образов Брюллов обратился к жанровым сюжетам, таким как картина "Итальянский полдень". Но наиболее ярко многосторонний талант художника раскрылся в портретном жанре. Портреты Брюллова - это живые люди, воссозданные с непревзойденным живописным мастерством. "Портрет писателя НБ. Кукольника" (1836), "Портрет археолога М.А. Ланчи" (1851) - создания зрелого мастера, сочетающие романтическую сочность цвета с реалистическим анализом характеров. Эти портреты - вершина мастерства художника. "Автопортретом" (1848) Брюллов как бы подводит итог всему созданному. С несравненным мастерством выполнена эта работа.
Видным мастером академической живописи, соперничавшим с Брюлловым, был Ф. Бруни (1799-1875). В большинстве работ Бруни присутствуют религиозно мистическое начало, романтическая экзальтация, сентиментальность, доходящая до салонной красивости, Это работы "Медный змий", портрет писательницы княгини Зинаиды Александровны Волконской в костюме Танкреда, "Вакханка, поящая Амура".
Самое значительное явление искусства 1830-1850 гг. - творчество А.А. Иванова (1806-1858). Уже его ученическая работа "Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора", написанная на сюжет поэмы Гомера "Илиада", показывает мастерство, с которым художник в формах строгой классики раскрывает сложное душевное состояние героев.
В процессе работы над своим главным трудом, исторической картиной "Явление Христа народу" (1837 - 1857), Иванов создал множество портретных и пейзажных этюдов. Лишь великими художниками, мастерами древнерусской живописи и итальянского ренессанса созданы образы равной силы и душевного благородства. Эта картина стала школой для русских живописцев. Художник-философ, А. Иванов стремился к глубинному постижению образов. Отсюда необычайная значительность каждого человеческого лица, каждого пейзажного мотива. Это огромное полотно оказалось не только сознательным синтезом достижений мирового искусства, но и открыло новую фазу в развитии мирового пейзажа.
Творчество А Иванова, выходя далеко за пределы романтических идеалов эпохи, являет собой мощное выражение реалистической направленности русского искусства середины - XIXв.
Время несло с собой новые романтические идеалы, с особенной яркостью воплотившиеся в портрете и пейзаже. ЗОЧО-е гг. XIX в. - это пора становления романтизма.
Основная линия романгического портрета в России представлена О.А. Кипренским(1782-1836). Его героям свойственно выражение напряженной духовной жизни. Портреты военных участников антинаполеоновской кампании полны энергии и внутреннего достоинства, органически слитого с чувством воинской чести («Портрет полковника лейб-гусарского полка Е.В Давыдова», 1809), карандашные портреты участников Отечественной войны. А поиски обобщенного образа 20-х гг. нашли наиболее глубокое продолжение в портрете А.С.Пушкина (1827). Это шедевр мудрого мастера. Реалистически, без тени идеализации, выявлена характерность уникального типа лица, романтическая атмосфера одинокой "беседы с музами", классическая схема скульптурного бюста. О. Кипренский отказывается от репрезентативного портрета XVIII в., он утверждает внесословную ценность личности. Романтизм нашел свое выражение в пейзаже и работах художников-маринистов.
Интерес к народной жизни, к простой естественной природе вызвал расцвет бытового жанра и пейзажа. В портрете постепенно ослабевает интерес к парадным формам. Простотой и натуральностью отмечены портреты художника В.А. Тропинина(1776-1857), содержащие характерные для времени черты жанровости. Он создает особый вид жанровой картины — поясное изображение человека, занятого каким-либо привычным делом («Кружевница», «Гитарист»). Картины из крестьянского быта и портреты крестьян раскрывают человеческое достоинство народа, его жизнь в труде, в гармонии с природой. АХ. Венецианову (1780-1847) принадлежит заслуга утверждения бытового жанра как самостоятельного и полнокровного вида живописи. Тематика живописи АВенецианова национальна и демократична: «Гумно», «На пашне. Весна», «На жатве. Лето». Пейзажи художника — первое в русской живописи правдивое изображение мотивов среднерусского пейзажа, золотых полей ржи, мягких трав, деревенских изгородей, крытых соломой сараев. Все это делает А Венецианова родоначальником русского лирического пейзажа.
В 40-е 50-е гг. ХЕХ в. искусство начинает ориентироваться на мировую демократическую аудиторию. Возрастает роль печатной графики и иллюстрации. Одним из ярчайших представителей бытового жанра в живописи первой половины XIX в. считается П.А. Федотов(1815-1852), которому присуши глубина постижения жизни, ее драматической сути. Наиболее полно раскрылся талант художника в жанровой живописи, где он прошел путь от карикатурных сюжетов, перегруженных деталями ('Свежий кавалер" "Разборчивая невеста"), к трагическим и лаконичным образам ('Сватовство майора"). Искусство художника служило образцом для нескольких поколений русских живописцев: передвижники восприняли и развили критический пафос его творчества, а художники рубежа XIX — XX вв. — драматизм и метафоричность. В творчестве П.А. Федотова бытовой жанр обретает сатирическую силу. Картины "Завтрак аристократа" (1849-1851) и "Вдовушка" (1851), по-разному, но одинаково остро и точно раскрывают социальные и человеческие драмы. "Анкор, еще анкор!" (около 1851). К концу первой половины ХГХ в. на первый план выходит аналитический метод, который станет основой исканий в искусстве второй половины ХГХ в.
Живопись второй половины XIX в. (Передвижники)
Лучшие и характерные черты демократического искусства этого периода сосредоточили в своем творчестве художники, объединившиеся в 1870 г. в Товарищество передвижных художественных выставок. Признанным лидером объединения был И.Н. Крамской(1837-1887), художник, педагог, критик и теоретик, обосновавший основные принципы русского реализма. Почти все лучшие художники того времени входили в объединение, наиболее интенсивно и плодотворно действовавшее в 1870-е и 1880-е гг.
Собирателем и пропагандистом произведений передвижников был основатель первого национального музея русского искусства московский купец П.М. Третьяков (1832-1898). Идеалы общественного служения обусловили концепцию собирательской деятельности Третьякова. В галерее находятся многие прижизненные портреты выдающихся представителей отечественной культуры, имеющие огромную иконографическую и художественную ценность, исполненные И.Н. Крамским, BJT. Перовым, Н.Н. Ге, И.Е. Репиным, Н.А.Ярошенкои другими.
Важнейшее место в творчестве передвижников занимает жанровая живопись.Наиболее одаренные из них органически влились в Товарищество (B.T. Перов, И.М. Прянишникови другие). В.М. Максимов и Г .Г. Мясоедов посвятилисвои картины крестьянской теме, В.Е. Маковскогопривлекала жизнь различных городских сословий.
Картина Н.Н. Ге (1831 -1894) "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе" обращена к психологической коллизии прошлого. Евангельская тема занимала важное место в искусстве передвижников. Среди наиболее значительных произведений работы И.Н. Крамского ('Христос в пустыне", 1872) и Н.Н. Ге (" Голгофа", 1893). Вслед за А.А. Ивановым они истолковывают "евангелие в современном смысле", утверждая новые связи между "вечными проблемами" и нравственными ценностями своей эпохи. Особенно многочисленной группой в Товариществе были пейзажисты. Широкой известностью и любовью и ныне пользуются картина А.К. Саврасова(1830-1897) "Грачи прилетели"s эпические полотна И.И. Шишкина(1832-1898) ("Рожь", 1878, "Утро в сосновом лесу", 1889)? романтические пейзажи А.И. Куинджи(1841-1910) "Березовая роща", 1879, "Ночь на Днепре", 1882. Исполненные пленэристической свежести произведения В.Д. Поленова(1844-1927) "Московский дворик", 1878. Исключительный творческий дар Й.И. Левитана(1860-1900) позволил ему передать различные состояния жизни природы и выразить глубокие человеческие переживания ("После дождя. Плес", 1889, "Над вечным покоем", 1894.) Особое место в искусстве этого периода принадлежит ряду художников, не входивших в Товарищество, но испытавших воздействие реалистических принципов передвижнического искусства. Среди них непревзойденный маринист И.К. Айвазовский(1817-1900), автор поэтических пейзажей Ф.А. Васильев,мастер батальных картин В.В. Верещагин(1842-1904). Среди художников ХГХ в. встречаются такие, для которых пейзаж является лишь одной стороной их творчества. К ним относится В Д. Поленов. Его работы "Московский дворик", "Заросший пруд", "Бабушкин сад" и ряд других вошли в историю русского пейзажа. Высокие проблемы морали ставит Поленов в других своих полотнах, например, "Христос и грешница (Кто без греха?)".
1880-е гг. знаменуют новый этап развития передвижнического направления, связанного, прежде всего, с именами И.Е. Репина, В.И. Сурикова, BJvt. Васнецова. Различными путями шли они к решению общей для них народной темы. И.Е.Репина(1844-1930) волновали современные сюжеты. В портретном творчестве он продолжал развивать демократическую традицию, передавая в каждом образе неповторимые индивидуальные черты ("Портрет М.ПМусоргского", 1881; "Портрет писателя Л.Н.Толстого, 1887).
В.И.Суриков(1848-1916) -мастермонументальных исторических композиций, где показаны волнующие картины народных трагедий, раскрыты могучие человеческие характеры С Утро стрелецкой казни", 1881; "Ментиков в Березове", 1883; "Боярыня Морозова", 1887).
В творчестве В.М.Васнецова (1848-1926) сказались поиски выражения национального своеобразия народной жизни, характера, истории. Художник обращается к былинному эпосу, к фольклору. "Аленушка" (1881) была первой картиной в русском искусстве, в которой поэзия и красота сказочного мотива были раскрыты в тесной связи с поэзией природы.
Разные по своей творческой индивидуальности, мастера второй половины ХЕХ в. вписали яркую страницу в историю русской живописи. Эта эпоха во всех сферах социальной и духовной жизни была эпохой переломной. Россия шла к революции. В 80-е гг. передвижников уже рассматривают как явление, пережившее свою лучшую пору. Репин, Маковский, Шишкин, Куинджи -профессора Академии художеств. Это время поисков гармонии и красоты не в окружающем мире, а вовне. Сознание, что красота "не от мира сего", что она творится за счет внутренних ресурсов искусства и фантазии, выражалось в тяготении к сказочным, аллегорическим или мифологическим сюжетам (В. Васнецов "Богатыри", 1898; М. Нестеров "Видение отроку Варфоломею", 1889-1890).
Искусство оставалось отгороженным от действительности стенами музея. Художники конца века принимают формулу приближения искусства к жизни в прямом значении как задачу преобразования всей материальной среды. Картина должна выйти из музея, стать принадлежностью быта, наряд)7 с обиходными вещами и архитектурой. Она должна быть созвучна окружающей среде, составлять с ней единый ансамбль. Это единство обеспечивает стиль, дающий закон формообразования, пронизывающий всю область пространственных искусств, стиль, к созданию которого были направлены усилия художников конца XIX в. В России этот стиль получил название модерн.
Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 1341;