Живопись XVIII века
В мире изобразительного искусства утверждение светских начал произошло на редкость мирно и органично, не вызвав того ожесточенного сопротивления, которое встретили другие начинания Петра.
Вместо условных приемов иконописи в практику вошли законы правдивого изображения видимого мира. Искусство начала XVIII в. стремилось говорить на общеевропейском изобразительном языке. Искусство становится светским и общегосударственным делом.
В русской живописи XVIII в. наиболее значительную роль играл портрет. В нем были еще сильны влияния старой парсуныили "персоны". Примером тому может служить "Портрет Я.Ф. Тургенева" работы неизвестного художника XVIII в. Постепенно освобождаясь от традиций парсуны и схематизма иконописной манеры,портрет начинает все глубже передавать внутреннее содержание человека.
В первой четверти XVIII в. широко практиковалось пенсионерство (обучение за границей). Среди художников-пенсионеров наиболее известны И. Никитини А. Матвеев.В творчестве И. Никитина наиболее значителен "Портрет напольного гетмана" (1720-е гг.) с большим реалистическим мастерством запечатлевший образ современника. О таланте и мастерстве художника говорят также портреты Г.И. Головкина, Г.С. Строганова. Искусство Никитина - вершина в истории развития русской живописи первой половины XVIII в. Никому из его современников не удалось достичь такого глубинного проникновения в существо человеческой психологии, такого высокого профессионального мастерства.
Творчество А Матвеева - также убедительный пример успехов русской портретной живописи. В картине "Автопортрет с женой" (1729)художнику удалось тонко передать красоту и чистоту чувств юной пары.
Мастера изобразительного искусства хотят понять и верно показать строение тела, выражение лица, особенности темперамента. Вводится техника масляной живописи, в искусстве культивируется станковая картина, монументальная роспись в виде панно и плафонов, а также миниатюрное письмо. Портрет включает все известные разновидности: парадный, камерный, костюмированный, двойной, парный. Осваиваются аллегорические и мифологические сюжеты, Все это говорит о возникновении живописи нового типа. Наиболее распространенными были парадный и камерный портреты.
Для парадного портрета характерны приподнятость (далее пафос), пышность, подчеркнутое величие. Огромна роль аксессуаров, передается не только характер, но и социальное положение портретируемого. Парадный портрет, как правило, довольно плоскостей, часто вводится пейзажный задник. Крупнейшие художники-портретисты середины и второй половины XVIII в.: ИЛ. Вишняков (портреты Фермор), А.П. Антропов (портреты AM. Измайловой, статс-дамы при дворе Елизаветы Петровны и Петра II,), И.П. Аргунов ('Портрет неизвестной крестьянки").
Значительных успехов достигнет гравюра.Примером связи искусства с жизнью России тех лет служат гравюры, самый распространенный, быстрее всего откликавшийся на происходившие события вид искусства. Они представлены оформлением и иллюстрацией книг и самостоятельными, почти станковыми листами. В гравюрах преобладали батальные сюжеты и городской пейзаж, порожденные военными событиями и строительством Петербурга. Петр I вызвал в Россию граверов, преимущественно из Голландии. В их числе были А. Шхонебек (или Схонебек) и сопровождавший Петра в походах П. Пикарт.
Крупнейшим русским гравером XVIII в. был А.Ф. Зубов, использовавший в основном смешанную технику - офортс резцом. Для художника характерно стремление показать новое, появляющееся и утверждающееся, свидетельствующее об изменениях в общественной и частной жизни России. Зубов хотел быть возможно более точным. Владея мастерством линейного перспективного построения, он достоверно передавал особенности зданий и садов, умел развернуть глубокую и широкую панораму Васильевского острова и северных окраин Петербурга позади нарядного здания дворца Меншикова в "Гангутском триумфе". Самая известная работа А. Зубова "Панорама Петербурга" (1716) необычна по сложности и величине (восемь объединенных вместе листов).
Старший брат художника - И.Ф. Зубов - работал в Москве. Лучшая из его гравюр - "Вид Измайлова". Главным центром гравирования сначала была Оружейная палата, ас 1711 г. - Санкт-Петербургская типография. Именно в ней работал А. Зубов. Известными графиками XVIII в. были А. Ростовцев ("Сюита фейерверков"), М. Махаев, автор большого числа видов Москвы, Петербурга, пригородов.
Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 1307;