Живопись второй половины XVIII века
В художественной культуре второй половины XVIII в. велика значимость исторической живописи, бытового жанра, пейзажа, портрета. Портрет вершина русского искусства этого времени. С точки зрения типологии портрета, продолжаются две линии: парадная и камерная.Камерный портрет — наиболее значителен и перспективен. Главное для него физиономическая характеристика. Крупнейшие портретисты этого времени Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий,ВЛ. Боровиковский. Они внимательно и заинтересованно передают внешность модели. В лучших вещах сходство внешнее дополняется уловленными чертами характера. Портреты Ф. Рокотова "Портрет поэта В.И. Майкова", «Портрет АЛ. Струйской" отмечены интересом к внутреннему миру человека, колористическим богатством живописи, такой человеческой и лирической глубиной, которая до него не была свойственна русской портретной живописи.
Блеском живописного мастерства и полнотой жизненных характеристик отмечаются работы Д.Г. Левицкого, создателя парадного портрета. ('Портрет архитектора А.Ф. Кокоринова" (1769), "Портрет Екатерины II законодательницы" (1778)), Левицкий является и мастером камерного портрета ("Портрет М.А. Дьяковой" (1778)). К высшим достижениям мастера принадлежит известная сюита из семи портретов "Смольнянок" (1772 -1776). Искусство В Л. Боровиковского тесно связано с эстетикой сентиментализма, когда "чувствительность" стала модной ("Портрет М.И. Лопухиной" (1797), "Портрет Е.Н. Арсенъевой (вторая половина 1790-х).
В искусстве XVIII в. приобретает самостоятельность изображение природа. Пейзаж развивается как отдельный жанр, где видными мастерами были С. Щедрин, М. Иванов, Ф. Алексеев. Двое первых часто изображали окрестности Царского Села, Павловска, Гатчины, передавали впечатления путешествий по Италии, Швейцарии, Испании. Русским столицам, Петербургу и Москве, посвятил много произведений Ф. Алексеев, который учился в Императорской Академии художеств, а затем совершенствовался в Венеции. "Вид Дворцовой набережной и Петропавловской крепости" - одна из самых известных его картин, которая передает просторы невских берегов, разнообразную игру света на воде, строгую красоту дворцов классической архитектуры.
Вопрос о создании Академии Художеств возник еще при Петре I. По проекту графа И.И. Шувалова она была основана и 6 (17 ноября) 1757 г. открыта. Но, после воцарения Екатерины II, датой её основания указано было считать 1764 г., чтобы честь открытия принадлежала именно Екатерине.
В живописи того времени, в первую очередь, развиваются те разделы, в которых была потребность. К первым причислялись портреты, под вторыми подразумевали различные произведения: баталии, мифологически-аллегорические композиции, декоративные панно, религиозные изображения. В первой половине XVIII в. лишь начинает складываться понятие жанрового многообразия. Историческая живопись тоже делала свои первые шаги, прославляя величие свершавшегося. Как отдельный жанр историческая живопись утвердилась в России около 1750-х гг. и была связана с творческой практикой Академии художеств.
Выше всего в Академии ставился исторический жанр(изображение событий, связанных с историей, сюжетов из легенд, христианской и античной мифология). Основоположником исторического жанра в Академии был А.П. Лосенко.Значение творчества АЛосенко в том, что он впервые обращается к сюжетам из русской истории, устанавливая ее равноправие с общезначимой историей античного мира ("Владимир и Рогнеда" (1770)). Проникновенное, поэтичное, совершенное по живописи искусство XVIII в. отражало гуманистические идеалы просветительства с его высоким представлением о духовной ценности человека.
Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 3704;