Восточнославянское язычество

Обряд, ритуал, святилища, волхвы.

Имя божества Функции
Сварог – Род бог неба и небесного огня, творец Вселенной, отец Даждьбога
Даждьбог бог солнца и света, податель благ; священные животные – конь и петух
Перун покровитель воинов, войны, оружия; грома, молний, грозы; священное животное – тур; глава княжеского пантеона
Велес бог богатства, «скотий бог», покровитель подземных сил
Макошь земли и плодородия, покровительница женщин, домашнего очага и хозяйства
Симаргл божество семян, ростков и корней растений
Хорс божество солнечного свелила, солнечного диска, но не света (Гелиос)
Стрибог божество воздушных стихий (ветра, бурь и пр.)

Письменность, образование, литература

1 Кратко: распространение письменности связано с принятием христианства.

Создание славянской азбуки (глаголицы) – Кирилл и Мефодий.

На рубеже 9 и 10 веков возникла новая азбука – кириллица.

Развитие двух литературных языков: старославянский (язык христианства) и древнерусский (летописи, Русская Правда и пр.)

Начало школьному образованияю – Владимир (для аристократии).

Ярослав Мудрый – школа для детей старост и дух. лиц.

После принятия христианства стали появляться книги, переведенные с греческого и болгарского языков.

С 11 века появляется собственно русская литература. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона.

11-13 век: «Повесть временных лет», Нестор 1113, «Поучение к детям» В.Мономаха, «Слово о полку Игореве» (?) и пр.

В центре – важные исторические события.

2. Подробно

Распространение письменности на Руси связывают с принятием христианства. Создание славянской азбуки (глаголица) приписывают просветителям Кириллу и Мефодшо. На рубеже IX - X вв. возникла азбука, более удачно передававшая особенности славянских языков (кириллица).

Славянские языки в X в. были достаточно близки между собой и поэтому язык болгарских книг (старославянский или староболгарский), давший начало различным вариантам ('изводам") церковнославянского языка оказался вполне понятен древним русичам. После принятия христианства на Руси стала складываться так называемая письменная, "книжная культура".

Постепенно сформировался древнерусский литературный язык. Считается, что он был представлен в двух вариантах: старославянский, на котором были написаны все книги, связанные с христианской тематикой, и древнерусский литературный язык, обслуживавший различные сферы культурной, общественной и деловой жизни. Это язык "Русской Правды", "Слова о полку Игореве", летописей и т.д.

Появление письменности создало предпосылки для развития образования на Руси. Начало школьному образованию на Руси положил князь Владимир. Сразу же после введения христианства он приказал отдавать "на книжное учение" детей "лучших людей", т.е. местной аристократии. Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц. Имелись школы и высшего типа. Одна из них существовала при Киево-Печерском монастыре. Из нее вышли многие видные деятели древнерусской культуры. "Книжными мужами" (так летопись называет широко образованных и начитанных людей) были князья Ярослав Мудрый, Всеволод Яросла-вич, Владимир Мономах, Ярослав Осмомысл и другие. В княжеских семьях встречались и образованные женщины. Культурные потребности страны требовали значительного количества грамотных людей для переписки книг, так называемых" книжных списателей".

После принятия христианства на Русь широким потоком потекла литература, переведенная с греческого языка или написанная на болгарском, то есть церковнославянском языке. В первую очередь, ее представляли богослужебные книги: переводы многих Библейских текстов, Евангелия, Служебные Минеи, "Триодь Цветная" и "Триодь Постная". Получила распространение патристика - тексты канонических сочинений "отцов церкви". Популярны были нравоучительные сочинения - "Лествиш" Иоанна Лествичника, "Ответы" Афанасия Синаита, "Шестоднев" Иоанна, экзарха Болгарского (библейская легенда о сотворении мира в шесть дней).

Кроме названных, переводная литература на Руси была представлена следующим и жанрам и:палеи, агиография (жития святых): хроники (исторические сочинения, знакомившие читателя с всемирной историей в ее средневековом понимании - от сотворения мира до правления византийских императоров, и с современными событиями славянской и русской истории, наиболее известными из которых были хроники Григория Амартола (ГХ - X вв.) и Иоанна Малалы (VI в.), на основе которых стали создавать в середине XI в. собственные хронографы); космографии и физиологии (переводные сборники о свойствах реальных и легендарных животных, камней и деревьев) и другие. В Киеве в XI в. переводятся такие повести, как "Александрия", "Девге-ниево деяние", "История Иудейской войны" Иосифа Флавия, "Повесть об Акире Премудром", "Повесть о Варлааме и Иоасафе" итак далее.

Начиная с XI в. на Руси начинает складываться собственная литература, основанная на богатых национальных традициях устного народного творчества. Книги создавались и переписывались в основном монахами в монастырях. Из известных имен создателей литературных трудов можно назвать Нестора - летописца, Кирилла Туровского (ум. до 1182), Климента Смолятича (ум. после 1164). Среди ранних литературных произведений наиболее значительным является «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона.

Древнерусская литература сразу же стала складываться как многожанровая. Среди наиболее распространенных жанров можно назвать: летопись, жития (агиографию), повесть, сказания, слово. Наиболее известные сочинения XI - XIII вв.: "Повесть временных лет", написанная монахом Нестором в 1113г., "Киево-Печерский патерик", "Поучение Владимира Мономаха", "Житие и хождение Даниила, русской земли игумена", "Моление Даниила Заточника", "Слово о полку Игореве", "Слово о погибели земли русской", "Повесть о разорении Рязани Батыем" и другие.

Литературе этого периода был свойствен монументальный историзм: в центре произведения были, как правило, важные политические, общественные или духовные проблемы, героями - исторические личности, обладавшие типическими чертами.

Распространение литературы на Руси связано с развитием книжного дела. До XVb. книги были рукописными.

Материалом для их написания служил пергамен(пергамент) из кожи телят или ягнят. Для деловой, хозяйственной или бытовой переписки использовали бересту из коры березы (так называемые берестяные грамоты).

Наиболее древними из сохранившихся на Руси книг являются "Остроми-рово Евангелие11(1057), написанное для посадника Остромира, и два "Изборника". Один из них (1073) - переписан с болгарского оригинала по заказу князя Святослава и включал более трехсот восьмидесяти статей (выписки из библейских книг, сочинений византийских богословов и проповедников и т.п.), принадлежавших двадцати пяти авторам; в основу другого, (1076) был положен аналогичный принцип.

Литература и фольклор

В XIV - XVI вв, русская литературная традиция получила дальнейшее развитие. Наиболее ярким откликом на Куликовскую битву (1380) были "Сказание о Мамаевом побоище" и "Задонщина" Сафония Рязанского. В начале XV в. возродилась традиция общерусского летописания, отражающая не только местные, но и общенациональные идеи единства Руси. Продолжали создаваться жития святых,получили распространение хожения (хождения), бытовая повестьи другие жанры. Среди наиболее известных произведений «Сказание о князьях Владимирских", в котором обосновывается происхождение власти московских государей от римского императора Августа и византийского Константина; переписка Ивана Грозного сАндреем Курбским; "Великие Четьи - Минеи» (Великие Месячные Чтения), "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Ермолая Еразма, "Хожение за три моря" Афанасия Никитина, "Домострой" Сильвестра. Важную роль в создании "Великих Четьих - Миней", Лицевого летописного свода, "Степенной книги" сыграл митрополит Макарий.

Со второй половины XVI в. на Руси активизируется и переводческая деятельность. Популярны болгарские и сербские жития, сборники Пролог, Четьи -Минеи, "Измарагд", переводы греческих хроник.

Получает дальнейшее развитие устное народное творчество.Оно было представлено обрядовым фольклором,уходящим своими корнями в древность, язычество и связанным с народным аграрным календарем и ритуалами жизненного цикла: сменой времен года, свадьбой, похоронами и др.

Огромный пласт народного творчества составлял необрядовый фольклор:загадки, пословицы, поговорки, присловья, приметы; заговоры; песни (особенно исторические); эпические, героические сказания - былины, или старины; сказки, былички и так далее.

Былины - чрезвычайно важный жанр народного творчества. Наиболее известны былины киевского и новгородского циклов. Былины киевского цикла, связанные с Киевом, с Днепром Славутичем, с князем Владимиром Красное Солнышко, богатырями, начали складываться в X -XI вв. Героический эпос как бы заменяет собой м иф ический. Происходит своеобразная смена титанических образов героическими, а богов - героями. Это явление нашло наиболее яркое воплощение в былине о погребении Святогора и передаче им своей силы Илье Муромцу. В былинах отразились нравственные идеалы народа. Основные герои былин - богатыри, защитники земли Русской, защитники народа (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и др.). Былины насыщены историческими подробностями и обобщениями, реализованными в фантастическую форму. Складывание былин продолжалось долгое время после принятия христианства, появились новые герои и сюжеты, старые былины христианизировались. Очередной подъем былинного творчества приходится на XIV - XVI вв. и связан с монгол о-татарским нашествием. В былинах особым уважением пользуется земледелец и его труд (Микула Селянинович, Илья Муромец - крестьянский сын). Особый пласт представляют былины Новгородского цикла ("Садко", "Василий Буслаев")~ XIV-XV вв. Ранние записи былин относятся к XVII - XVIII в. В XVIII в. на Урале по приказу Демидовых были записаны Киршей Даниловым 28 былин, которые вошли в сборник, выпущенный в 1804 г. В середине XIX в. былины начали систематически записывать исследователи П.Н. Рыбников (1831 - 1885 гг.), А.Ф. Гильфердинг (1831 -1872 гг.) и другие, благодаря которым сохранились многие образцы мифопоэтическоготворчества наших предков.

Устное народное творчество тесно связано с праздничной, смеховой культурой, которая проявилась в гуляньях, забавах, играх, хороводах и в таком явлении народной культуры как скоморохи - странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Скоморохи были известны с XI в., но особую популярность получили в XV - XVII вв.

2. Архитектура

С принятием христианства – появление храмового строительства и использрвания камня. Исконно славянские – богатые традиции деревянного зодчества.

990-996 гг – первая каменная церковь – Десятинная в Киеве. Рухнула в 1240 г. при взятии Киева Батыем.

Крестово-купольный тип храма.

Самостоятельные архитектурные школы: владимиро-суздальская, новгородская, черниговская и пр.

Ключевые постройки:

ü Софийский собор в Киеве (1037, Ярослав Мудрый);

ü Софийский собор в Новгороде (1045-1050);

ü Успенский собор во Владимире (1158-1160);

ü Золотые ворота во Владимире;

ü церковь Покрова на р. Нерли (1166);

ü Дмитриевский собор во Владимире (1194-1197);

ü Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1234);

ü Николо-Дворищеский собор в Новгороде (1113);

ü Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119).








Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 942;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.