Романтизм
Попытки преодоления односторонности рационализма и моделирования целостной, гармонической личности в художественной культуре предопределили главные направления ее развития в ХГХ в. Оно пошло сначала по пути романтизма(фр. - romantisme; от ср. - век. Roman - роман), а затем, когда возможности романтизма были во многом исчерпаны, - по пути социально-аналитического искусства реализма.
Романтизму свойственны: отвращение к буржуазной действительности, решительный отказ от рационалистических принципов буржуазного просвещения и классицизма, недоверие к культу разума, которое было характерно для просветителей и писателей нового классицизма.
Нравственно-эстетический пафос романтизма связан с утверждением достоинства человеческой личности, самоценности ее духовно-творческой жизни. Образам героев романтического искусства свойственны изображение незаурядных характеров и сильных страстей, устремленность к безграничной свободе. Революция провозгласила свободу личности. Но и она породила дух стяжательства и эгоизма. Эти две стороны личности (пафос свободы и индивидуализм) весьма сложно проявились в романтической концепции мира и человека. Романтики основой искусства провозгласили субъективный произвол творческого воображения. Сюжетами для романтических произведений избирались исключительные события и необычайная обстановка, в которой действовали герои.
Зародившись в Германии, где были заложены основы романтического мировоззрения и романтической эстетики, романтизм стремительно распространяется по всей Европе. Он охватил все сферы духовной культуры: литературу, музыку, театр, гуманитарные науки, пластические искусства.
Немецкий романтизм выдвинул таких выдающихся писателей, как Жан Поль(1763-1825), Генрих фон Клеист(1777-1811).
Вершина романтизма — творчество Эрнста Теодора Гофмана(1776-1822). Гофман был необычайно одарен - талантливый музыкант, блестящий карикатурист, Его широко известным произведениям присущи драматизм и сарказм, лирика и гротеск («Эликсир дьявола», «Золотой горшок», «Повелитель блох»). Элементы сатиры особенно заметны в сказке «Маленький Цахес» (1819). Огромную роль в творчестве Гофмана играла музыка. В 1821-1822 гг. Гофман написал книгу «Записки кота Мурра», где композитор Крейслер противостоит коту Мурру, воплощающему мир обывательщины.
Гофман - один из основоположников немецкой романтической музыкальной эстетики и критики, Он автор одной из первых романтических опер — «Ундина».
В первой половине XIX в. творил Генрих Гейне (1797-1856) ~ великий поэт Германии, сочетавший в своем творчестве романтику и иронию. Вершиной идейного развития поэта стали «Современные стихотворения» (1839-1846) и поэма «Германия. Зимняя сказка» (1844). В «Зимней сказке» Гейне осмеивает отживший феодальный мир, защищает идею революционной борьбы за единую Германию. Революция 1848 г. потерпела поражение. Это стало для Гейне источником духовной трагедии. Последняя книга стихов Гейне «Романсеро» (1851) содержит мысль о торжестве зла над добром. Гейне непримиримо относится к реакционной Германии.
В Англии огромным было воздействие лирического романтизма Джорджа Ноэля Гордона Байрона (1766-1824). Его поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» опоэтизировала романтического бунтаря-индивидуалиста, образ которого был типичен ддя посленаполеоновской поры. В центре произведений Байрона - фигура мрачного, разочарованного и одинокого героя, который бежит от цивилизованного общества на Восток, где еще можно найти страсти и яркие чувства. В восточных поэмах «Гяур», «Корсар», «Абидосская невеста», «Лара» и других герой Байрона становится более активным, борется против восточного владыки, деспота и тирана. Сила этих поэм -в неукротимости общественного протеста.
Байрон — автор философских поэм, облеченных в драматическую форму — «Манфред» и «Каин». Одно из лучших произведений поэта - роман в стихах «Дон-Жуан», оставшийся незавершенным. В нем Байрон защищает свой идеал - политическую свободу, обрести которую можно, по мнению поэта, лишь на лоне природы, вдали от тирании цивилизованного общества. Активный гуманизм и пророческие предвидения сделали Байрона властителем дум тогдашней Европы.
Английский романтизм представляют также Дж. Ките (1795-1821) и ILE.Шелли (1792-1822).
В целом романтизм способствовал более углубленному философскому познанию, многостороннему художественному обобщению процесса развития человека и мира со всеми свойственными им противоречиями. Он обогатил культуру непреходящими по своему значению духовными ценностями и проложил новые пути для ее развития.
Во Франциипервой трети XIX в. романтизм был основным направлением литературы. Центральная фигура - Франсуа Ре не де Шатобриан(1768-1848). Он представлял консервативное крыло этого направления. Все написанное им — это полемика с идеями Просвещения и революции. В трактате «Дух христианства» прославляется «красота религии» и мысль о том, что католицизм должен служить основой и содержанием искусства. Спасение человека, по мнению Шатобриана, в религии. Шатобриан писал напыщенным, цветистым, ложно глубокомысленным стилем.
Сторонницей либеральных идей была Жермена де Сталь(1766-1817), много сделавшая для обоснования принципов романтизма. В романах «Дельфина», «Коринна» писательница защищает право женщины на свободу чувства. В 1803 г. Наполеон выслал ее из Парижа за выступления в защиту политической свободы; она писала о том, что нация обладает отличительными свойствами, только будучи свободной.
К направлению консервативного романтизма принадлежит творчество Альфреда де Виньи (1797-1863). Им написаны поэмы, драмы и исторический роман «Сен-Map», повествующий о заговоре дворян против кардинала Ришелье. В центре произведения — одинокая гордая личность, презирающая толпу.
Особое место занимает во французском романтизме творчество Альфреда де Мюссе (1810-1857). В «Испанских и итальянских сказках» автор иронически трактует романтические мотивы. Герои его пьес - молодые люди, не удовлетворенные действительностью, находящиеся в разладе с ней и не способные порвать с ней. В романе «Исповедь века» он говорит о представителях поколения 30-х гг., которое глубоко разочаровалось прозаической действительностью буржуазной Франции.
В литературе Франции XIX в. выделяют прогрессивный романтизм, представителям и которого считают Виктора Гюгои Жорж Санд.
Виктор Гюго(1802—1885) прошел сложный путь развития. В начале творческого пути он воспевал лилии Бурбонов (Бурбоны - королевская династия во Франции в 1589-1792, 1814,1815-1830 гг., лилия - королевский и государственный герб Франции в период средневековья) и католическое благочестие; с середины 20-х гг. - он сторонник либерально-демократических идей. В 1827 г. им были сформулированы принципы новой, романтической драматургии. Он критикует правила «трех единств», выступает против строгого разграничения жанров, утвердившихся в классицизме. Гюго требовал свободы и естественности, не отрицая значения «местного колорита», признавал возможным смешение трагического и комического. Этот манифест, изложенный Гюго в предисловии пьесы «Кромвель», сыграл положительную роль в освобождении литературы от канонов классицизма.
Выдающиеся романы Гюго - «Собор Парижской Богоматери», «Труженики моря», «Человек, который смеется». Особое место занимает роман «Отверженные», затрагивающий самые острые социальные проблемы XIX в. Живым воплощением революционного духа народа стал на страницах романа обаятельный образ мальчика Гавроша. В 1874 г. вышел последний роман Гюго «Девяносто третий год», посвященный Французской революции. Симпатии Гюго - на стороне революционных идей, но разрешить противоречия между революционной борьбой и гуманным чувством, между террором и милосердием ему не удается.
Романтическое направление в музыкеоказалось на редкость богатым выдающимися дарованиями: Р. Шуман,ЭЛГА. Гофман, К.М. Вебер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз,Дж. Мейербер.Романтические оперы создавали также Р. Шуман, Ф. Флотов, О. Ника лай.
Пробуждение общественно-политической жизни Италии, наступившее после Великой французской революции, вызвало перелом в развитии итальянского национального искусства. Новое направление оперного жанра связано с именем Дж. Россини(1792-1868), уже в первых операх «Танкред», «Итальянка в Алжире» предпринята попытка реформы оперы. Россини не только преобразовал жанр оперы-сериа (серьезная опера), драматизировав ее и расширив средства художественной выразительности, но и оперы-буффа (комическая опера) обогатив ее реалистическое содержание и заострив сатирические черты. Россини обращался к произведениям Вольтера, Шекспира, В.Скотта, Бомарше. Шедевр оперы-буффа Россини и мирового музыкального искусства - «Севильский цирюльник», в котором значительность сюжета сочетается с жизненной яркостью и остротой характеристик.
В итальянском музыкальном искусстве ХГХ в. романтическое направление представлено также творчеством В.Беллини и ПДоницетти. Они — последователи Дж. Россини. Творчество Россини оказало влияние на развитие французской героико-романтической оперы. Лучшая опера В .Беллини(1801-1835)— «Норма». Ему свойственна романтическая приподнятость. Он внес большой вклад в развитие бельканто (прекрасное пение — вокальный стиль, отличающийся певучестью, легкостью, красотой звучания).
Идеи романтизма нашли отражение в творчестве венгерского композитора, пианиста и дирижера ФеренцаЛиста Представителем романтизма был польский композитор и пианист Фредерик Шопен.
ВИталии в ХГХ в. в условиях политической реакции опера проявила себя как самый массовый и демократический жанр театрального искусства.
Шедевры оперного реализма - оперы Дж. Верди(1813-1901) «Аида», «Отелло» и «Фальстаф». Это музыкальные драмы с непрерывным развитием действия. Сцены построены свободно, с гибким переходом от речитатива к монологу, от соло - к ансамблю. Важное место отведено оркестру. У Верди полное слияние музыки с драматическим действием. Его произведения постоянно в репертуаре оперных театров мира.* Демократичность, глубокая человечность творчества Верди принесли ему большую популярность.
Во Франции получила развитие лирическая опера, которая отличается от большой оперы более интимной тематикой и сюжетами, заимствованными из классической литературы. Это оперы «Манон» и «Вертер» ЖМасснэ, «Фауст» и «Ромео и Джульетта» Ш, Гуно. «Гамлет» А. Тома и другие.
Лучшей во всем французском искусстве признана опера Ж. Визе «Кармен». П.И. Чайковский признавал ее в «полном смысле слова шедевром».
Середина XIX в. стала временем рождения нового музыкального жанра -оперетты - легкой оперы, включающей и танец, и диалог (произошла от комической оперы). Родина оперетты — Франция, а родоначальники - композиторы Ф. Эрвеи Ж, Оффенбах.Композитор, органист, певец, либреттист Ф. Эрве (1825-1892) во многих произведениях пародировал традиционные оперные формы. Им написаны «Маленький Фауст» и «Мадемуазель Нитуш». Композитору, дирижеру, виолончелисту Ж. Оффенбаху (1819-1880) мировую славу принесли оперетты «Орфей в аду», «Прекрасная Елена», «Парижская жизнь» и другие, а также опера «Сказки Гофмана».
Становлению прогрессивно-романтического театра во Франции способствовало творчество таких прогрессивных писателей, как де Сталь, Стендаль, Гюго, Мериме.
Вершина драматургии - драмы В. Гюго. Лучшие его пьесы - «Марион де Лорм», «Эрнани», «Король забавляется», «Мария Тюдор», «Рюи Блаз».
Особенно яркое выражение романтизм получил в балете. Сюжеты романтизма - противоречие между мечтой и действительность. Отрешенность от всего земного и вечное стремление к красоте, высоким идеалам, сильные страсти, мир грез, мечты и иллюзорности - обусловил отход от пантомимы и изобразительных средств танца. С утверждением романтизма в балетном спектакле главенствующее положение заняла танцовщица, получила развитие прыжковая техника, возникла техника танца на пальцах (пуантах), что открыло новые выразительные возможности. Первой танец на пуантах начала использовать итальянская танцовщица Мария Тальони(1804-1884). Самыми знаменитыми романтическими балетными спектаклями являются «Сильфида» и «Жизель» на музыку Адана. Первая постановка «Сильфиды» состоялась в Парижской опере. Господство реачгвма в культуре не лучшим образом отразилось на искусстве балета. Балетные постановки Западной Европы второй половины XIX в. отличались содержательностью и отсутствием драматической целостности, малым чувством стиля, помпезностью. На рубеже XIX-XX вв. возникает новое стилистическое течение -танец-модерн.
Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 967;