В ранней схоластике сформировались два противоположных направления — реализм и номинализм.
Реалисты признавали универсалии идеями или типами, существующими до вещей или существующими в самих вещах как объективные умственные сущности, субстанции. Такая точка зрения в общем восходит к Платону. Реально существует только общее, а индивидуальное реально не существует, оно лишь кажется существующим и есть не более чем обман чувственного восприятия. Видными представителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо.
Приверженцы номинализма (от лат.nomina— имена)считали универсалии всего лишь понятиями нашего ума, существующими после вещей. Крайние номиналисты вообще полагали их пустой знаковой стороной или оболочкой слова. Реально существуют только отдельные предметы. При этом в своей крайней форме номинализм утверждал, что общее — это только имена, слова и не имеет никакого значения вне языка. К числу номиналистов принадлежали Росцелин, Пьер Абеляр, Дунс Скот.
Кроме крайних форм существовали и умеренные варианты реализма и номинализма.Концептуализм(лат. conceptus — понятие) — умеренное направление средневековой традиции номинализма, занимающее в вопросе об универсалиях позицию трактовки последних в качестве содержащихся в человеческом сознании имен (nomina) соответствующих объектов, однако предусматривающее при этом наличие реально существующих общих признаков единичных предметов в качестве основания для объединения их в класс, фиксируемый в общем понятии (conceptus). Пьер Абеляр (XI–XII вв.) представляет концептуализм:
1. Универсалии, как идеи божественного духа, есть до вещей
2. Они существуют, далее и как общее в самих вещах; но эта общность не есть отдельная самостоятельная сущность (вещь), – она постигается человеческим духом путем абстракции
3. Универсалия существует и после вещей как понятие (conceptus) о вещах, которое образуется, поэтому, не произвольно, ибо оно имеет основание в самих вещах.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 1225;