Фома Аквинский был одним из тех религиозных философов, которые подчеркивают зависимость действий человека не от общест­ва, а от божественного закона.

Говоря словами самого Фомы Аквинского: «Человеческий закон це­нен только тогда, когда он соотносится с чистым разумом, которому ясно, что он следует из божественного закона». Здесь имеется в ви­ду, что божественный закон и чистый разум существуют независи­мо от общества. Люди, рассуждающие подобным образом, не обра­щают внимания на других, решая, как им действовать, но смотрят на свои идеи.

Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:

• даны пять доказательств существования Бога;

• систематизирована схоластика;

• закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего;

• доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следовательно, Бога над окружающим миром);

• выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;

• вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение;

• разделены философия и теология, причем философия поставлена в подчиненное положение по отношению к теологии;

• логически доказан ряд положений теологии и схоластики.

В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма.

В настоящее время получил распространение неотомизм - философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.

Значение средневековой теологической философиидля последующего развития философии в том, что она:

• стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и нового времени;

• сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку возникла на основе античной философии христианского учения;

• способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии — учения о бытии, полностью сливавшегося с античной философией, выделилась гносеология — самостоятельное учение о познании);

• способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный;

• положила начало появлению в будущем эмпирического (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического (Декарт) направлений философии как результатам соответственно практики номиналистов опираться на опыт (эмпиризм) и повышенного интереса к проблеме самосознания (Я-концепция, рационализм);

• пробудила интерес к осмыслению исторического процесса;

• выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое схоластика? Как она объясняла появление противоречий между разумом и религиозными догматами?

2. Что такое универсалии?

3. В чем заключалась сущность спора об универсалиях?

4. Что такое реализм и номинализм?

5. Какие разновидности реализма и номинализма существовали в средневековой философии?

6. Какова основная идея в учении Фомы Аквинского?

7. Какие существуют пути познания Бога с точки зрения Фомы Аквинского? Как он

доказывает, что они не противоречат друг другу?

 

 

Лекция шестая. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 








Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 1155;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.