Будет ли круг нерушим?

Чтобы показать, что все знание относительно и истина непознаваема, Кузанский использует понятие бесконечности, чтобы с его помощью пояснить идею Бога и реальности. Бесконечность, говорит Николай Ку­занский, присутствует во всем. Наимельчайшая частица содержит в се­бе бесконечность. В то же самое время бесконечность непостижима. Возьмем, например, круг. У него есть окружность и центр, и он может быть большим или маленьким.

Идея Николая Кузанского о том, что Бог и реальность напоминают бес­конечный круг, оказала такое же влияние на расцвет человеческой мысли, как и открытие, что Солнце, а не Земля, есть центр Вселенной, Если нет единого и абсолютного центра физического и духовного мира, то реальность должна быть более подвижной, чем ранее думали люди. Это значит, что у нас больше свободы в выборе своего поведения. Мы можем брать на себя больше ответственности за свои идеи и поступки. Этот новый взгляд на Вселенную предполагает, что человеку есть над чем подумать в ней. Идеи о мире могут быть понятны, потому что напо­минают произведения искусства, созданные людьми, так же как Бог со­творил мир. Человеческая природа, следовательно, также есть произ­ведение искусства и поэтому не развращена, а прекрасна. Одна из са­мых чудесных особенностей нашей природы заключается в том, что мы, как и Бог, можем быть художниками и творить новое.

Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления и богословом, очень близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений — Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др.

В период Позднего Возрождения (XVI-XVII вв.) в Европе (особенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи.

Представители натурфилософии:

1) обосновывали материалистический взгляд на мир;

2) стремились отделить философию от теологии;

3) формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;

4) выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной);

5) считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению).

Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

Николай Коперник (1473-1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия:

1) Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм);

2) Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца;

3) все космические тела движутся по собственной траектории;

4) космос бесконечен;

5) процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла.

Джордано Бруно (1548 — 1600) развил и углубил философские идеи Коперника:

1) Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной;

2) Вселенная не имеет центра и бесконечна;

3) Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд);

4) звезды — небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы;

5) число миров во Вселенной бесконечно;

6) все небесные тела — планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения;

7) не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог — одно целое.

Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г.

Галилео Галилей (1564 — 1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно:

1) изобрел телескоп;

2) с помощью телескопа исследовал небесные тела;

3) доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси;

4) обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни – «моря») на Луне;

5) открыл спутники вокруг других планет;

6) исследовал динамику падения тел;

7) доказал множественность миров во Вселенной.

Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который заключался в:

• наблюдении;

• выдвижении гипотезы;

• расчетах воплощения гипотезы на практике;

• экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой гипотезы.

Философия Реформации имела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими.

Предпосылками возникновения данного направления были:

1) кризис феодализма;

2) зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии;

3) ослабление феодальной раздробленности, становление европейских государств;

4) незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви;

5) кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций;

6) распространение в Европе идей гуманизма;

7) рост самосознания личности, индивидуализм;

8) рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, мистики, гусизма.

В Реформации выделяются два основных течения:

v бюргерско-евангелическое;

v народное.

Лидерами бюргерско-евангелической Реформации являлись М. Лютер и Ж. Кальвин.

Народная Реформация была представлена движением Т. Мюнцера, анабаптистами, диггерами и др.

Основоположником Реформации считается доктор богословия Мартин Лютер (1483 - 1546). 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма.

Основные идеи М. Лютера сводились к следующим:

1) общение между Богом и верующими должно происходить напрямую;

2) между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая Церковь;

3) необходимо упрощение обрядов;

4) церковь должна стать демократичной, а обряды — понятными людям;

5) необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства;

6) должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти;

7) дело служения Богу — не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан;

8) необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм;

9) необходимо запретить индульгенции.

 

Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Реформации был Жан Кальвúн (1509 — 1564). Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи.

Согласно Кальвину:

1) ключевой идеей протестантизма является идея предопределения;

2) смысл данной идеи в том, что людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть, не состояться в жизни;

3) все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению;

4) выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия;

5) профессия — это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу;

6) добросовестное отношение к своему делу — путь к спасению;

7) успех в работе — признак богоизбранности;

8) вне работы необходимо быть скромным и аскетичным. Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое религиозно-философское учение и систематизировал идеи Лютера, но и воплотил протестантизм на практике:

9) возглавил реформационное движение в Женеве;

10) добился признания реформированной (кальвинистской) Церкви в качестве официальной, упразднил в Женеве католическую Церковь и власть Римского Папы (сам Кальвин получил прозвище «Женевский Папа»);

11) подчинил кальвинистской Церкви светскую власть;

12) провел реформы как внутри собственной Церкви, так и в городе: были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение украшений, был установлен строгий пасторский надзор за населением, целью которого было воспитание граждан в духе аскетизма, пуританизма, добросовестного отношения к работе.

Результатом теоретических изысканий Кальвина и его практической деятельности стала универсализация Реформации, превращение ее из узкогерманского в международное явление.

Значение философии Реформации в том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы.

Результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в Европе:

v торжество различных направлений протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной Европе — Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии;

v сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Европы — Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др.








Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 1208;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.016 сек.