Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

Ренессанс обычно характеризуется как возрождение античных наук и искусств. Это правильно. Однако сводить Ренессанс только на одну античность – это значило бы не уловить в Ренессансе самого главного. Тут непонятно и то, с какой стороны воспроизводилась античность в Ренессансе; непонятно и то, какую античность надо иметь в виду. Говорят, что античность играла здесь роль земной опоры при отходе возрожденческого человека от средневековой твердыни. Однако в античности кроме земного было очень много и неземного, а возрожденческий человек в одних отношениях действительно отходил от средневековья, а в других отношениях пока еще вовсе не отходил. В истории, кроме того, никогда не бывает буквальных реставраций.

Те школы мысли, которые оказывали влияние на средневековую фило­софию, а именно неоплатонизм, аристотелевская схоластика и религи­озная философия, продолжали влиять и на философию эпохи Возрож­дения. Но новый интерес к философии Древней Греции и Древнего Ри­ма расставил новые акценты в старых идеях.

 

Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были:

1) совершенствование орудий труда и производственных отношений;

2) кризис феодализма;

3) развитие ремесла и торговли;

4) усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;

5) укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

6) появление первых парламентов;

7) отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;

8) повышение уровня образованности в Европе в целом;

9) великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);

10) научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).

 

Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:

гуманистическое (XIV-XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

неоплатоническое(сер. XV-XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

натурфилософское (XVI-нач. XVII вв), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

реформационное(XVI-XVII вв.), представители которого -Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;

политическое (XV-XV вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

утопическо-социалистическое(XV-XVII вв., представители - Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

 

К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

1) антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

2) оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики);

3) перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;

4) принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);

5) большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;

6) торжество индивидуализма;

7) широкое распространение идеи социального равенства

Тремя основными тенденциями (иногда — этапами) философии Возрождения принято считать 1) гуманизм и антропоцентризм; 2) неоплатонизм; 3) натурфилософию. Периодом расцвета гуманизма считается промежуток от середины XIV до середины XV в., неоплатонизма — от середины XV до первой трети XVI, натурфилософии — остаток XVI в.








Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 2847;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.