Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения
Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV - середине XV вв. Его центром была Италия.
К основным чертам гуманизма относились:
• антицерковная и антисхоластическая направленность;
• стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;
• антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей;
• жизнеутверждающий характер и оптимизм.
По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла.
Данте Алигьери (1265 - 1321)- автор «Божественной комедии» (им самим названной просто «Комедия», поскольку в то время комедиями именовались литературные произведения с благополучным концом). В своем произведении Данте:
• воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения;
• восхваляет человека;
• отходит от трактовки человека исключительно как божественного создания;
• признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом;
• верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.
Тем же духом пронизаны иные произведения Данте («Новая жизнь» и т. д.).
Франческо Петрарка (1304 - 1374) - автор «Книги песен», трактата «О презрении к миру» (на лат. языке) и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте.
Петрарка вносит в литературу, философию, культуры чуждые схоластике идеи:
1) человеческая жизнь дается один раз и уникальна;
2) человек должен жить не для Бога, а для самого себя;
3) человеческая личность должна быть свободной — как физически, так и духовно;
4) человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим;
5) человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал;
6) загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;
7) человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить;
8) внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.
Лоренцо Балла (1507 - 1557), автор трактата «О наслаждении как об истинном благе»:
1) ниспровергал церковные авторитеты;
2) критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность;
3) в центр мироздания ставил человека;
4) верил в возможности человека и его разум;
5) отвергал аскетизм и самоотрешение;
6) призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира;
7) был сторонником равенства мужчины и женщины;
8) высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.
Пико делла Мирáндола (1463-1494)
Вообще, говоря о философской системе Пико нельзя не признать ее двойственный характер. Для его сочинений характерна быстрая смена мистических и натуралистических пассажей. Философия Пико парадоксально сочетает в себе казалось бы несовместимое: патристику, схоластику, античную философию, перипатетику, зороастризм, древнееврейскую и халдейскую мистику. Причудливое переплетение учений и образов Христа, Моисея, Зороастра, Гермеса Трисмегиста, Платона, Аристотеля, Авиценны и многих других сам Джованни Пико объясняет так: «никому не присягая на верность, пройдя путями всех учителей философии, все исследовать, изучать все школы,... коснуться всех доктрин»? В этом обилии источников заключался глубоко полемический смысл: автор отказывался следовать некоей определенной школе и направлению и, приводя суждения самых разных мыслителей, находя в каждом из них нечто достойное изучения и использования, подчеркивал свою независимость от любой из существующих традиций. Таким образом, он не признает монополии на истину, скорее наоборот, отстаивает право каждой культуры на свое ее понимание. Основной его мыслью было единство человеческих знаний, непрерывная нить развития человечества вне зависимости от его разделения на народы и вероисповедания.
Самое знаменитое произведение Пико посвящено определению места человека в мировой иерархии. «Речь о достоинстве человека» была написана в 1486 г. Ею философ намеревался открыть диспут по своим 900 тезисам. После запрещения диспута «Речь…» нигде не издавалась и была известна лишь узкому кругу ближайших друзей. Впервые ее опубликовали в 1496 г., после смерти Пико. Начало этой речи признается теперь наиболее четким выражением возрожденческого антропоцентризма. Однако при ближайшем рассмотрении «Речь …» оказывается не столько гимном человечеству, сколько программой, которую должно осуществить.
Человек полностью вне космической иерархии, но приобщен к каждой ее ступени, не отражая, а как бы объединяя в себе миры. Отсюда происходит его царственное положение в мире, однако оно не данность, а результат собственных усилий человека. Таким образом, по природе своей человек есть чистая возможность, потенция. Мир разворачивается из человека и свертывается в нем. Это не бесконечность прямой, а бесконечность точки, замкнутая и централизованная, как в художественных композициях Ренессанса. Человек есть творец самого себя.
Философия Пико вырастает как гуманистическая интерпретация христианской идеи богоподобия человека. Он прилагает образ Абсолютного к человеку, поэтому человек в его доктрине предстает обладающим неисчерпаемой потенцией и перманентно выходящим свои пределы субъектом.
Неоплатонизм — идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в.
Теоретики неоплатонизма:
1) противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона;
2) предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;
3) не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм;
4) призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.
Наиболее известным представителем неоплатонизма эпохи Возрождения явился Николай Кузанский.
Николай Кузанский (1401-1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских для своего времени философских взглядов. Дал новую трактовку бытия и познания, согласно которой:
Он говорит, что Бог по природе своей непостижим. В то же время Бог является единственной достоверной истиной. Видимая реальность полна противоречий, которые показывают, насколько мало знает человек. Чем больше мы учимся, говорит Кузанский, тем больше мы видим, насколько мы невежественны. Он называл это знание «ученым незнанием» и говорил, что это все знание, которое мы можем иметь в этой жизни. Ученое незнание тем не менее не предполагает, что мы должны прекратить мыслить. Вместо этого мы должны продолжать думать об идеях, но воспринимать их не как истины, а как сотворенные вещи. Эта философия не стремится найти познаваемую, абсолютную истину. А если мы не можем знать истину, то все религиозные догмы, которых придерживались ученые и богословы на протяжении Средних веков, имеют другое значение. Эти религиозные постулаты — всего лишь один среди многих возможных образов мысли.
Сам Николай Кузанский был религиозным человеком, при жизни занимал пост кардинала церкви, но считал, что религиозные идеи относительны. Они являются не последним словом о реальности, но всего лишь приблизительной истиной.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 2210;