Учение о монадах
Основные положения монадологии следующие:
1) весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и Спинозы), а единую природу;
2) данные субстанции называются монадами (в переводе с греческого — «единое», «единица»);
3) монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием;
4) монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением;
5) по своей сути монада — это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние;
6) в силу непрерывности своего существования монада осознает себя;
7) монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: «не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти»).
Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:
1) «голые монады» — лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);
2) монады животных — обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;
3) монады человека (души) — обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;
4) высшая монада — Бог.
Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы.
Другой сферой философских интересов Лейбница наряду с проблемами бытия и учением о субстанциях (монадах) была гносеология (философия познания) - «Новые опыты о человеческом разуме», опубликованная уже после его смерти, в 1765 г.
Лейбниц попытался примирить эмпиризм и рационализм и сделал это следующим образом:
1) все знания разделил на два вида — «истины разума» и «истины факта»;
2) «истины разума» выводятся из самого разума, могут быть доказаны логически, имеют необходимый и всеобщий характер;
3) «истины факта» — знания, полученные эмпирическим (опытным) путем (например, магнитное притяжение, температура кипения воды, температура плавления различных металлов); как правило, данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер;
4) несмотря на то, что опытное (эмпирическое, «истины факта») знание вероятностное, а не достоверное (подобно «истинам разума»), тем не менее его нельзя игнорировать в качестве знания. Таким образом, по Лейбницу, познание может осуществляться не только путем получения только одного вида знаний — либо рационального, либо опытного, а их обоих видов, причем одно из них — рациональное (полученное на основе разума) — будет носить достоверный характер, а другое — эмпирическое (основанное на опыте) — лишь вероятностный.
Монадология Лейбница – это своеобразная система рациональной метафизики, которая в отличие от спинозовского пантеизма основана на принципе индивидуальности. Интересы Лейбниц были достаточно разнообразными: философия, богословие, математика, механика, физика (ему принадлежит открытие закона сохранения энергии), геология. У Лейбниц насчитывается огромное количество произведений (75 тысяч работ разного объема).
В философском плане отметим главную, как он сам считал, работу — «Теодицею» (сам же он и ввел впервые этот термин, ныне широко используемый). В этой работе он ставит задачу доказать, что существование в мире зла не противоречит тому, что миром правит всемогущий и благой Бог. Физическое зло состоит в страданиях, а моральное — в грехе. Страдания появились с грехопадением человека, а грех (здесь Лейбниц не открывает ничего нового) состоит в отпадении человека от Бога, в его свободе. Свобода человека является основным принципом лейбницевской метафизики: поскольку каждая душа есть монада и имеет в себе принцип действия, поэтому она и свободна.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что считал Декарт отправным пунктом для построения новой философии?
2. Как понимать знаменитое утверждение Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую».
3. Что такое врожденные идеи в философском учении Декарта?
4. Почему философию Декарта называют рационализмом?
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 1460;