Классический эмпиризм. Второе направление, классический эмпиризм, в лице Ф

Второе направление, классический эмпиризм, в лице Ф. Бэкона, Д. Локка, Д. Беркли и Д. Юма

1) видит основу познания, напротив, в чувственном восприятии, опыте;

2) правильное употребление разума должно упорядочивать восприятия и факты опыта и делать из них индуктивные выводы, обобщения;

3) эмпиризм развивался под влиянием нового экспериментально-математического естествознания Галилея–Ньютона, а также в связи с принципом индивидуальности в философии государства и права;

4) представители эмпиризма строили, прежде всего, теорию познания.

 

Томас Гоббс(1588-1679), ученик Бэкона, упростил и систематизировал взгляды учителя. Основные работы Гоббса — филос. трилогия «Основы философии»: «О гражданине» (1642), «Левиафан» (1651), «О теле» (1655), «О человеке» (1658).

Томас Гоббс

1) решительно отвергал теологическую схоластическую философию;

2) целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу;

3) в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма; критиковал рационалистическую философию Декарта;

4) был убежденным материалистом;

5) считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства;

6) разработал теорию государства;

7) первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор. Основной предмет философских интересов Гоббса — гносеология (учение о познании) и проблема государства.

Гоббс считал, что человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию. Чувственное восприятие — это получение органами чувств (глаза, уши и т. д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Данные сигналы Гоббс именует «знаками» и дает их следующую классификацию:

1) сигналы — звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений («пение» птиц, рычание хищников, мяуканье и т. д.);

2) метки — различные знаки, придуманные человеком для общения;

3) естественные знаки — «сигналы» природы (гром, молния, тучи и т. д.);

4) произвольные коммуникативные знаки — слова различных языков;

5) знаки в роли «меток» — специальная «закодированная» речь, понятная немногим (научный язык, язык религии, жаргон и т. д.);

6) знаки знаков — имена имен — универсалии (общие понятия). В качестве метода познания Гоббс выступал за одновременное использование как индукции, так и дедукции.

Проблема общества и государства, по Гоббсу, — главная в философии, поскольку цель философии - помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности, а человек живет и действует в обществе и конкретном государстве.

Гоббс стал автором всемирно известной книги «Левиафан» («Чудовище» — вышла в 1651 г. в период диктатуры Кромвеля), в которой обосновал теорию общества и государства. Суть Данной теории в следующем:

1) человек обладает изначально злой природой;

2) движущей силой действий человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты;

3) указанные качества приводят к осознанию каждым человеком права на все;

4) право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономический прогресс;

5) в целях совместного выживания люди заключили общественный (совместный) договор, в котором ограничили свои притязания и «право всех на все»;

6) для предотвращения «войны всех против всех», подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для регулирования жизни в обществе — государство;

7) чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государство должно стать всесильным;

8) государство — непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище-«Левиафан», которое «пожирает и сметает все на своем пути» — сила, которой невозможно противостоять, но которая необходима для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нем.

Философия Гоббса ориентируется на две образцовые научные дисциплины — механику и геометрию. Основываясь на первой, Гоббс строит теорию тел, подразделяющихся на природные (источником существования которых является реальность вне сознания, в конечном счете — Бог) и на политические (которые образуются благодаря воле и разуму человека). Мир, выстраиваемый на основе этой модели, сугубо детерминистичен.

 

Джон Локк (1632-1704) начал новый этап в развитии британского эмпиризма. В центре философии Локка — теория познания. Его главное филос. произведение «Опыт о человеческом разумении» (1690, рус. пер. 1898) содержит изложение целостной системы эмпирической философии, одной из главных задач которой было доказать несостоятельность допущения в познании к.-л. умозрительных предпосылок и, вместе с тем, невозможности метафизики, занимающейся трансцендентными проблемами. Локк создал грандиозную модель происхождения всего человеческого знания из чувственного опыта и исследовал получаемое таким образом знание с т. зр. его достоверности, очевидности, реальности и объема.

В его работах эмпиризм превращается в сенсуалистическую теорию познания, генетическую теорию «идей». Он разработал анатомию и физиологию рассудка, впервые сведя философию, по существу, к теории познания. Локк поставил перед собой в своём главном труде «Опыт о человеческом разумении» трудную задачу: исследовать саму познавательную способность человека, «механизмы» её работы, показать её возможности и пределы. Он хотел шаг за шагом проследить весь процесс возникновения, изменения, усложнения важнейших «идей» человеческого ума, начиная с простых ощущений и кончая идеями «мира», «души», «Бога».

Можно выделить следующие основные положения философии Дж. Локка:

1) мир материалистичен;

2) в основе познания может лежать только опыт («нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах»);

3) сознание — пустое помещение, которое в течение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о «чистой доске», на которой записывается опыт — tabula rasa );

4) источником опыта выступает внешний мир;

5) цель философии — помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности;

6) идеал человека — спокойный, законопослушный, добропорядочный джентльмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии;

7) идеал государства — государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.

 

Джордж Беркли (1685—1753) англ. философ и религиозный деятель, один из наиболее ярких и последовательных представителей имматериализма в Новое время. С 1734 — епископ в Клойне (Ирландия). Основные соч.: «Опыт новой теории зрения» (1709), «Трактат о началах человеческого знания» (1710), «Три разговора между Гиласом и Филонусом» (1713); «Алсифрон, или Мелкий философ» (1732), «Сейрис, или Цепь философских размышлений и исследований» (1744).

Можно выделить следующие основные идеи его философии:

1) само понятие материи ложно;

2) существуют отдельные вещи, отдельные ощущения, но единой материи как таковой нет;

3) материализм — тупиковое направление в философии, материалисты не способны доказать первичность отдельных вещей (которые они именуют материей) по отношению к идее;

4) наоборот, первичность идеи легко доказуема — перед изготовлением любой вещи существует ее идеал, замысел в уме человека, как и замысел окружающего мира в сознании Бога-творца;

5) единственная очевидная реальность есть сознание человека;

6) со смертью человека и его сознания исчезает все;

7) идеи — это самостоятельный субстрат, а не отражение чего-либо, окружающий мир подстраивается под идеи;

8) высшим доказательством первичности идеи является существование Бога; Бог вечно существует и не может исчезнуть, в то время как его творенье, окружающий мир непостоянен, хрупок и всецело зависит от него.

Философ формулирует знаменитый принцип: «Существовать значит быть воспринимаемым» (Esse est percipi). Утверждать, что за пределами сознания существуют объекты, инициирующие появление идей в сознании, означает, во-первых, выходить за пределы достоверного и, во-вторых, идти против логики, совмещая два несовместимых положения: что а) существует чувственно-воспринимаемый объект и что б) этот объект существует независимо от восприятия.

Есть только две вещи, две идеи, которые, согласно Беркли, все-таки существуют: Бог и душа. Хотя мы не можем непосредственно восприни­мать Бога или свою душу, мы можем вычислить их существование, ос­новываясь на том, что наши идеи совпадают.

Беркли стремился более последовательно провести принцип эмпиризма, поэтому он указал, что в «опыте», как его понимает Локк, нам даны одни лишь собственные «идеи». Все так называемые «вещи» – это комплексы ощущений, комплексы идей. Так называемый «мир» – это совокупность моих собственных ощущений. Вещи «существуют» в том и только в том смысле, что они ощущаются и мыслятся нами. Эта позиция получила в философии название субъективного идеализма.

Дэвид Юм (1711-1776) - другой английский философ, субъективный идеалист — придерживался следующих взглядов:

1) проблема отношения бытия и духа неразрешима;

2) человеческое сознание склонно к идеям;

3) сам человек есть концентрированная идея (вся человеческая жизнь есть процесс роста его идеальной силы — опыта, знаний, чувств);

4) без своей идеальной сущности (например, без воспитания, опыта, системы ценностей) человек не смог бы вообще полноценно воспринять мир;

5) человек состоит из двух идеальных начал: 1) «впечатления внешнего опыта» — приобретенные знания и опыт; 2) «впечатления внутреннего опыта» — аффекты, страсти;

6) аффекты, страсти играют большую роль в жизни человека и в ходе истории.

В своём главном труде «Исследование о человеческом познании» сделал все необходимые выводы из основного принципа Локка и провёл идею эмпиризма наиболее последовательно. Будем честны и последовательны, предлагает Юм всем сторонникам эмпиризма, «чистого опыта», и признаем, что мы не знаем и не можем знать, что является причиной наших впечатлений. Ограничимся исключительно описанием того, что дано нам в опыте, и не будем выходить за его пределы.

В опыте же даны лишь «перцепции», а об отношении перцепций к их причинам опыт молчит. Это – суть агностицизма Юма. На вопрос о причине ощущений, или основании опыта, он отвечает: не знаю. И никто не знает, знать не может и никогда не узнает. Метафизика как наука невозможна. Мы ничего не можем знать ни о сущем самом по себе, ни о субстанции тел, ни о душе как субстанции, ни о Боге и бессмертии. Юм, самый проницательный из скептиков, по определению Канта, завершает развитие классического британского эмпиризма и закладывает теоретическую основу для последующего позитивизма XIX–XX вв.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем видела философия Нового времени свою основную задачу?

2. За что Бэкон критиковал старую философию? Что такое дедукция и силлогизм?

3. Какой метод, с точки зрения Бэкона, должен стать основным в новой философии? В чем его достоинства по сравнению с дедукцией?

4. Что такое эмпиризм?

 








Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 2252;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.