Философия в советский период истории
В советский период отечественной истории (1917 — 1991 гг.) философская мысль, к сожалению, не имела возможности для полнокровного самостоятельного существования и развития в формах различных типов, направлений и течений. В условиях отсутствия свободы интеллектуального творчества и находясь под жестким контролем со стороны государства и правящей партии, философия постепенно превратилась в служанку политики. Она использовалась для теоретического обоснования закономерности советского строя и раскрытия его якобы исторических преимуществ и великих перспектив. Крайне негативно на развитии философской мысли в нашей стране сказалась высылка в 1922 году за рубеж большой группы философов (Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, Н.О.Лосскийи др.), не стоявших на коммунистических позициях. Тем самым уровень философии в советском обществе значительно снизился, что отрицательно сказалось на всей духовной культуре общества.
В СССР в 20-е гг. единственным философским течением постепенно становился марксизм, который со временем обрел статус официального учения. В первые годы Советской власти основную роль в его развитии играл В.И.Ленин. В стране издавались и широко распространялись работы классиков марксизма—К. Маркса и Ф. Энгельса, был образован Институт философии.
В 20 — 30-е гг. происходило активное подчинение философии политике. Из сферы философских поисков вытеснялись личности яркие и достаточно самостоятельные (Н.И.Бухарин, А.В.Луначарский и др.), а на смену им приходили личности тусклые и малообразованные, но зато стоявшие на позициях "революционного сознания" и "классового подхода". Многообразие мнений и течений подменялось единообразием и даже прямым администрированием. Издававшийся в 20-е годы группой А.М.Деборина (ученик Плеханова) журнал "Под знаменем марксизма" был закрыт, а передовые философы подверглись гонениям и даже репрессиям. На "философском фронте" все более утверждались сторонники И.В.Сталина (М.Б.Мишин, П.Ф.Юдин и др.). В 1938 г. вышел в свет "Краткий курс истории ВКП (б)" с большой статьей Сталина "О диалектическом и историческом материализме". Пропагандой она была объявлена "вершиной" творческого марксизма и положена в основу преподавания философии в учебных заведениях и методологии научного познания. На практике это затормозило на десятилетия вперед разномыслие в философии, отрицательно сказалось на становлении новых отраслей знания (генетика, кибернетика и др.). В предвоенные годы философия в СССР, в основе своей, была сведена к упомянутой выше статье Сталина. Ряд философов, стоявших на иных мировоззренческих позициях, либо погибли в лагерях (П.А.Флоренский, Г.Г.Шпет), либо были надолго репрессированы (А.Ф.Лосев).
После смерти Сталина и официального осуждения его культа (1956 г. XX съезд КПСС) в обществе наступила краткая "оттепель", и это несколько облегчило существование философии. Кроме "Вопросов философии", стал выходить также журнал "Философские науки", а в 60-е гг. была издана "Философская энциклопедия" в пяти томах. В ряде университетов страны были открыты философские факультеты, а советские философы стали участвовать в международных симпозиумах и конгрессах.
Следует заметить, что в советской философии определенное развитие получило историко-философское знание. Большой вклад в это внесли Г.Ф.Александров, В.Ф.Асмус, Т.И.Ойзерман.Происходили исследования в области логики (М.М.Розенталь, А.Ф.Лосев),философских проблем естествознания (Б.М.Кедров),теории познания (П.В.Копнин), исторического материализма (В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзон), теории человека (И. Т. Фролов), этики и эстетики (М. М. Бахтин, Л. М.Архангельский). Под влиянием "оттепели" появились яркие и оригинальные философы — Э.В.Ильенков, М.К.Мамардашвили, М.А.Лифшиц, В.С.Библери др. В целом же, в философии по-прежнему преобладал дух апологетики(защиты, оправдания) существовавшего общественно-политического строя и осмысления практики "коммунистического строительства" в нашей стране. Функция социальной критики в философии советского времени не имела полнокровных условий для своего существования.
В 70 — 80-е гг. наступил завершающий период в развитии советской философии. За редким исключением, она носила официальный и излишне идеологизированный характер. В ней существовал культ теоретиков марксизма и некритическое цитирование официальных материалов КПСС, речей высших руководителей страны. Существовал
жесткий идеологический контроль за всей системой подготовки и деятельности философских кадров в стране. По сути дела, философия существовала в единственном варианте—в виде канонического (нетворческого, застывшего) марксизма, превращенного в разновидность религии и социального мифотворчества.
Советский период в истории отечественной философии можно назвать трагическим, ведь здесь философская мысль лишилась самого важного условия для своего нормального существования — интеллектуальной свободы. Идеологизация и политизация философии негативно сказались на ее развитии. В ней образовался большой вакуум, который предстоит заполнять мыслителям нашего времени.
Итак, в России сформировалась национальная философская культура со специфическими традициями и разнообразным идейным содержанием. Русская философия самобытна, масштабна и многолика, несет в себе огромный потенциал знаний и веры, духовности и гуманизма.
Контрольные вопросы
- Что такое «русский космологически-природный архетип»?
- Приведите периодизацию русской философии.
- Объясните смысл понятия «соборность».
- Какое место в русской культуре занимал принцип общинного характера быта?
- Что такое «негосударственность русского народа» в философии славянофилов?
- Каково соотношение славянофильской социальной доктрины и теории официальной народности?
- Назовите христианские идеалы, нашедшие свое отражение в русской религиозной философии.
- Каковы основные черты философии русского Просвещения?
- Что такое западный путь развития для России?
- В чем истоки русского коммунизма? В чем смысл русского коммунизма?
- Каковы основные категории философии свободы Н.А. Бердяева?
- Как понимать идею органического целого И.О. Лосского? В чем её связь с идеей всеединства?
- Каковы основные принципы диалектического материализма? В чем особенность ленинского этапа в развитии марксистской философии?
- Каково отличие взглядов Г.В.Плеханова от идей В. И. Ленина?
- Что такое «всемирная церковь» в философии B.C. Соловьева?
- В чем особенность понятий «национальная идея» и «русская идея»?
Вопросы для самостоятельного изучения (СРС)
- Русская философия: становление и характерные черты.
- Особенности процесса секуляризации в России. Соотношение светских и церковных институтов.
- Роль языческой культурной традиции в эволюции мировоззрения.
- Философская мысль в эпоху петровских преобразований.
- Философская антропология А. Н. Радищева.
- Славянофилы о судьбе России и особенностях ее исторического пути.
- Западническая ориентация в российской философской мысли.
- П. Я. Чаадаев, его историософия. «Философические письма».
- Особенности материализма русских естествоиспытателей конца XIX - начала XX веков. /И. М. Сеченов, Д. И. Менделеев, К. А. Тимирязев/
- Философия всеединства В. С. Соловьева.
- Н. А. Бердяев о судьбе России.
- Философия и социология русских революционных демократов. Социологические концепции народников.
- Особенности русской религиозной философии и ее современное значение.
- Философские представления Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.
- Разработка концепции христианского социализма в России.
- Концепция всеединства П.А.Флоренского, Л.П.Карсавина, С. Л. Франка.
- Евразийство как одна из разновидностей идеи русской самобытности.
- Философия «общего дела» Н. Федорова.
- Идеи русского космизма.
- Учение В. И. Вернадского о ноосфере.
- Вклад Г. В. Плеханова в развитие философии.
- В. И. Ленин как философ.
- Основные черты и особенности советской философии.
Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература
- Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. — М., 1989.
- Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. —М., 1990.
- Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1998.
- Вехи. Интеллигенция в России. Сб. статей 1909 - 1910. – М., 1991.
- Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.
- Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Ч. П. Кн. 5. Гл. V (любое издание).
- Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России. Критика и эстетика. — М., 1979.
- Кантор В.Западничество как проблема «русского пути»// Вопросы философии.1983. №4.
- Ломоносов М.В. Избранные философские произведения. – М., 1950.
- Лосекий Н.О. История русской философии. – М., 1991.
- Мудрое слово Древней Руси. – М.,1989.
- Поляков Л.В. Философские идеи в культуре Древней Руси. Историко-философский очерк. – М., 1998.
- Российская ментальность: Материалы «круглого стола»//Вопросы филосфии.1994.№1.
- Русские философы (XIX-серXXвека). Антология. Вып. 1,2. – М., 1994.
- Трубецкой Н.И. Славянофильство. – М.,1986.
- Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия // Вопросы философии. 1991. № 5.
- Чаадаев П.Я. Философические письма. Аналогия сумасшедшего. — М., 1989.
- Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии. – М., 1984.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 7591;