Важнейшие течения в философии XIX века (период классики)

XIX столетие по праву называют "золотым веком" русской филосо­фии, — по богатству ярких имен мыслителей, содержательных учений, школ и идей. То был классический период в истории русской философии, эпоха универсализма (многообразия) в ней. В центре внимания находи­лись проблемы философии истории, на осмыслении которых в немалой степени формировалось национальное самосознание, обосновывалась русская идея. В это время философская мысль развивалась, в значительной мере, внутри художественной литературы. Философия и литература ХIХ века образовали весьма оригинальный и нерасторжимый синтез, ставший прочной традицией отечественной духовной культуры. К началу этого века философия изучалась уже в пяти университетах России.

Начало классического периода было связано с творчеством П.Я.­Чаадаева, а в художественной литературе — с А.С.Пушкиным. В это время в философии и литературе отчетливо обозначилась проблема выбора Россией своего социального идеала, путей и форм ее дальней­шего развития, взаимоотношений с мировым сообществом.

П.Я.Чаадаев одним из первых в XIX столетии поднял вопрос об особенностях исторического развития России и Западной Европы, о русском национальном самосознании. Вначале он высоко оценивал западную цивилизацию и ее достижения, с сожалением писал об от­ставании России от "общего движения": "Мы живем без прошедшего и без будущего, среди плоского застоя". Позже Чаадаев стал крити­чески относиться к Западу, выделяя в его социальном организме та­кие пороки, как эгоизм, враждебность частных интересов, жизнь по расчету и т.п. Напротив, выделяя достоинства русского народа (сове­стливость, солидарность, открытость и щедрость души), философ раз­мышлял об особой роли России в мире. По его убеждению, эта роль должна состоять в том, чтобы разрешить наиболее сложные пробле­мы человечества, "дать миру какой-нибудь важный урок".

Раздумья Чаадаева об исторической судьбе России дали толчок расколу в русской общественной мысли XIX столетия и возникнове­нию в ней двух противоположных течений — западничества и славя­нофильства.Основным предметом их спора стала тема места России в мировой истории, социального идеала россиян и путей движения к нему, тема соотношения национального и общечеловеческого.

Славянофилы (И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, братья И.С. и КС.Аксаковыи др.) были выразителями "женского" (чувственно-эмоциональ­ного) начала в русском национальном самосознании. Славянофильству, как мировоззрению, была присуща острая критика западной цивили­зации как якобы "безбожной", где все продается и все покупается. Это мировоззрение ориентировалось на православие, которое рассматри­валось в качестве духовной основы русской нации. Религиозная вера считалась подлинным двигателем исторического процесса. Славянофи­лы хотели, по выражению русского философа В.С.Соловьева, "Хотели для России Христа", т.е. развития общества на основе религиозных ценностей. По их убеждению, формой государственного устройства в России должна быть монархия, как якобы наиболее полно выражающая дух и тради­ции русского народа.

Социальной же основой общества призвана стать патриархальная семья. В славянофильстве идеализировалась допетров­ская Русь, где традиции и мораль народа еще якобы не были разруше­ны "тлетворным" и "разрушительным" влиянием западной культуры.

Славянофилы подчеркивали идею соборности, которая рассматри­валась ими как выражение коллективистского духа россиян, их общин­ного ("хорового") начала в образе жизни. Соборность означает собира­ние, соединение всех сил ради общего дела на основе веры в Бога. С точ­ки зрения славянофилов, русский народ — это особый народ ("народ-богоносец", по определению Ф.М.Достоевского), призванный к высо­кой роли в мире.

В целом же, мировоззрение славянофилов было осно­вано на трех принципах: православие, самодержавие и народность.По сути дела, славянофильство — это философия религиозно окрашенного коллективизма. Задачу последующего развития России они видели в том, чтобы дух православия пронизал весь общественный организм, придал ему высший смысл и развитие, при сохранении самобытности страны. Свобода индивида возможна, но лишь путем подчинения его абсолют­ным ценностям — религии и церкви, государству, своему народу.

Что касается западников (А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Н.П.Огареви др.), то они по-иному смотрели на проблему прошлого, настоящего и будущего России. Западники были выразителями "мужского" (рациональ­ного) начала в русском национальном самосознании. Они активно выс­тупали за европеизацию страны, ликвидацию феодально-крепостничес­ких отношений и развитие общества по буржуазному пути. В этом смыс­ле это были как бы "агенты" западной культуры в российском обще­стве. Их идеалами являлись гуманистические учения эпохи Возрождения и французского Просвещения, передовые идеи в творчестве Г.Гегеля и Л. Фейербаха.Как правило, они последовательно придерживались атеис­тических взглядов, видя в религии и церкви тормоз общественного про­гресса. Западники давали высокую оценку человеческому разуму и на­уке, уважительно относились к правовым ценностям и нормам общества, положительно воспринимали реформы Петра Великого.

По убеждению западников, основной ценностью и целью обще­ства должен быть индивид, а государство призвано защищать его ин­тересы. Человек вправе быть свободным от предрассудков и обладать независимостью в обществе ("не петь в общем хоре"). Европейскому человеку, как идеалу западников, доступны знания, он владеет свои­ми страстями, способен покорять окружающую природу и преобразо­вывать общественные отношения. Он должен быть трудолюбив, пун­ктуален, воспитан и терпим к инакомыслию. Ему свойственно любить красоту и ценить женщин, которые наиболее полно воплощают в себе совершенство и гармонию.

Западничество, таким образом, есть не только мировоззрение, но и установка на определенный (европейс­кий) образ жизни. Это идейное течение было неоднородным: революционное (Герцен, Белинский) и просветительское (Т.Н.Грановский). Из среды западников вышел писатель Н.Г.Чернышевскийи народники, а позже и первые русские марксисты. Как и славянофилы, западники горячо любили Россию, искренне желали ей блага и процветания.

Самой крупной и многогранной личностью в русском западниче­стве был А.И.Герцен,"Вольтер XIX века". В своих произведениях ("Письма об изучении природы", "Дилетантизм в науке", мемуары "Бы­лое и думы") он обратился к философским проблемам естествознания, к рассмотрению исторического процесса и судьбе России. Будучи рево­люционером, Герцен любил подчеркивать, что прошлое русского на­рода темно, настоящее ужасно, и поэтому остается лишь надежда на лучшее будущее.

Основным смыслом своей жизни он считал освобож­дение России от крепостничества, и в этих целях им была разработана концепция крестьянского социализма. Герцену представлялось, что ос­новой будущего справедливого общества призвана стать сельская об­щина ("мир") с ее здоровой моралью и духом коллективизма, простей­шими элементами демократии. Однако общину следует "оплодотво­рить" западной наукой и иными достижениями цивилизациями (техни­ка, политические свободы, правовые нормы). По убеждению Герцена, русский социализм станет соединением "храма науки" с "цехом челове­чества", т.е. народными массами. Для становления такого социализма потребуется и новый человек, способный свободно и со знанием дела творить новые общественные отношения и институты.

Славянофильство и западничество являли собой противополож­ные мировоззрения и модели развития русского общества. Но ни одно из этих течений не выразило, да и не могло выразить сложную и мно­гогранную "русскую идею", т.е. национальное самосознание. Со вре­менем эти течения постепенно стали вырождаться, уступив дорогу но­вым социально-философским учениям. Проблема же выбора Россией пути своего исторического развития сохранила свою актуальность, в том числе и в наше время.

Кроме названных выше, в русской философии XIX столетия суще­ствовали и иные идейные течения. Так, заметную роль среди них играл философский материализм Н.Г. Чернышевского. Этот русский ученый и писатель-просветитель внес заметный вклад в философское осмысле­ние сущности и природы человека. В своей статье "Антропологичес­кий принцип в философии" Чернышевский подчеркивал, что человек представляет собой цельное существо и, являясь продуктом эволюции живой природы, он должен исследоваться в первую очередь с позиций естествознания.

Сущность антропологического принципав философии состоит, по Чернышевскому, в том, чтобы рассматривать человека преж­де всего как природное существо. Цель всех устремлений человека — получение наслаждений, счастья. Полагая, что основным качеством (свойством) человека является эгоизм ("Человек любит прежде всего себя"), Чернышевский в связи с этим разработал теорию ''разумного эгоизма". Русский ученый подчеркивал, что с помощью разума чело­век может и должен приводить свои поступки в соответствие с интере­сами всего общества. Эта идея была подробно раскрыта им в своем зна­менитом романе "Что делать?" на образах русских революционеров.

Н.Г.Чернышевский активно развивал также теорию социальной фи­лософии. Он стремился вскрыть естественные предпосылки социально-классовой борьбы в обществе, видя их в глубоком различии потребно­стей и интересов людей. Русский ученый был убежденным сторонни­ком идеи крестьянской революции, считая ее самым радикальным спо­собом решения острых социальных проблем (прежде всего—крестьян­ского вопроса) в России с помощью движения самих народных масс. По убеждению Чернышевского, в истории действует закон нарастания прогресса, где особую роль играет знание как основной двигатель про­грессивных изменений в обществе. Но решающей силой все же является революция как коренное преобразование общества.

Социально-философские взгляды и творчество Чернышевского вы­соко оценивал В.И.Ленин. А К.Маркс, по его признанию, специально выучил русский язык для чтения в подлиннике работ Чернышевского.

Заметным явлением русской общественной мысли 60 — 70-х гг. XIX в. было народничество как политическое движение и мировоззрение, в котором основной явилась идея крестьянского социализма. В народни­честве существовали три течения, представленные крупными мыслите­лями: анархистское, пропагандистское и заговорщическое. М.А.Бакунин развивал и проповедовал идеи анархизма, в котором основным является тезис о необходимости замены государства-угнетателя свободной и са­моуправляемой ассоциацией трудящихся. "Упразднение" государства посредством бунта должно произойти "на следующий же день" после революции, иначе она не исполнит своей миссии. П.Л.Лавровпризывал постепенно готовить общество к революции с помощью активной про­паганды социалистических идей в народе, чем и должна заниматься ин­теллигенция ("критически мыслящие личности"). Напротив, Ткачевбыл убежден в необходимости осуществить революцию немедленно, с помощью бунта и террора. Исполнить такую миссию призвана "партия действия", которая представляет собой революционное меньшинство.

В середине 80-х годов народничество, в силу прежде всего объек­тивных причин, распалось. Из него выделились первые русские мар­ксисты, некоторые либеральные течения. В целом же народничество представляло собой субъективизм в теории, доходящий до волюнта­ризма на практике. Наиболее радикальные и обоснованные подхо­ды к решению социального вопроса в России были предложены рус­ским марксизмом.

Проникновение марксизма с Запада и его укоренение на русской почве происходило по инициативе прежде всего Г.В.Плехановаи его единомышленников. Русские марксисты видели в зарождающемся рабочем классе ту социальную силу, которая на деле способна осуще­ствить социалистическую революцию. В отличие от народников, мар­ксисты стремились опираться не столько на меньшинство (революци­онная интеллигенция), сколько на большинство (народные массы). Они полагали, что противоречивое и конфликтное развитие капита­лизма неминуемо приведет к социальному взрыву и революции, пост­роению в России социализма.

Самой крупной и многогранной фигурой в русском марксизме был В.И Ленин —мыслитель и революционер, автор огромного теоретичес­кого наследия. Его первые научные работы были посвящены исследова­нию быстро развивавшегося в конце XIX столетия в России капитализ­ма. Необходимыми условиями подготовки и осуществления социалисти­ческой революции Ленин считал создание политической партии и разви­тие сознательности рабочего класса. По сути дела, идея революции яви­лась ключевой во всей социальной философии этого мыслителя и полити­ка. Все иные теоретические изыскания Ленина фактически были подчи­нены решению задачи обоснования необходимости социалистической революции и созидания в России нового типа общественных отношений (социализма и коммунизма).

В пролетарской идее и революционной воле Ленин видел основные инструменты для глубоких социально-экономи­ческих и иных преобразований в интересах трудящихся. В целом обще­философские и социально-философские произведения В.И.Ленина ("Ма­териализм и эмпириокритицизм", "Философские тетради", "Государство и революция") существенно дополнили и обогатили марксизм и его ми­ровоззренческие основы. "Философским завещанием" Ленина принято считать его небольшую статью "О значении воинствующего материа­лизма" (1922 г.), в которой он определил программу развития филосо­фии в советском обществе, подчеркнул важность тесного союза филосо­фии и естествознания, просвещения трудящихся.

Универсализм русской философии XIX столетия проявил себя и в наличии в ней ряда иных течений. Как и вся общественная мысль того времени, они, как правило, социально окрашены, ориентированы на осмысление социальных проблем и исторического процесса, места и роли в нем России.

К числу таких течений следует отнести философию права, в рамках которой развивалась идеология либерализма с его идеей незыблемости прав и свобод человека. Виднейшим представителем этого течения был Б.Н.Чичерин — философ, историк и правовед. В своих произведениях он разработал теорию общественно-политической и правовой жизни. Чичерин подчеркивал, что человек богоподобен, а его основными качествами являются достоинство и свобода. Личность с ее неотчуждае­мыми правами и свободами представляет собой "корень и определяю­щее начало" всех общественных отношений и институтов. Государство призвано существовать лишь для того, чтобы выражать общие интере­сы, издавать законы и следить за их соблюдением.

Каждый человек сво­боден, однако эта свобода должна иметь границы в виде законных ин­тересов другого человека. В правовом обществе должна существовать не только свобода человека, но и его ответственность за собственные поступки. По убеждению Чичерина, история человечества являет со­бой не только процесс расширения свободы человека, но и совершен­ствование правовых норм и институтов в обществе.

Во второй половине прошлого столетия большое распростране­ние получила русская философия истории. В ней рассматривались дви­жущие силы и логика развития как мировой, так и отечественной ис­тории. Один из представителей этого течения, Н.Я.Данилевский, в книге "Россия и Европа" разработал теорию обособленных "культурно-ис­торических типов" (цивилизаций), которые находятся в постоянной борьбе друг с другом и внешней средой. Наиболее перспективным Да­нилевский считал славянский тип цивилизации, который, по убежде­нию ученого, наиболее полно представлен в русском народе.

В тот же исторический период заявила о себе и философия консер­ватизма (К.Н.Леонтьеви др.). В 60-е годы сформировалось почвенни­чество — литературно-философское течение, участники которого (Ф.М.Достоевский и др.) выступали за сохранение "национальной почвы" и "народного духа" как основы социального и духовного раз­вития России.

В это же время в России значительное развитие получил естествен­нонаучный материализм (Д.И.Менделеев, И.М.Сеченови др.). Он был ориентирован на философское осмысление данных естествознания и продолжал традиции М.В.Ломоносова, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевс­кого.В работах ученых-естествоиспытателей исследовалась тема ма­терии и ее важнейших свойств, природа человека, деятельность его мозга, проблема смерти и бессмертия. Русские ученые-материалисты подчеркивали особую роль науки и образования в общественной жиз­ни, верили в лучшее будущее России и старались приблизить его.

XIX столетие дало миру и такое интересное явление, как рус­ский космизм (Н.Ф.Федорови др.). Позднее идеи космизма активно разрабатывал, в частности, К.Э.Циолковский. Этот русский ученый высказывал мысль о возможности обитания в космосе иных разум­ных существ, призывал к практическому освоению космического про­странства, ведь нельзя, по его словам, "вечно жить в колыбели". Ци­олковский верил, что освоение космоса даст людям "горы хлеба и без­дну могущества". Ему принадлежит ряд идей, образующих "космическую этику", — равенство всех разумных существ в космосе, их вза­имная ответственность за сохранение жизни, ненасилие.

Особое место в истории русской духовности занимает религиоз­ная философия, всплеск которой произошел во второй половине XIX и начале XX веков. В силу своей специфики и богатства идейного содержания данное философское течение заслуживает отдельного рас­смотрения и изучения.

Выше нами было отмечено, что русская философская мысль XIX столетия развивалась в значительной степени внутри художественной литературы, на пересечении этих двух форм духовного творчества. Это делало литературу философичной, а философскую мысль — образной, яркой и выразительной. По выражению А.Ф.Лосева, художественная литература является "кладезем самобытной русской философии". В литературе (особенное поэзии) глубоко затрагивались вопросы о мире и бытии человека в нем, его свободе и счастье, смерти и бессмертии. Особенностью русской художественной литературы является также ее психологизм, повышенное внимание к духовному миру человека, по­иску им себя в этом мире, смыслу его жизни и призвании (Ф. М.Досто­евскийи др.). Русская литература XIX века обращена к теме истории, борьбе в ней сил добра и зла (Л.Н. Толстойи др.). В России существу­ет богатая философская поэзия (Ф.И. Тютчеви др.), которая с полным основанием может рассматриваться как неотъемлемая составляющая отечественной философской культуры. В целом же, русской литерату­ре всегда был присущ дух правдоискательства— настойчивый поиск такого социального идеала, который смог бы наиболее точно и полно выразить чаяния и надежды, национальное самосознание русского человека, т.е. русскую идею.








Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 1142;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.