Авангардистские течения 10-20-х гг. и модернизм
Термин "модернизм" используют для обозначения новых явлений в искусстве XX в., а тем самым - и в литературе как одном из его видов.
В период 1910-1920-х гг. модернизм формируется в художестве иную систему. В его русло влились возникшие в начале века течения - экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм. В произведениях модернистов - писателей, художников, музыкантов, скульпторов - выражено мировосприятие людей сложной общественно-исторической эпохи, наполненной множеством масштабных событий и перемен. Происходит поиск новых приемов и средств самовыражения, раскрытия своего "я", психологии своих современников. Они обращаются к внутренней жизни человека, миру его чувств, особенностям восприятия окружающего, к работе памяти и сознания. Движение мыслей, впечатлений, памяти передается в "потоке сознания". Было бы неправомерным считать интерес к освоению способов передачи работы сознания и движения чувств особенностью лишь модернизма. Он проявился в творчестве классиков разных эпох - Шекспира, Гете, Стендаля, Толстого. В модернизме XX в. внимание к внутреннему миру, к самовыражению авторского "я" обостряется.
"Отцами модернизма" являются: в английской и ирландской литературе -Дж. Джойс, В. Вульф, Т. Стернз Элиот; во французской литературе ~ М. Пруст, А. Жид, П. Валери, А. Камю, Ж.-П. Сартр; в немецкоязычной литературе — Ф. Кафка, Г. Гейм, Г. Тракль.
Литература второй половины XX в. (1950-1990 гг.)
После второй мировой войны и победы над фашизмом литературный процесс вступает в период существования и противостояния различных общественно-политических укладов.
На сцену выдвигается литература стран "третьего мира". Необыкновенно возрастает значение литературы Латинской Америки.
Английскую литературу представляют писатели старшего поколения Грин, Сноу, И. Во; "сердитые молодые писатели" Осборн, Силлитоу, С. Чаплин, Болт; Голдинг и его философско-аллегорические романы-притчи; философско-психологические романы А. Мер док; и обращение к теме обретения самосознания как необходимого условия свободы в творчестве Дж. Фаулза.
В американской литературе провозглашается культ свободы от социально-политических условностей в движении битников и молодежной "контркультуре" - манифест битничества "Вопль" Гинзбурга и роман Керуака "На дороге". В контексте контркультуры Сэлинджер передает обостренное ощущение разлада с окружающей жизнью. Появляются новые жанры: "новый журнализм" и документальные жанры.
В латиноамериканской литературе раскрывается тема судьбы, мифологема одиночества, проблема национального самосознания и философского осмысления истории. "Магический реализм" и "необарокко" в латиноамериканской литературе реализуется в творчестве Маркеса и Карпентьера. Борхес вводит коллаж, хеппенинг в структуру романа.
Выражением духа времени становится Постмодернизм как феномен второй половины XX в.: произведения Роб-Грийе, Фаулза, Кортасара, Борхеса, роман Умберто Эко "Имя Розы".
В контексте культуры XX в. ярко проявляется японская литература: Кавабата Ясунари как "выразитель сути японского мышления", экзистенциальные мотивы романов Кобо Абэ.
Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 1901;