Основные направления живописи XX века
Основные направленияв живописи XX века: фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, метафизическая живопись, дадаизм, сюрреализм, поп-арт, гиперреализм, концептуализм, соц-арт.
Фовизм(от франц. fauve - дикие) берет начало с Осеннего парижского салона 1905 г. Все творчество фовистов основывалось не на какой-либо теоретической концепции, а на интуитивных поисках цветового совершенства в стремлении сделать видимыми для глаза то, что увидеть нельзя: чувства и настроения, которые возникают у художника. Сторонники фовизма - А. Матисс, А. Дерен, М. де Вламинк, А. Марке, Ж. Руо, К. ван Донген и другие -поставили перед собой цель не копировать, и «изобретать реальность», следуя своим внутренним желаниям. Они не считались ни с какими установленными в европейской живописи законами: перспективы, светотени. Главной для них становится выразительность, поиск чистых средств выражения.
Экспрессионизм (от лат. expressio - выражение) является, по-видимому, самым сложным и противоречивым направлением модернизма. Как течение в изобразительном искусстве он объединяет, прежде всего, художников, работавших в Германии в начале века. В 1905 г. возникает дрезденская группа «Мост», затем к немецким участникам присоединяются художники-иностранцы, среди которых были и русские художники. Грубая выразительность, искажение формы и цвета как проявление напряженного чувства - характерные черты экспрессионизма. Картина для них была средством, с помощью которого они надеялись разрешить противоречия эпохи, создавая внутренне напряженные, взрывчатые формы. Идеи экспрессионистов оказали и до сихпор оказывают влияние на многих художников, особенно на тех мастеров, которые хотят выразить свое неприятие уродливых явлений современного мира.
Началом кубизмаможно считать появление картины П. Пикассо «Авиньонские девицы». Поль Сезанн как-то сказал: «Трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса», а появлением термина это течение обязано рецензии на выставку Ж. Брака. Кубисты исходили из убеждения, что художник должен не следовать видимой реальности, а творить новую. П. Пикассо — глава течения - говорил, что рисует не то, что видит, а то, что знает. Он обращался к интеллекту человека, рассматривая свои картины как «отрицание чувств». Ж. Брак впервые выводит промышленно отпечатанный текст на полотно картины, затем на полотно стали помещать различные инородные материалы. Так картина превратилась в некий материальный объект, получивший название коллажа. Кубизм прошел в своем развитии несколько этапов: сезанновский, аналитический, синтетический, рокайльный. Основные представители: X. Грис, Ф. Леже, Р. Делоне и, конечно, П. Пикассо, Ж. Брак. Футуризм (от лат. futurum- будущее) заявил о себе серией манифестов, начало которому положил не художник, а итальянский поэт Т. Маринетти в 1909 г. «Манифестом итальянского футуризма»: главными элементами нашей поэзии будут: храбрость, дерзость, бунт». Он объявил человеческие чувства, идеалы любви, счастья, добра - слабостями. Затем вышел «Манифест техники футуристической живописи», где прославили урбанистическую цивилизацию, индустриализацию и существенную черту своего времени - возросший темп, движение. Представители футуризма: У. Боччони, К.К. Балла, Дж. Балла, Л. Руссоло. В России приверженцами футуризма стали В. Маяковский и В. Хлебников.
Сюрреализм как школа в изобразительном искусстве возник в Париже в 1924 г, В мастерской А, Бретона, где собирались художники и писатели, был написан первый манифест сюрреалистов, за которым последовала первая сюрреалистическая газета "Сюрреалистическая революция". Те, кто присоединился к движению, в том числе М. Эрнст и А. Массой, придерживались того мнения, что традиционной западной культуре нечего больше предложить миру, и что необходим полный разрыв с этой культурой. Чтобы этого добиться, надо перерезать культурную пуповину, связывающую настоящее с прошлым, и искать новые идеи в мире подсознательного, в который пытались проникнуть Фрейд, Юнг и другие психологи. За несколько лет до этого дадаисты (от французского dada - конек, любимая тема) задались целью уничтожить искусство прошлого и создать новое, без традиций. Для того чтобы высвободить подсознательное, Бретон применил прием автоматического письма, фиксируя на бумаге первое, что приходило в голову, и совершенно пренебрегая автоцензурой. Художники, в свою очередь, взяли на вооружение прием автоматического рисунка; некоторые рисовали и писали в полумраке или создавали произведения из всевозможного хлама.
В первой выставке сюрреалистов в 1925 г. в Париже, приняли участие такие не похожие друг на друга мастера, как Дж. де Кирико, П. Клее, Ж. Арп, М. Эрнст, М. Рей, X. Миро и П. Пикассо. Разнообразие творческих манер сразу же показало, что в отличие от движения импрессионистов полувековой давности сюрреалисты представляют собой группу весьма эклектичную, без единого живописного стиля; объединяло всех этих художников лишь одно -стремление к подсознательному. Многие сюрреалисты являлись, впрочем, представителями интеллектуальной элиты, и их творчество, например, творчество В. Кандинского, X. Миро и И. Таити, было весьма эзотерическим; к тому же социальная сторона сюрреализма их интересовала мало. Среди абстракций раннего сюрреализма особняком стоит творчество Дж. Кирико, итальянца, который с 1917 г., когда он вместе со своим другом К. Карра создал так называемую метафизическую живопись («Pittuia Metafisica»), писал картины, признанные впоследствии сюрреалистическими. В 30-е гг. некоторые сюрреалисты последовали его примеру и начали изображать на своих полотнах бытовые предметы, хотя предметы эти иногда и искажались или же помещались в непривычные условия. Наиболее видным мастерами такой разновидности сюрреализма явились П. Дельво, С. Дали и Р. Магритт. Визуальная доступность их творчества - нередко, впрочем, лишь видимая - позволила сюрреализму посредством моды, коммерческого искусства и средств массовой информации получить более широкий доступ к зрителю и приобрести мировое признание, то есть воплотить тем самым мечты А. Бретона в жизнь.
Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 1204;