Архитектура Советской России
В истории советской архитектуры можно выделить три основных этапа:
- От начала 20-х до начала 1930-х гг.
- От начала 1930-х до середины 1950-х гг.
- 1950-е-1990-е гг.
Первый этап характеризуется резким различием в архитектурных решениях, наличием «левого» крыла архитектурного фронта.
Основные сооружения: реконструкция Марсова поля (Ленинград) - архитекторы И. Фомин, Л. Руднев; Мавзолей Ленина (Москва) - архитектор А. Щусев; площадь Пролетарской Диктатуры и Пропилеи Смольного (Ленинград)- архитекторы В. Щуко, В. Гельфрейх; жилмассивы в Ленинграде, Москве; Дворец культуры имени Горького (Ленинград) - архитекторы А. Гегелло и Д. Кричевский; Дворец культуры имени Лихачева (Москва) - архитекторы братья Веснины; Драматический театр (Ростов-на-Дону) - архитекторы В. Щуко, В. Гельфрейх.
Характер архитектуры первого десятилетия советской власти отличался экономичностью в решении планов и композиций. Декорирующие элементы почти отсутствовали, ордера почти никогда и ни в какой форме не использовались. Крыши чаще всего маскировались парапетом или, будучи односкатными, имели наклон в противоположную от фасада сторону. Стены штукатурились. Проявляются конструктивистские тенденции, увлечение идеями Ле Корбюзье и Баухауза. В 1931 г. партией было принято постановление - программа больших градостроительных работ в Москве и других городах СССР.
Советский ампир, Советское барокко - ироничные названия, закрепившиеся за советской архитектурой сталинского периода 1930-1950-х гг., отражавшей имперские притязания Советского Союза в области идеологии, политики, искусства. Ампирной, по сути, была чудовищная идея возведения в самом центре Москвы на месте взорванного в 1931 г. храма Христа Спасителя гигантского небоскреба -Дворца Советов с огромной скульптурой Ленина "под облаками".
После Великой Отечественной войны в Москве с новой силой развернулось строительство зданий, выражающих идею "торжества победившего социализма". Было возведено семь высотных сооружений, в том числе новое здание Московского университета на Ленинских горах (архитекторы Л. Руднев, С. Чернышев, П. Абросимов, А. Хряков), здание Министерства иностранных дел на Смоленской площади (архитекторы В. Гельфрейх, М. Минкус) и другие. Странные соединения американских небоскребов с элементами, пародирующими барокко и готику, перегруженные натуралистической скульптурой и ампирной орнаментикой, обернулись эстетической пародией. В стиле "советского ампир" были оформлены станции московского и ленинградского метрополитена, поражающие роскошью отделки, мозаичными панно, скульптурой, огромными бронзовыми светильниками и декоративными решетками, в которых эмблемы легионеров Древнего Рима перемешивались с пятиконечным и звездам и. Бросается в глаза и некоторое сходство, хотя и не полное, с фашистским искусством, выполнявшим аналогичные функции в Италии и Германии.
Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 930;