Философия русского «космизма»: идея гармонии разума и природы.
Одним из наиболее оригинальных направлений в русской философской мысли конца XIX — начала XX веков является космическая философия или, как чаще ее именуют, русский космизм. Попытаемся в нескольких фразах сформулировать суть этого течения. Русский космизм есть учение о неразрывном единстве человека, Земли и космоса, о космической природе человека и о его безграничных возможностях по освоению космоса.
Чтобы правильно оценить суть взглядов представителей русского космизма, необходимо знать его истоки. Тогда станут понятнее мотивы русских философов к этому вопросу, а также причины их достижений и просчетов.
Среди истоков возникновения русского комизма можно выделить следующие.
1. Философским основанием космизма выступают диалектические идеи развития и всеобщей взаимосвязи явлений материального и духовного мира, разрабатываемые философией в ходе всего ее исторического развития.
2. Религиозные идеи христианства также оказали существенное влияние на формирование и развитие идей русского космизма. Многие из его представителей были в той или иной степени религиозными мыслителями, например, Н.Ф. Федоров, Вл.С. Соловьев, П.А. Флоренский. Суть религиозного влияния на космизм проявляется в первую очередь через нравственные постулаты религии. Христианская идея о братстве всех живущих людей, независимо от их национальных, религиозных и иных различий, дает изначальную установку и о единстве всего сущего — земного и небесного миров. Этот постулат лежит в основе русского космизма.
Кроме того, религиозное влияние на русский космизм явственно проглядывает и через христианское учение о воскресении людей. Это наглядно видно в концепции «патрофикации (воскрешения) отцов» Н.Ф. Федорова. А попытка ее реализации неизбежно связана с идей единства земного и небесного миров.
3. Естественно-научные предпосылки русского космизма заключаются в том, что в своем развитии человечество в немалой степени опирается на свой разум,на науку, технику. Не будь этого естественно-научного компонента, космическая философия осталась бы в истории человеческой мысли лишь как одно из любопытных утопически религиозных учений в истории философской мысли.
Бурное развитие науки и естествознания во второй половине XIX в., новые великие открытия в самых различных отраслях знания (в том числе в физике, химии, биологии, астрономии) наталкивали сторонников космизма на гениальные догадки, опирающиеся на науку как на практическое средство достижения благородных целей.
Так, в частности, уже в середине XIX века для разгона облаков и вызывания дождя использовались пушки. Невиданные ранее достижения техники позволили Н.Ф. Федорову рассчитывать, что будущая наука быстро пойдет еще дальше. В ближайшем будущем она сможет помочь человечеству в осуществлении его грандиозных идей, например, в освоении космического пространства, в продлении человеческой жизни, а затем и достижении бессмертия. И последнее будет осуществлено не столько с помощью божественной благодати, а в первую очередь благодаря научным методам. Именно прогресс мировой науки и техники помог самоучке К. Э. Циолковскому осознанно разрабатывать идеи о способах перемещения человека в космическом пространстве.
4. Исторические корни русского космизма имеют самое непосредственное отношение к России, к национальным особенностям русского народа. Один из основных постулатов русского космизма — идея единства людей, всего человечества. Тысячелетняя Россия —огромная страна, своего рода земной космос — всей историей своего развития и географического расположения обеспечивала и укрепляла в сознании людей необходимость территориального, а главное, духовного единства. Идея русской «соборности», единения, присущая русским, традиционная сельская община есть тот исторический фундамент, на котором возник и развивался русский космизм.
Все перечисленные выше факторы и послужили основой возникновения совершенно оригинального российского учения в философии — русского космизма (русской космической философии).
Проблематикой русского космизма активно занимались многие отечественные мыслители, не заурядные ученые, гордость нашего Отечества:
Н.Ф.Федоров, Вл.С. Соловьев, Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевскийи др.
Отец русского космизма Н.Ф. Федоров.
«Отцом русского космизма» по праву считается Николай Федорович Федоров (1829—1903). Этот оригинальный и самобытный мыслитель принадлежит к плеяде незаслуженно забытых, а точнее, долгое время замалчиваемых ученых. В 1874—1898 гг. Федоров работал библиотекарем Румянцевского музея в Москве. Он обладал уникальными энциклопедическими познаниями. Вел подвижнический, аскетический образ жизни (работал по 18—20 часов в сутки, питался в основном хлебом и чаем, раздавая свое скудное жалование нуждающимся). Его творчество, широко известное до революции 1917г., практически лишь в последние десятилетия стало вновь доступным отечественному читателю. Чем же был интересен этот человек и мыслитель?
Оригинальный стиль мышления, огромная эрудиция, высокая нравственность, простота общения, постоянное стремление оказать помощь нуждающимся —все это неизменно притягивало к нему окружающих. Н. Федоров пользовался широкой известностью в обеих российских столицах. Его высоко ценили современники. Среди них — Ф.М. Достоевский. Обычно скупой на похвалу Л.Н. Толстой н.Ф. Федоров так же восхищенно отзывался о Федорове:
«Я горжусь, что живу в одно время с подобным человеком». Философ Вл. С. Соловьев восторженно писал в письме Н. Федорову: «Ваш план является шагом вперед, сделанным человеческим умом на пути к Христу». Вл. Соловьев признавал Федорова «своим учителем и отцом духовным».
Учение Федорова, именуемое им как «философия общего дела», концентрируется вокруг главной для него идеи — победы над смертью: достижение человеческого бессмертия и воскрешение всех прежних поколений («патрофикация отцов»).
Н. Федоров — философ нравственности. Высший смысл сущего для него есть сама жизнь, а высшая нравственность — это деятельность («дело») во имя жизни. Величайшей несправедливостью он считал ограничение жизни определенным временем, тот предел, который устанавливает для нее смерть. По мысли Н. Федорова, главной целью деятельности человечества должна стать борьба за человеческое бессмертие. Причем за бессмертие не личное и не для избранных, а для всего человеческого рода, в том числе для давно умерших предков («отцов»). Он полагал нравственным долгом потомков вернуть жизнь тем поколениям, на плечах которых они стоят. «Нужно жить не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), — говорил Н. Федоров, — а с каждым и для каждого; Это союз живущих (сыновей) для воскрешения мертвых (отцов)»1.
Однако для осуществления грандиозной, глобальной идеи достижения бессмертия необходимо осуществить ряд конкретных задач. Первое — изменить небратское, «неродственное» отношение людей друг к другу. Чувство людской разобщенности и отсутствие между ними братских отношений постоянно мучили мыслителя. В реальном мире в отношениях живых людей обычно царит холодная отчужденность. Ее истоки, по мнению Н. Федорова — из-за сосредоточенности людей на самих себе и своих проблемах. Поэтому нет желания думать о других.
Человечество для Федорова, бесспорно, единый род, который по самой своей первоначальной сути объединяет и современников, и уже давно ушедшие поколения «отцов» (предков). И поэтому «общее дело», борьба всех против смерти может и должно объединить всех людей и помочь ликвидировать небратские отношения.
В реализации своей мечты Н. Федоров в духе славянофилов возлагал большие надежды на Россию, особенно на русскую сельскую общину, являющуюся, по его мнению, примером человеческого родства и любви. «Только Россия, — писал Н. Федоров — как по своему географическому положению, так и по своим физическим особенностям,... может стать исходным пунктом «общего дела».
Огромная роль в реализации «философии общего дела» принадлежит науке. Задача науки: сначала максимально продлить жизнь человека, а затем сделать его организм бессмертным. Затем наука поможет воскресить всех людей, когда-либо живших, причем не в мистически-духовном, а в телесном виде. И хотя Н. Федоров был глубоко религиозным человеком, но в данном случае он полагал, что воскрешение умерших произойдет не после Страшного суда, благодаря вмешательству Бога, а с помощью науки.
Н. Федоров в целом следует отечественной культурно-исторической традиции отождествления нравственного и религиозного сознания. Отсюда его стремление оригинальным образом навести мост, соединяющий науку и религию. Он пытается религию рационализировать, а науку — религиозно морализировать. Для него наука — это в первую очередь мощное средство претворения в жизнь христианской идеи создания рая посредством такого научного развития, когда человек сможет безгранично («подобно Богу») управлять природой (причем не только внешней, но и своей собственной). Религия, с точки зрения Н. Федорова, дает науке цель — воскрешение и бессмертие, а также нравственное осознание сыновнего долга (в деле воскрешения всех предков, «отцов»).
Главное отличие федоровской идеи воскрешения от канонической, религиозной заключается в том, что само воскрешение достигается в первую очередь не благодаря Богу, а при помощи науки и техники, то есть усилиями самого человека. Именно поэтому Федоров различает религиозное понятие «воскресение» и естественнонаучное «воскрешение».
Божественная благодать является здесь хотя и важным, но все-таки вспомогательным средством. Именно поэтому, принимая саму идею воскрешения, многие русские религиозные мыслители скептически и критически отнеслись именно к принижению роли божественного влияния (Вл. Соловьев, Е. Трубецкой, П. Флоренский). Так, Е. Трубецкойназывал идею воскрешения с помощью науки «рационалистическим юродством». П. Флоренский, в целом сочувствуя идеям Н. Федорова, крайне настороженно относился к его «методике» воскрешения мертвых. В частности, в письме Н.П. Петерсону, последователю Н. Федорова, Флоренский пишет: «если окажется, что учение осуществимо, надо считать одними естественными, человеческими средствами, если вокрешение должно осуществиться только химически, физически, лабораторно, то он в ужасе отвернется от этого величайшего торжества материализма».
Объединению и братству людей, по Федорову, мешает враждебная им «слепая природа». Под давлением сил природы человеком овладевает инстинкт самосохранения. Это в свою очередь приводит к враждебным отношениям друг к другу людей, классов, наций.
Н. Федоров настаивал на необходимости сознательного управления эволюцией природы. Человечество должно поставить перед собой задачу — переделать природу согласно нравственным нормам, установить господство над природой. Покорив ее, человечество будет в состоянии победить смерть и обеспечить братство всех людей и народов.
Согласно каноническим, религиозным догматам человек, хотя и создан по образу и подобию Бога, но никогда ему не равен. По Федорову же, человек, победив смерть, а впоследствии став господином Космоса, сам становится Творцом, то есть по существу — всесильным Богом.
Н. Федоров мыслил глобально. Наука должна не только помочь воскресить всех умерших и дать бессмертие будущему человечеству. Необходимо также обеспечить его местом для нормального существования. Мыслитель решает эту задачу с помощью освоения космоса. Для этого нужно (всего-то!) переселить людей на другие планеты для освоения новых «мест обитания».
И здесь открывается достойная новая задача для науки — помочь людям овладеть космосом. Об этом до Н. Федорова никто не говорил! Не К. Циолковский, как полагают зачастую, а именно Н. Федоров первым заявил, что Земля не является границей для человека: «нужно считать Землю только исходным материалом, пунктом, а целое мироздание — поприщем нашей деятельности». Разумеется, для достижения этой цели потребуется создать соответствующие технические средства, что позже было блестяще теоретически разработано К. Циолковским.
Русский мыслитель в своих дерзновенных мечтах предлагал свой вариант решения вопроса о способе перемещения человека в космосе. Для этого необходимо освоить электромагнитную энергию земного шара. Это позволит регулировать его движение в пространстве и превратит Землю в космический корабль («земноход») для полетов в космос.
По дерзновенным замыслам ученого, в перспективе человек объединит все миры и станет «планетоводом». В этих путешествиях и последующем расселении людей на других планетах тесно проявится идея единства человека и космоса.
Несмотря на очевидную утопичность многих проектов Н. Федорова, его идеи в целом носят жизнеутверждающий, гуманистический характер. Сегодня тема «братства» всех живущих на Земле людей звучит более чем актуально перед лицом бесконечной череды насилия и войн. Кроме того, решать грандиозные задачи бессмертия и освоения космоса можно, лишь объединив усилия ученых всех стран, всего человечества. Именно это мы видим сегодня (совместные космические станции, борьба против болезней века, генные опыты).
Философия Н. Федорова оказала сильное идейное влияние на творчество других представителей русского космизма, в том числе на таких выдающихся ученых-естествоиспытателей, как К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский.
К.Э. Циолковский.
Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935), выдающийся русский естествоиспытатель, пионер теории ракетостроения, несмотря на то, что по существу был самоучкой, обладал обширными познаниями и разпосторонними интересами в области как естественных наук, техники, так и в области философии. Впрочем, в годы своей жизни будущий «отец космонавтики» был более известен как специалист популярного тогда дирижаблестроения. Ему, в частности, принадлежит идея цельнометаллического дирижабля.
Будучи гениальным ученым в области ракетостроения, он оставил менее заметный след в философии. И, возможно, не в последнюю очередь из-за своего скептического отношения к другим философским построениям и теориям. Еще со времен учебы в Москве он занимался исключительно точными науками и старался избегать, по его словам, «всякой неопределенности и философии». В его философских произведениях не встретишь имен философов прошлого или современников. Философия Циолковского полностью самобытна, но уже в силу этого и ограничена.
Основанием своей «естественной философии» Циолковский считал «познание Вселенной», а также «отречение от рутины, которую дает современная наука». Как подчеркивал сам ученый, «наука, наблюдение, опыт и математика были основой моей философии»2. Разрабатывая собственную «космическую философию» (монизм), он противопоставлял ее, с одной стороны, религиозному дуализму духа и тела, а с другой — «пессимистическому» материализму, игнорирующему вопросы о вселенских целях жизни.
К. Циолковский в целом придерживался материалистической точки зрения и не раз сам это подчеркивал3. Однако его так называемая материалистическая философия была весьма эклектична. Во взглядах ученого достаточно ясно прослеживается тяга к механицизму. Он наделял всю материю свойством чувствительности и одушевленности, присущей ее отдельным частям в различной степени. Чувственность, по мнению ученого, есть свойство, неотделимое от материи. Наделенные чувствительностью атомы материи свободно и вечно перемещаются в необозримом пространстве Вселенной. Попадая в «высокообразованное существо», атомы начинают «мыслить». В неорганической же сфере, они как бы «спят», ожидая своего часа. В этих рассуждениях очевидна дань гилозоизму (от греч. hyle — вещество и zое — жизнь).
Жизнь, по Циолковскому, вечна.
После каждой смерти получается одно и то же — рассеяние... Мы всегда жили и всегда будем жить, но каждый раз в новой форме и, разумеется, без памяти о прошлом... Кусочек материи подвержен бесчисленному ряду жизней, хотя и разделенных громадными промежутками времени...1.
Здесь мыслитель весьма близок к индусским учениям о переселении душ.
На основании этой диалектической в своей основе идеи о всеобщей жизни, везде и всегда существующей посредством перемещающихся и вечно живых атомов, Циолковский пытается построить каркас своей «космической философии».
Жизнь и разум на Земле не являются единственными во Вселенной. В качестве доказательства этого достаточно того обстоятельства, что Вселенная безгранична. Иначе «какой бы смысл имела Вселенная, если бы не была заполнена органическим, разумным, чувствующим миром?». А на основании сравнительной молодости Земли Циолковским делается вывод о том, что на других «старших планетах жизнь гораздо более совершенна»3.
В своей философской этике, К. Циолковский — мечтатель и в то же время сугубо рационалистичен и последователен. Возводя в абсолют идею постоянного совершенствования материи, Циолковский видит это следующим образом. Не имеющее границ космическое пространство, по мнению мыслителя, населено разумными существами различного уровня развития. Ученый выстраивает их иерархию. Есть планеты, которые по развитию разума и могущества достигли высшей степени и опередили все другие планеты. «Совершенные», пройдя все муки эволюции, зная свое печальное прошедшее и былое несовершенство, обладают моральным правом регулировать жизнь на других, более примитивных планетах. Они избавят их население от мук развития.
Как писал Циолковский, со временем, в ходе эволюции будет образован союз всех разумных высших существ космоса. Сначала — в виде союза населяющих ближайшие солнца, затем союза союзов и так далее, до бесконечности, так как бесконечна сама Вселенная.
Во Вселенной Земле принадлежит особая роль. Она относится к «более поздним планетам с лучшими плодами». И лишь небольшому числу таких планет, в том числе Земле, будет дано право на самостоятельное развитие. Нравственная космическая задача Земли — внести свой вклад в совершенствование Космоса. Оправдать свое высокое предназначение в деле совершенствования мира земляне смогут, лишь покинув Землю и выйдя в Космос.
К. Циолковский видит свою личную задачу в помощи землянам по организации переселения на другие планеты и расселения их по всей Вселенной. Он подчеркивал, что суть его космической философии заключается «в переселении с Земли и в заселении Космоса». Именно поэтому изобретение ракеты для этого ученого было отнюдь не самоцелью (как полагают некоторые, видя в нем лишь ученого-ракетостроителя), а лишь «только методом проникновения в глубины Космоса». Поэтому К. Циолковский очень обижался, когда его представляли «однобоким техником, а не мыслителем». Об этом упоминает в своих воспоминаниях о встречах с Циолковским А. Чижевский2.
Ученый полагал, что многие миллионы лет постепенно «усовершенствуют природу человека и его общественную организацию». В ходе эволюции человеческий организм претерпит существенные изменения, которые превратят человека в разумное «животное-растение», перерабатывающее солнечную энергию. Тем самым будет достигнут полный простор их воли и независимости от среды их обитания. В конце концов человечество сможет эксплуатировать для своей нужды и пользы все околосолнечное пространство и солнечную энергию. Со временем земное «население рассеется по всему околосолнечному пространству».
Идеи К. Циолковского о единстве разнообразных миров Космоса, его постоянном совершенствовании, включая и самого человека, о выходе в Космос имеют важный мировоззренческий и гуманистический смысл.
Концепция космизма А. Л. Чижевского.
Выдающийся русский ученый-естество - испытатель, философ, профессор Александр Леонидович Чижевский (1897-1964) был одним из основоположников гелиобиологии — науки о Солнце и о его влиянии на земные процессы. Чижевскому принадлежит ряд удивительных открытий в области философии и естественных наук. Это был незаурядный человек, разносторонняя личность: художник, музыкант, поэт, почетный член более 30 различных иностранных академий и научных обществ. «В науке я прослыл поэтом», — писал о себе молодой ученый. В 1939 г. международным конгрессом по биофизике и биокосмосе Чижевский был выдвинут на соискание Нобелевской премии с характеристикой: «Леонардо да Винчи XX века».
Становление А. Чижевского как ученого прошло в тихой, провинциальной Калуге. Немалую помощь ему оказывал К.Э. Циолковский. Когда молодой Чижевский занялся изучением вопроса влияния солнечной активности на биосферу Земли, то именно Циолковский был первым, кто одобрил эти исследования и даже принимал участие в некоторых экспериментах.
Я никогда не мыслил какого-либо большого научного дела без ибо мои научные труды мы всегда подвергали совместным обсуждениям и критике..., — писал в своих воспоминаниях Чижевский. — В моей личной научной деятельности К.Э. Циолковский сыграл очень большую роль.
Семнадцатилетний юноша Чижевский, беззаветно увлекавшийся астрономией, химией и физикой, обратил внимание на синхронность образования солнечных пятен и одновременную активизацию боевых действий на фронтах Первой мировой войны. Когда он рассказал об этой особенности другим ученым, те подняли его на смех. Циолковский же, напротив, посоветовал накапливать статистический материал, чтобы исследование было научно и доказательно.
В 18 лет молодой ученый делает доклад на тему: «Периодическое влияние Солнца на биосферу», а за 1915—1917 годы собирает материал для диссертации «О периодичности всемирно-исторического процесса» (защитил в 1918 г.) и одновременно участвует добровольцем в боевых действиях на фронте. В 1924 г. Чижевский публикует ставшую знаменитой работу «Физические факторы исторического процесса» (извлечения из указанной диссертации), в которой сжато изложил основные выводы своей концепции.
На богатом фактическом материале он доказывает существование природных и космических ритмов, зависимость биологической и общественной жизни на Земле от пульса Космоса. Эта работа вызвала волну возмущенных публикаций и обвинение в шарлатанстве. Единственная положительная рецензия принадлежала К. Циолковскому:
Молодой ученый пытается обнаружить функциональную зависимость между поведением человечества и колебаниями в деятельности Солнца, и путем вычислений определить ритм, циклы и периоды этих изменений и колебаний, создавая таким образом новую сферу человеческого знания. Все эти широкие обобщения и смелые мысли высказываются Чижевским впервые, что придает им большую ценность и возбуждает интерес. Этот труд является примером слияния различных наук воедино на монистической почве физико-математического анализа.
Чижевский указывает на прямую зависимость массовых всплесков нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний от периодических циклов активности Солнца. «Неблагоприятные дни» для здоровья людей сегодня известны всем. Однако не все знают, что впервые открыл существование такой зависимости наш соотечественник А. Чижевский.
Интересна мысль Чижевского и о том, что магнитные возмущения на Солнце могут серьезно сказываться на проблеме здоровья руководителей государств. А с учетом того, что во главе большинства правительств стоят, как правило, немолодые люди, происходящие аномалии могут серьезно сказаться не только на их здоровье, но и на политике. Если во главе государства стоят аморальные или психически ущербные личности, то их болезненные физиологические реакции на космические возмущения могут привести к непредсказуемым и трагическим последствиям как для народов своих стран, так и для всего человечества. Это тем более актуально в настоящее время, когда многие страны обладают мощным оружием массового уничтожения.
Особое место занимает утверждение Чижевского о том, что Солнце существенно влияет не только на физические (биологические) процессы, но также и на социальные процессы на нашей планете. Социальные катаклизмы, происходящие на Земле (войны, бунты, революции), по мнению Чижевского, во многом определяются поведением нашего светила. По подсчетам А. Чижевского, во время минимальной солнечной активности соответственно наблюдается и) минимум массовых социальных движений — 5 процентов, в во время пика активности Солнца их число достигает 60 процентов.
Цикл солнечной активности, по расчетам Чижевского, составляет 12 лет. Чижевский обратил внимание на фатальный для судьбы России год Змеи с циклом в 12 лет (1905, 1917, 1929, 1941, 1953), а также выделил сверхритм в 36 лет (1917, 1953). Кстати, еще через 36 лет, в 1989 г., на судьбу нашей страны выпало еще одно испытание — в этот год фактически началось крушение СССР и мировой социалистической системы.
Широко известны труды Чижевского в области аэроионофикации. Он предложил проводить оздоровление воздуха путем насыщения его отрицательными ионами (так называемая«люстра Чижевского»). Как правило, в воздухе их недостаточно. А это, как показывают опыты, угнетает организм. Открытие Чижевского используется для профилактики, а также для лечения многих, в том числе легочных, болезней. Интересны также работы ученого по структурному анализу движущейся крови.
Многие идеи Чижевского нашли свое применение в области космических наук. Они подтверждают неразрывное единство человека и космоса. Всесторонние исследования творческого наследия Чижевского еще ждут своего часа.
Идеи русского космизма оказали плодотворное влияние на последующее развитие отечественной философии и естественных наук. Достаточно упомянуть учение о ноосфере В.И. Вернадского.
Идеи Федорова о необходимости тесного сотрудничества ученых всех стран в решении насущных проблем бытия, главной из которых является проблема выживания, находят сегодня свое практическое воплощение (охрана окружающей среды, совместные исследования космического пространства и др.).
Учение русских космистов находит своих сторонников и в наши дни. В последние годы стали проводиться «Федоровские чтения». Существуют, хотя и немногочисленные, объединения его последователи, в том числе «Прометей» и «Федерация Общего Дела». В Калуге проходят ежегодные межрегиональные молодежные чтения им. А.Л. Чижевского. А если идеи живут и имеют своих верных сторонников, значит, они не являются достоянием лишь истории философской мысли.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 1980;