Материалистические учения о мире. Формирование научно-философского понимания материи.
Понимание материи всегда было связано с пониманием носителя всех свойств, явлений и предметов существующих в реальности.Материя долгое время понималась как некий исходный материал, как некоторое вещество из которого построены все вещи и физические тела. Уже в древности философы пытались представить видимое многообразие вещей как проявление единого начала. Это общее несотворимое, неуничтожимое основа всех вещей получила название субстанция. Под субстанцией принято понимать неизменную онову всего мироздания. Философские учения, которые исходят из признания одной единственной субстанции, называется монизмом. В этом смысле существуют материалистический монизм - линия Демокрита, т.к. здесь под субстанцией понимается материя, природа как единственная основа всего сущего. Существуют идеалистический монизм- линия Платона, т.к. основой мироздания считается дух, духовное начало, в различных формах его проявления.
Противоположностью монизму является дуализм, который исходит из двух начал мира материального и духовного, как якобы равноправных. Основатель - Рене Декарт, выделявший две субстанции: материя и Бог.
Проявлением дуализма был пантеизм (Дж. Бруно) с его идеей растворенности Бога во всех вещах природы и деизм (И. Ньютон). Суть деизма состоит в идее о том, что Бог сотворил мир в дальнейшем уже не вмешивается в его последующее существование и развитие. Существует еще плюрализм, который исходит из множества субстанций как основ мироздания. В истории философии не существует такой философской системы, в которой не давалось бы свое понимание категории материи. В древне - греческой философии субстанцию отождествляли с конкретными формами материи с одним из первоначал (вода, огонь).
С возникновением атомистической теории основу вещей стали видеть в атомах- неделимых и неизменных частицах вещества, которые в последствии различали по весу, размеру, форме, траектории движения (Демокрит,Эпикур). Линия атомистов идет от античности и в плоть до начала двадцатого века. Широкое распространение атомистов в истории философии означало усиление влияния материалистических воззрений и возможность объяснения процессов определяющие уровни(теплота, диффузия частиц, теплопроводность, и т.д.).Взгляд на атом как “первокирпичик” материи, некую первоматерию, которая при этом отождествляет с веществом прибег к созданию механической картины мира. В ней действовали исключительно закон Ньютоновской механики, а любое тело считалось четко локализованном в пространстве и во времени. Механистичное мировоззрение порождало иллюзию того, что во внешнем мире все можно заранее рассчитать и предвидеть, т.к. он находится в состоянии однозначной связи и зная причину можно с любой степенью точности определить последующее следствие, будущее состояние любого процесса. Это так называемая Ньютоновско - Лапласовская картина мира.
Эти взгляды на природу оказались столь живучими, что даже в начале двадцатого века, в условиях революции в естествознании большинство ученых не смогли дать правильную оценку новым явлениям науки. Научное открытие конца девятнадцатого начало двадцатого века опровергали механистические взгляды на мир.
Еще в середине 19в. были сделаны 3 великих открытия естествознания:
1. учение о клеточном строении живых организмов (Шлейден, Шванн, Горяников, Пуанкаре). Это учение показало, что в основе любого живого организма лежит единое материальное начало- клетка;
2. закон сохранения и превращения энергии (Ломоносов, Джоуль, Майер). Этот закон доказывает одну из фундаментальных идей мироздания о неуничтожимости и несотворимости материи. Материя не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
3. Эволюционная теорема Ч. Дарвина. Эта теорема раскрывает органическую взаимность между животным и растительным миром и показывает, что развитие природы идет не по воле сверхъестественного начала, а путем естественного отбора, присущего самой природе. В 1869 г. Бекке-рель создал периодическую систему химических элементов.
Начало XX в. Принесло целый ряд фундаментальных открытий науки. Были открыты рентгеновские лучи и элемент радий. Это открытие подрывает идею о непроницаемости материи. Нанесло удар по существующим материям явление дефекта массы, открытое Бекке-релльем при изучении искусственной радиоактивности (радиоактивный распад). Отсюда был сделан вывод о том, что материя превращается в материю. Открытие Томпсоном электрона отвергает идею о том, что атом - неделим.
В 1905-1916 г. А. Эйнштейн разработал специальную и общую теорию относительности, которая раскрывала единство движения, пространства и времени. Прежняя картина мира рушилась. Было убедительно доказано, что мир не только един, но и бесконечен, разнообразен в своих формах и проявлениях. Новые сведения и факты изменяли прежнее (вещественное) представление о материи. В естествознании наступил методологический кризис. Многие ученые полагали, что делимость атома равносильна дематериализации его, исчезновению материи. Стали говорить об аннигиляции материи. Невозможность использовать закон механики для объяснения процессов микромира, была определена как свидетельство о непознаваемости мира и отсутствия всякого сходства закон науки с подлинной объективной реальностью. Перед философией встала задача уточнения понятия материи.
Возникновение квантовой механики и теория относительности помогла преодолеть трудности в естествознании начала XX в. И получила дальнейшее развитие так называемая вероятностная картина мира (как альтернатива Ньютоновско - Лапласовской механистической картине мира) которая была построена на теореме относительности мира и на неэвклидовой геометрии (Лобачевского ”отрицательная кривизна» и Риман ”положительная кривизна”) в этой картине необходимость дополнялась случайностью и имели место нелинейные процессы.
Современная наука рассматривает вселенную как самоорганизующуюся систему, где взаимодействует живое и неживое. В мире протекают как линейные так и нелинейные процессы (хаос пульсации, волны, вихри и т.д.) Новый ракурс видения мира дает наука Синергетика. Эта отрасль научного знания, которая исследует самоорганизацию сложной материальной системы. Синергетика полагает, что в сложенной системе роль ”конструктора” выполняет хаос, в котором потенциально содержится много вариантов последующего развития. Эта наука подчеркивает, что развитие мира предсказуемо в той же мере, что и не предсказуемо, неожиданно для человека. Мир- это единство порядка и беспорядка, гармонии и дисгармонии.
Сама категория материи как и любое общее понятие является абстракция создания чистой мысли.
Материя - общее абстрактное понятие, в котором мышления человека обхватывают общее свойство многообразия изменяющихся предметов и явлений мира. Но понятие материи - научная абстракция. Невозможно отыскать материю вообще, как некое вещественное и бестелесное начало. Материя не существует помимо вещей их свойств и отношений, а только в них и через них. Важно поэтому зафиксировать такие свойства материи, которые принципиально отличали бы ее в рамках основного вопроса философии от сознания как собственной противоположности.
Классическое определение материи было дано В.И. Лениным: ”материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которые человек в ощущениях его, которое копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существующие и вне и независимо от них “. В этом определении выделено два признака материи:1)признаки первичности материи по отношении к сознанию (объективность ощущения).2)признание принципиальной познаваемости мира. Методологическое (поисковое) значение мира состоит в том, что оно ориентирует на строго определенной (материалистически) естественно - научный подход к познанию мира. Оно позволяет также решать вопрос об основе (субстанции)и причинах всех форм бытия, а так же разграничивает предмет философии и частных наук.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 2359;