Понятие движения. Основные формы движения, их соотношение, взаимосвязь и качественная специфика.

В самом широком смысле движение в применении к мате­рии — это«изменение вообще»,оно включает в себя все проис­ходящие в мире изменения. Представления о движении как из­менении зародились уже в древней философии и развивались по двум основным линиям — материалистической и идеалистической.

Идеалисты под движением понимают не изменения объек­тивной реальности, а изменения чувственных представлений, идей, мыслей. Тем самым делается попытка мыслить движе­ние без материи. В материализме подчеркивается атрибутив­ный характер движения по отношению к материи (его неотрыв­ность от нее) и первичность движения материи по отношению к изменениям духа.

Так, Ф. Бэкон отстаивал мысль о том, что материя полна активности и тесно связана с движением как прирожденным своим свойством. При этом он понимал движение не только как простое механическое перемещение, а насчитывал 19 ви­дов движения.

Движениеатрибут, неотъемлемое свойство материи, они тесно связаны и не существуют друг без друга. Однако в истории познания имели место попытки оторвать этот атрибут от материи. Так, сторонники «энергетизма»направления в философии и естествознании, возникшего в конце XIX — нача­ле XX в., пытались все явления природы свести к видоизмене­ниям энергии, лишенной материальной основы, т. е. оторвать движение (а энергия — общая количественная мера различных форм движения материи) от материи. Энергия при этом трак­товалась как чисто духовный феномен, и эта «духовная суб­станция» провозглашалась основой всего существующего.

Сторонники концепции«тепловой смерти Вселенной»при­шли к заключению, что все формы движения в природе долж­ны будут превратиться в теплоту и равномерно рассеяться в мировом пространстве. Вследствие этого температура между всеми телами уравновесится, и движение прекратится, насту­пит «конец мира».

Однако данная концепция, как и «энергетизм», несовмес­тима с законом сохранения и превращения энергии, согласно которому энергия в природе не возникает из ничего и не исче­зает; она может только переходить из одной формы в другую. А потому движение неуничтожимо и неотрывно от материи.

Движение материи абсолютно, а покой относителен. Оно представляет собой единство непрерывности, устойчивости и изменчивости, а не есть простая сумма, связь состояний покоя. Тем самым «движение есть само существующее противо­речие»(Гегель).

Мысль о противоречивости движения была уже достаточ­но четко сформулирована древнегреческим философом Зеноном Элейским, который в своих знаменитых апориях — нераз­решимых затруднениях («Дихотомия», «Ахилл и черепаха» и др.) пытался доказать, что движение невыразимо в мышле­нии, а значит, оно невозможно. Однако Зенон разорвал такие неразрывно связанные стороны движения, как прерывность и непрерывность.

Движение материи:

- возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы);

- всеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются атомы микрочастицы; идет постоянная работа живых организмов — ра­ботает сердце, система пищеварения, осуществляются физические процессы — движутся химические элементы, движутся живые ор­ганизмы, движутся реки, осуществляется круговорот веществ в природе, постоянно развивается общество. Земля, другие небесные тела движутся вокруг своей оси и вокруг Солнца (звезд); звездные системы движутся в галактиках, галактики — во Вселенной; в обществе тоже наблюдаются изменения на всех его уровнях: да­же мышление человека представляет собой движение мысли);

- постоянно (существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения).

То общее, что присуще всем формам движения, есть не что иное, как изменение, понимаемое в самом широком смысле этого слова, на­чиная от простого перемещения и кончая мышлением.

Движение — единственный способ существования материи, ее атрибутивное качество. Мысль о том, что движение имеет абсолютный характер, не отрицает его относительности в том смысле, что измене­ние одного объекта можно зафиксировать лишь относительно друго­го объекта, и появление новых систем и свойств объектов можно за­метить только при сравнении с ранее существовавшими системами и свойствами.

Итак, материя тесно связана с движением, а оно существу­ет в виде конкретныхсвоих форм. Основными из них являются механическое, физическое, химическое, биологическое и социаль­ное (общественное).

Впервые эту классификацию предложил Ф. Энгельс, но в настоящее время она претерпела определен­ную конкретизацию и уточнения. Так, сегодня есть мнения о том, что самостоятельными формами движения являются геотогическое, экологическое, планетарное, компьютерное и др.

В современной науке развиваются представления о том, что механическое движение не связано с каким-либо отдельно взя­тым структурным уровнем организации материи. Это скорее аспект, некоторый срез, характеризующий взаимодействие не­скольких таких уровней.

Стало необходимым различать квантовомеханическое дви­жение, характеризующее взаимодействие элементарных частиц и атомов, и макромеханическое движение макротел.

Существенно обогатились представления о биологической форме движения материи. Были уточнены представления о ее первичных материальных носителях. Кроме белковых моле­кул, в качестве молекулярного носителя жизни были выделе­ны кислоты ДНК и РНК.

Характеризуя формы движения материи и их взаимосвязь, необходимо иметь в виду следующее:

1. Каждая форма качественно специфична, но все они нераз­рывно связаны и при соответствующих условиях могут пе­реходить друг в друга.

2. Простые (низшие) формы являются основой более высо­ких и сложных форм.

3. Высшие формы движения включают в себя в «снятом», преобразованном виде низшие формы. Последние являют­ся побочными по отношению к высшей форме, которая об­ладает своими собственными закономерностями.

4. Недопустимо высшие формы сводить к низшим. Так, сто­ронники механицизма(XVII—XIX вв.) пытались объяснить все явления природы и общества только с помощью законов классической механики. Механицизм форма редук­ционизма, согласно которому высшие формы организации (например, биологические и социальные) могут быть све­дены к низшим (например, физическим или химическим) и полностью объяснены только закономерностями последних (физикализм, социал-дарвинизм и т.п.). Хотя редук­ция — если ее не абсолютизировать — вполне полезный прием познания.

5. Подобно восхождению форм движения от низших к выс­шим, изучающие их крупные отрасли науки должны раз­виваться одна из другой: механика – физика - химия- биология - социально - гуманитарные науки.

Движение как «изменение вообще» подразделяется не толь­ко по своим основным формам, но и по типам (видам). Развитие — процесс движения, изменения органических целостных систем во времени. Характерными чертами этого процесса яв­ляются:

- возникновение качественно нового

- направленность,

- поступательность (иерархичность),

- противоречивость,

- циклич­ность (спиралевидность),

- единство количественных и качествен­ных изменений,

- необратимость.

Поскольку основным источником развития являются внут­ренние противоречия предмета, то данный процесс по суще­ству является саморазвитием. Современная наука (в частно­сти, синергетика) подтверждает глубинную необратимость раз­вития, его многовариантность и альтернативность, а также то, что «носителем» развития являются сложные открытые само­организующиеся органические системы.

В свою очередь категория «развитие» конкретизируется в таких категориях, как «становление»(первоначальное форми­рование предмета), «прогресс»(восхождение отнизшего к выс­шему), «регресс»(нисхождение от высшего к низшему) и др. Наукой о развитии в его полном виде является диалектика.

В современной науке категория«развитие» углубляет свое содержание в понятиях «коэволюция» (выражающего сопряжен­ное, взаимообусловленное изменение всех материальных и духовных систем) и «универсальный (глобальный) эволюцио­низм», который охватывает все сферы естествознания, обще­ствоведения и культуры.

Существует зависимость между двумя свойствами материи — мас­сой тела, которая характеризует меру инерции, устойчивости, и энер­гией, выражающей меру материального движения, изменяемости.

Принцип сохранения материи и движения является наиболее фун­даментальным свойством материи: материя и движение несотворимы и неуничтожимы, они лишь способны превращаться из одной формы, в другую при строгом соблюдении законов сохранения массы, энер­гии, импульса и других свойств микрочастиц.

Движение также может быть:

- количественным — перенос материи и энергии в пространстве;

- качественным — изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств.

Качественное движение (самоизменение материи) делится на:

- динамическое;

- популяционное.

Динамическое движение — изменение содержания в рамках старой формы, раскрытие потенциала» прежних материальных форм.

Популяционное движение — кардинальное изменение структурыобъекта, которое приводит к созданию (возникновению) совершенно; нового объекта, переходу от одной формы материи к другой. Популяционное движение — изменение может происходить как эволюционно, так и эмержментно (путем ничем не обусловленного «взрыва»).

Материя имеет способность к самоорганизации — созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых происходит самоорганизация, является так называемая флуктуация — постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения. В результате данных спонтанных изменений и отношений (флуктуации) существующие связи между элементами материи изменяются, а также появляются новые связи — материя приобретает новое состояние, так называемую «диссипативную структуру», которая отличается неустой­чивостью. Дальнейшее развитие возможно по двум вариантам:

1. «диссипативная структура» укрепляется и окончательно превращается в новый вид материи, но только при условии энтропии — притока энергии из внешней среды — и затем развивается по динамическому типу;

2. «диссипативная структура» распадается и гибнет — либо в ре­зультате внутренней слабости, неестественности, непрочности но­вых связей, либо из-за отсутствия энтропии — притока энергии из внешней среды.

Учение о самоорганизации материи получило название «синерге­тика». Разработчиком синергетики был бельгийский философ русско­го происхождения И. Пригожий.

 








Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 5879;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.