Взаимосвязь представлений о Вселенной с философской и научной картиной мира.
Научная картина мира— целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий, принципов и теорий. В зависимости от оснований деления различают общенаучную картину мира, которая включает представления о всей действительности, и естественнонаучную картину мира.
Последняя — в зависимости от предмета познания — может быть физической, астрономической, химической, биологической и т.п.
В общенаучной картине мира определяющим элементом выступает картина той области научного знания, которая занимает лидирующее положение на конкретном этапе развития науки. Каждая картина мира строится на основе определенных фундаментальных научных теорий, и по мере развития практики и познания одни научные картины мира сменяются другими. Так, естественнонаучная (и, прежде всего физическая) картина мира строилась сначала (с XVII в.) на базе классической механики, затем электродинамики, потом (с начала XX в.) — квантовой механики и теории относительности, а сегодня — на основе синергетики.
Основной элемент любой религиозной картины мира— образ единственного Бога (монотеистические религии) или множества богов (политеистические религии). Все религии во все времена считают, что наша эмпирическая действительность не самостоятельна и не самодостаточна, а носит производный товарный характер, так как вторична, есть результат, проекция другой — настоящей; истинной реальности — Бога или богов. Тем самым религии удваивают мир и указывают человеку на превосходящие его силы, обладающие разумом, волей, собственными законами. Они-то и определяют жизнь людей во всей полноте ее бытия.
Таким образом, специфической чертой религиозной картины мира являются разделение реальности на естественную и сверхъестественную сферы, причем первая считается зависимой от последней. Достижение сферы сверхъестественного бытия, понимаемого как единственно подлинное, становится целью человеческого существования. В зависимости от содержания вероучений можно говорить о картинах мира конкретных религий: буддийской, иудейской, мусульманской, христианской и др.
Философские картины мираочень многообразны, однако все они строятся вокруг отношения: человек и мир. Это отношение может пониматься материалистически или идеалистически, диалектически или метафизически, объективистски или субъективистски и т.п. Соотношение человека и мира в философии рассматривается во всем многообразии его аспектов — онтологическом, гносеологическом, методологическом, ценностном (аксиологическом), деятельностном и др. Именно поэтому философские картины мира так множественны и не похожи одна на другую.
В истории мировой культуры философские картины мира стояли ближе то к религиозной, то к научной картинам мира, но всегда отличались от них. Так, в пределах каждой частной науки есть различные уровни обобщения, не выходящие, однако, за рамки определенной сферы или аспекта бытия. В философском мышлении сами эти обобщения частных наук становятся предметом анализа. Философия сводит воедино результаты исследований во всех областях знания (а не только в научных), создавая всеобъемлющий синтез универсальных законов бытия и познания.
Философия существенно отличается от любой частной науки, прежде всего тем, что она является мировоззрением. Это означает, что философская картина мира включает в себя не только учение о сущности и всеобщих законах развития действительности, но и нравственные, эстетические и иные идеи и убеждения людей.
Контрольные вопросы
1. Выпишите из словарей и энциклопедий определение понятий «бытие», «субстанция», «материя». Что их объединяет и в чем их различие, какая между ними взаимосвязь?
2. Как соотносятся по своему содержанию понятия «реальность» и «материя»?
3. Вспомните, как шло формирование научного философского понятия материи?
4. Ленинское определение материи и его связь с диалектическим принципом развития и неисчерпаемости мира.
5. Поясните фундаментальную значимость категории материи в системе философии материализма.
6. Назовите основные формы движения материи; их качественная специфика и взаимосвязь.
7. Изложите современные представления о единстве пространства и времени /в философии, физике, космологии/.
8. Проблема размерности и бесконечности пространства - времени.
9. Почему нельзя отрывать материю от движения? Действительно ли движение материи несотворимо и неуничтожимо? А какова Ваша точка зрения на этот тезис? Сможете ли Вы убедить своих оппонентов в истинности собственной точки зрения, насколько она философски доказательна?
10. Правильно ли считать, что покой и движение абсолютно исключают друг друга? Покажите, что движение материи невозможно без относительного покоя и временных состояний равновесия?
11. Движение и развитие - одно и то же?
Вопросы для самостоятельного изучения (СРС)
1. Философское осмысление концепции расширяющейся Вселенной.
2. Эволюция понятия материи в истории философии и естествознания.
3. Движение и развитие, их единство и различие.
4. Проблема пространства и времени в современной физике и космологии.
5. Специфика пространственно-временных отношений в живой природе.
6. Материальное единство мира: современная наука о материальном единстве и многообразии мира.
7. О самоорганизации материальных систем в эволюции природы.
8. Биосфера, техносфера и ноосфера, их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература
1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. – М., 1992.
2. Ахундов М.Д. Пространство и время в физическом понимании. — М., 1982.
3. Барашенков B.C. Существуют ли границы науки? — М., 1982.
4. Бердяев Н.А. Царство Духа и Царство Кесаря. – М., 1995.
5. Гут Алан Г., Стейнхард П. Дж. Раздувающаяся Вселенная // В мире науки. 1984. № 7.
6. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. — М., 1986.
7. Иванов А.В. Сознание и мышление. — М., 1994.
8. Казютинский В.В., Степин B.C. Междисциплинарный синтез и развитие современной научной картины мира // Вопросы философии. 1988. № 4.
9. Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. — М., 1983.
10. Налимов В.В. Спонтанность сознания. — М., 1989.
11. Пригожин И. Философия нестабильности//Вопросы философии.1991.№1.
12. Турсунов А. Человек и мировоззрение: взгляд науки и религии. — М., 1986.
13. Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе. – М.,1995.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 1378;