Сознание и материя. Понятие идеального в философии. Самосознание личности.
Раскрывая соотношение сознания и материи, следует сказать об особой роли мозгав отражении человеком окружающего мира. Появление мозга было одной из важнейших предпосылок формирования сознания. Человеческий мозг представляет собой весьма сложную структуру, которая координирует психическую деятельность индивида. Деятельность мозга— этофизиологическая основа сознания. Сам же мозг является продуктом длительной биологической и социальной эволюции человека. Каждое из двух его полушарий отвечает за те или иные психические функции: левое — за рациональное мышление, а правое — за образное восприятие мира. Что еще известно современной науке о мозге?
Мозг новорожденного весит около 350, у взрослых людей — около 1300 — 1400 граммов. А вот мозг В.И Ленинаимел вес 2004 грамма. Эта сложнейшая структура вещества вмещает в себя около 40 — 50 миллиардов клеток (нейронов), каждая из которых имеет контакты примерно с 10 тысячами своих соседей. В обычной жизни функционирует всего лишь около 15 % клеток, а остальные составляют своеобразный резерв. Нормальный мозг способен вместить в себя информацию, равную по своему объему примерно 500 Британским энциклопедиям, которая состоит из 33 томов. Сеть нейронов человеческого мозга примерно в 1500 раз сложнее всей телефонной сети земного шара. Существенно отличается женский мозг от мужского: у первого более развито правое полушарие, и поэтому женщинам в большей степени присуще образное восприятие мира, интуиция и чувственно-эмоциональные реакции на окружающую действительность.
Но мыслит все же не мозг, асам человек при помощи мозга. Мозг— это всего лишь орудие для мышления. В истории философии и естествознания иногда высказывались идеи о якобы независимости сознания от мозга, а психического — от физиологического, как бы обособленного их существования. В данном случае речь идет о концепции "психофизического параллелизма", получившей некоторое распространение в XVIII — XIX вв. (Г.Лейбниц и др.). В конце XIX в. успехи биологии и физиологии подготовили почву для раскрытия подлинных механизмов сознания. Русскими учеными И.М.Сеченовым, И.И.Мечниковым. И.П.Павловымбыло создано учение о физиологических основах человеческой психики, ее рефлекторной (отражательной) природе. Было выявлено и убедительно показано, что психическое и физиологическое представляют собой два уровня (высший и низший) в деятельности мозга. Психика человека напрямую зависит и от его физиологии (на пример, его наследственные данные), и от социальной среды (характер деятельности, уровень жизни, отношения в семье и т.д.).
При раскрытии сущности и природы сознания часто употребляется понятие "идеальное". В философии оно имеет несколько иной смысл, нежели в обыденной жизни и искусстве, где под идеальным обычно принято понимать степень совершенства и изящности вещей и творений человека. Впервые проблема идеального была обозначена Платономв его Учении о "мире идей" как некоей творческой силе. Позже эта тема была обстоятельно осмыслена в творчестве Г.Гегеля. В философском идеализме идеальное обычно рассматривается как духовная основа и творец ("демиург") всего сущего.
В современной научной философии идеальное воспринимается как субъективная реальность, создаваемая человеком с помощью своего сознания и представляющая собой специфический способ существования вещей—в форме их образов. Это понятие раскрывает уникальную творческую природу человека, его способность создавать новый мир, в отличие от уже существующей действительности. Идеальное есть как бы иноебытие(другое, новое бытие) материи, ее "превращенная" (измененная) форма, которая создана с помощью сознания. Образно говоря, идеальное — это "двойник", "заместитель" материи, ее нематериальная копия. По определению К. Маркса,".. .идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней".
Мир идеальноговключает в себя ощущения и эмоции, воображение и фантазию, понятия и представления, идеи, идеал и т.д., которые ориентированы на творческую деятельность человека. Идеальное являет собой чувственные и мысленные образы, созданные человеком и отражающие внешний мир. Оно содержит в себе не только образы того, что уже есть. Идеальное включает, прежде всего, образы того, что нужночеловеку. В этом смысле прав В.И.Ленин, говоря, что человеческое сознание "...не только отражает объективный мир, но и творит его". Неудивительно, что в структуре идеального особую роль играет идеал как своеобразный образец, высшая цель, которая призвана выводить человека за рамки его повседневного существования, преодолевать наличное бытие в порыве созидательного творчества.
Идеальное — это продукт природной и социальной организации человека, его духовно-практической деятельности. Работы упомянутых нами выше психологов А .И. Мещерякова и С.И. Соколянскогопоказали, что идеальное формируется только в обществе и на почве деятельности, а не является прирожденным свойством человека. (Один из воспитанников этих ученых — А.В.Суворов— успешно окончил Московский университет, защитил диссертацию доктора психологических наук). Основным условием его формирования может быть лишь активное приобщение человека к духовно-практической деятельности, к миру культуры как воплощению совокупного опыта человечества. Без этого человек останется всего лишь "кандидатом" в люди, т.е. неразвившимся существом, неким придатком дикого природного мира.
Идеальное является очень важным элементом сущностных, творческих сил человека. С появлением "мира духа" возникли принципиально иные источники развития мира, до сих пор в природе не существовавшие. В итоге дальнейшая эволюция материального мира (в пределах Земли) под воздействием человека постепенно стала приобретать управляемый характер и высокий динамизм, а сам человек превратился из раба обстоятельств и стихий в творца нового — искусственного мира.
Понятие идеального раскрывает человеческое сознание с точки зрения результатов отражательного процесса, которые отлиты в те или иные формы—в идеи, образы, представления. Что же касается нередко употребляемого в философии понятия "сознательность", то оно в данном случае характеризует человека с другой стороны. А именно — с точки зрения его способности действовать практически и творить мир сознанием дела. Иначе говоря, сознательность означает разумность действий человека, наличие в этих действиях рациональной компоненты (сознательность гражданина, сознательные поступки и т.п.). Напротив, отсутствие сознательности указывает на стихийность и непредсказуемость, неразумность в действиях людей, в совокупном историческом процессе. Сознательность — это показатель того, насколько люди способны контролировать свою деятельность с помощью знаний об окружающем мире. Проблема сознательности есть, таким образом, проблема превращения сознания человека в реальную и активную силу совокупного социально-культурного и исторического процесса.
Итак, обладание сознанием характеризует человека как существо, способное действовать в этом мире разумно и творчески. Сознание создает необходимые предпосылки для самоутверждения человека как существа познающего и деятельного. Сознание — это единство дара, обретения и бремени человека.
Контрольные вопросы
1. Перечислить формы отражения в неорганической природе и биологические формы отражения.
2. В чём состоит роль труда при становлении специфически человеческой формы отражения - сознания.
3. Значение языка в становлении и функционировании сознания.
4. Что такое идеальное?
5. Как связаны сознание и мозг.
6. В чём суть проблем «диалога» человека и компьютерных систем?
Вопросы для самостоятельного изучения (СРС)
- Человек как субъект сознания и его социальная сущность.
- Физиологический механизм сознания.
- Проблема идеального.
- Роль труда в формировании сознания: общепринятое и спорное.
- Самосознание: что это такое? как оно формируется?
- Творческая активность сознания.
- Язык - материальная форма мыслительной деятельности.
- Коммуникативная функция языка.
- Естественные и искусственные языки.
- Сознание и кибернетика.
- Моделирование психической деятельности мозга.
- Отражение как всеобщее свойство материи.
- Проблема разума в космосе.
Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература
1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. – М., 1992.
2. Вернадский В.И. Философские письма натуралиета. — М., 1988. Разд. 2.
3. Выготский Л.С. Развитие высших нервных функций. – М., 1990.
4. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. – М., 1998.
5. Иванов А.В. Сознание и мышление. — М., 1994.
6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1981.
7. Мамардашвили К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии.
8. 1990. № 10.
9. Налимов В.В. Спонтанность сознания. — М., 1989.
Тема 3.3 Диалектическая концепция понимания бытия
- Понятие диалектики и ее исторические формы.
- Объективная и субъективная диалектика. Основные принципы диалектики.
- Принцип всеобщей связи: детерминизм и индетерминизм.
- Диалектика и специальные научные теории развития. Характерные черты развития.
- Диалектика и ее альтернативы: метафизика, догматизм, софистика и эклектика.
6. Динамические и статистические закономерности.
Основные законы диалектики:
- закон перехода количественных изменений в качественные;
- закон отрицания отрицания;
- закон единства и борьбы противоположностей.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 950;