Общество: основы философского анализа

1. Общество как подсистема объективной реальности.

2. Проблема построения теоретической модели общества.

3. Социальное познание и его специфика.

Общество как подсистема объективной реальности

 

Общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Оно выступает как высшая ступень развития живых систем, которая проявляется в функционировании и развитии социальных организаций, институтов, групп. Общество является частью природы. Оно возникло в результате сложного процесса становления человека, выделения его из природы и может рассматриваться как подсистема объективной реальности, обладающей определенной спецификой.

Эта специфика состоит в том, что общество, в отличие от других природных объектов, существует в результате постоянного осуществляемого процесса производства. Для этого производства необходимы физиологические и биологические предпосылки. Однако не они определяют сущность материального производства. Промышленные комплексы, служащие главным инструментом воздействия человека на природные объекты, созданы человеком, а не природой. В процессе материального производства человек выступает преобразователем природы.

Животные так же изменяют природу, но изменяют ее в силу своего присутствия. Так, обезьяны с помощью тонких листьев выуживают из гнезд термитов, с помощью пережеванных листьев изготавливают нечто подобное губки для добычи воды. Однако животные не только не совершенствуют от поколения к поколению орудия труда, что характеризует человека, но и не меняют своего животного образа жизни, приспособительного по отношению к природе.

Для человека та или иная форма постоянного контакта с природой является вместе с тем и определенным образом жизни. Изменяя орудия труда, с помощью которых человек воздействует на природу, он изменяет свой образ жизни. Кроме того, в орудиях труда и продуктах своей деятельности он «материализует», фиксирует свою психологию, свое мировоззрение.

Для общества, как специфической подсистемы объективной реальности, характерно наличие рациональных, духовных элементов в виде философских, религиозных, эстетических, экологических идей, соответствующих им отношений, и институтов (учреждений).

Сущность общества как целостной социальной системы объек­тивной реальности - определяют принципы: объективности, кон­кретности, историзма. Принцип объективности предполагает, что общественные явления такие, какие они есть в реальной жизни во всех их основных взаимосвязях, со всеми противоречиями и тенденциями развития, и социальный философ выступает здесь бесстра­стным бытописателем, его социальные интересы не должны вступать в противоречие с окружающими явлениями и событиями общественной жизни, не должны приводить к искажению объективности и реальности, не искажать ведущие тенденции разви­тия и социальные отношения. Всесторонний учет свойств и отношений в обществе - вот то, что предполагает принцип объективности. Это свидетельство единства прин­ципа объективности с принципом системности. Ведь невозможно адекватно воспроизвести общество как систему без учета целост­ности общества, без выявления его связей и отношений, без ото­бражения в развитии и взаимосвязях системосозидающих элемен­тов общества: производства, социально-сословных отношений, государства, личности, семьи, общественного бытия, общественного сознания, культуры, социально-экономической, поли­тической системы, цивилизации. Осмысление самой системы ­социально-экономических, политических и духовных отношений в обществе, взаимосвязи и взаимоотношений компонентов обще­ства - неизменное условие всестороннего анализа каждого ком­понента общества как системы, дающего возможность раскрыть сущность общества как целостной системы связей и от­ношений между людьми, событиями, явлениями общественной жизни. Но общество еще и саморазвивающаяся, и, одновремен­но, противоречивая система. И объективно отображать ее может только теория, включающая принцип развития.

Всякая подсистема, в том числе и общество, может рассматриваться как система представляющая собой неразрывное единство составляющих ее элементов. Свойства системы не сводится к простой сумме составляющих ее элементов. По отношению к внешнему миру, в данном случае в отношении общества к природе, система выступает как нечто целое.

Итак, общество, с одной стороны, выступает как неразрывная составная часть единого целого - природы. С другой – выйдя в результате длительной эволюции из недр природы, оно, в свою очередь, выступает как определенная система элементов.

Существование любой системы всегда основано на взаимосвязи, составляющих ее элементов. Момент связи и взаимодействия элементов системы принято называть отношениями. Общественные отношения – это многообразные связи, возникающие между социальными слоями, группами, нациями, а также внутри них в процессе совместной экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

Проблема общественных отношений исследовалась во все ис­торические эпохи. Современная социальная философия считает источником общественных отношений человеческую жизнедея­тельность. Общественно-исторический процесс представляет сплав деятельности и общественных отношений, в котором изменяются и природа, и социальные структуры, и человек, и общественные отношения, пронизывающие все сферы общества - экономиче­скую, социальную, политическую, духовную. Люди вступают в от­ношения и связи под влиянием своих потребностей и интересов. Правомерно считать, что отношения и связи - индивидуальные, личные. Но если личность всегда включена в социальную общность и определенно выражает ее интересы, то отношения и связи меж­ду индивидами - одновременно индивидуальные и социальные. В конкретно-исторических условиях одна из сторон может быть ведущей. В обществе традиционного типа (феодальном), в условиях относительно слабого разделения труда, экстенсивной аграрной экономики, социум представлял жестко разделенную на сословия и локально разобщенную социальную структуру, состоящую из множественности отдельных изолированных самодостаточных социально-экономических организмов. Экономические и соци­альные связи внутри такой общности замкнуты во­внутрь и имеют непосредственно-личный характер, включая в себя большой спектр личных отношений, личной воли.

Все общественные отношения делятся на первичные (материальные, базисные) и вторичные (идеологические, надстроечные). Главными, ведущими, определяющими являются материально-экономические, производственные отношения. Идеологические общественные отношения – политические, правовые, нравственные и другие возникают на базе материальных общественных отношений и складываются как надстройка над ними, проходя предварительно через сознания людей. Общество представляет собой не механическое соединение различных общественных отношений, а единую систему общественных отношений.

Исходя из этого, можно сказать, что общество, как целостный социальный организм, представляет собой специфическую систему, включающую в себя единое множество социальных отношений и взаимосвязей, носителями которых является человек и образуемые людьми, социальные слои и группы. Оно формируется и функционирует на основе определенного способа производства, социокультурной сферы и образа жизни.

Так как производство материальных благ и функционирование общества как социальной системы не может осуществляться без человеческого (субъективного) фактора, то именно человеческая жизнедеятельность выступает специфическим способом существования общественного (социального) как материального носителя социальной формы движения.

Проблема построения теоретической модели общества

 

Общество представляет собой не только специфическую, но и чрезвычайно сложную систему. Познание закономерностей функционирования и развития этой системы имеет определенные особенности. Теоретический, научный анализ общества как определенной системы, происходит на базе определенной идеальной модели общества. Каждая отрасль науки фактически создает свою модель или теоретический объект. Иными словами, рассматривается не весь объект социальный организм, а только какая-либо его конкретная часть. Так, для историков реальный исторический процесс предстает не сам по себе, а через отдельные фрагменты действительности: архивные материалы, документы, памятники культуры. Для экономистов ­экономика предстает в виде цифровых выкладок, материалов статистики.

Общество можно анализировать по-разному. Напри­мер, русский мыслитель А.А.Бог­данов(1873 - 1928) рассматривал общество со стороны организации и управления. Это характерно для общей теории систем. Всякая челове­ческая деятельность, считал он, объективно является организацией или дезорганизацией. Это значит: всякую человеческую деятельность - техническую, обществен­ную, познавательную, художественную - можно рас­сматривать как некоторый фрагмент организационного опыта и исследовать с организационной точки зрения.

Хорошо известны попытки описать общество как живую популяцию без выявления специфики социального. Современный философ-обществовед В.С. Барулин под­ходит к обществу с позиций рассмотрения различных сфер деятельности людей, обеспечивающих их жизнь.

Исследователи не ставили и не ставят своей целью охватить весь объект. Рассматривая его под определенным углом зрения, как идеальную модель, ученые получают возможность анализировать явления «в чистом виде».

Идеальная или теоретическая модель того или иного фрагмента общества и реальное общество различны. Однако анализ модели позволяет выявить существенное, закономерное в объекте, не заблудиться в сложнейшем лабиринте социальных явлений, фактов и событий.

Мировоззренческим основанием построения и последующего изучения теоретической (идеальной) модели общества выступают: натурализм, идеализм и материализм.

Натурализм - закономерности функционирования и развития общества пытается объяснить законами природы. Он исходит из того, что природа и общество едины, а отсюда, нет различий в функционированием природного и социального.

В XVII - XVIII вв. широкое распространение по­лучила натуралистическая концепция толкования об­щественной жизни. Сторонники этой концепции пы­тались объявить социальные явления исключительно действием природной закономерности: физической, географической, биологической и др.

Французский социалист-утопист Шарль Фурье (1772 - 1837), например, пытался создать «социальную науку», исходя из закона всемирного тяготения И. Ньютона. Задачу своей жизни он видел в разработ­ке «социальной теории» как части «теории всемирно­го единства», основанной на принципе «притяжения по страсти», всеобщей закономерности, обусловлива­ющей природную склонность человека к какому-либо виду коллективного труда.

Высшие формы бытия натурализм сводил к низ­шим. Так, человека он сводил до уровня сугубо при­родного существа. Такой подход характерен для всех форм метафизического материализма. Его основная ошибка заключалась в принижении человеческой активности и отрицании человеческой свободы.

В самом деле, если субъект рассматривается толь­ко как природное явление, растворяется в природе, лишается своей качественной определенности, то это неизбежно приводит к жесткому включению челове­ческого поведения в цепь природных причин и след­ствий. Здесь свободной воле не остается места, а кон­цепция социальных событий неизбежно принимает фаталистическую окраску.

Отрицая свободу и принижая духовную сущность человека, материализм становится антигуманным, «враждебным человеку».

Еще одним недостатком натуралистического подхо­да к обществу является то, что человек уподобляется социальному атому, а общество - механическому агрегату индивидов-атомов, замкнутых только на своих соб­ственных интересах. Механицизм органически вытека­ет из натурализма и становится теоретическим обосно­ванием индивидуализма, анархизма и эгоизма.

Иными словами, натурализм замечает в человеке лишь при­родную субстанцию, абсолютизирует ее. В результате и человеческие связи обретают природный характер. Суть натуралистического подхода в том, что человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и, в конечном счете – Космоса. Тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной активности и космических излучений (А. Чижевский, Л.Гумилев), особенностями географической и природно-климатической среды (Монтескье, Л.Мечников), спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями (Э.Уилсон, Р. Докинс). В рамках этого направления предполагается, что общество может изменить форму своего бытия, начать космическое бытие как новый виток своей эволюции (К.Э.Циолковский).

Идеализм - принимает сознание (абсолютную идею или комплекс ощущений) за конечную и определяющую причину социального развития. Идеализм одухотворяет чело­века, отрывает его от природы, превращая духовную сферу общественной жизни в самостоятельную суб­станцию. Такое понимание истории возникает как ре­зультат абсолютизации духовного фактора в челове­ческом бытии. На практике это означает следовать про­светительскому принципу «мнения правят миром».

Идеализм в принципе не отрицает объективного фактора истории. Но если с точки зре­ния натурализма развитие общества полностью опре­деляется действием законов природы, то в идеализме эту функцию творящего начала, социального перводвигателя выполняет или мировой разум, или не детерминированная ничем че­ловеческая и прежде всего духовно-волевая активность. В первом случае в социальную философию вносит­ся фатализм (что имеет место и в натуралистическом материализме); во втором - обосновывается чисто субъективистское понимание исторического хода.

В некоторых идеалистических системах, к приме­ру, в кантианстве и русской религиозно-нравственной философии, содержалось положительное начало в под­ходе к человеку и истории. Оно заключалось в обосно­вании свободы субъекта, его творческой активности. Как бы ни понималась духовность, никто не мыслит ее без нравственности, последняя же предполагает наличие свободы. Духовно-нравственным может быть только свобод­ный человек, поэтому нужно преодолеть узкие рамки натурализма, повернуться лицом к гуманистическим цен­ностям. А это предполагает усвоение всего богатства духовных традиций.

Отрицательными последствиями иде­алистического понимания социальных феноменов являются: отрыв теории от практики, идеала от интереса, фор­мирование отчужденных, фетишистских форм созна­ния, которые начинают господствовать над людьми. Идеалистическое понимание истории порождает социальную мифологию и обрекает социальные субъекты, оказавшиеся во власти мифов, на погоню за миражами.

В идеалистическом подходе сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов. В истории существует множество примеров теократических государств. В таких государствах единство обеспечивалось одной верой, которая становилась государственной религией. Тоталитарные режимы основывались на единой государственной идеологии, которая выполняла роль основы общественного устройства. В центре этой идеологии выступал обычно лидер, не редко религиозный, от которого зависела судьба страны (войны, реформы и т.п.).

Таким образом, и натурализм, растворяющий чело­века в природе, излишне заземляющий его, и идеализм, отрывающий человека от природы и превращающий духовное начало в нем в самодовлеющую сущность, ори­ентируют на одностороннее понимание общества.

Материализм - за основу принимает общественное бытие, реальный процесс жизни людей, в основе которого лежит определенный способ производства, уровень развития культуры, сложившийся образ жизни и соответствующий ему менталитет, т.е. склад ума, характер чувств и мышления.

Материалистический подход связан с философским анализом межчеловеческих связей и отношений, которые имеют определяющий характер и которые возникают в соответствующих природных условиях, при наличии тех или иных социальных идей или религиозных верований. Общество – это определенная система, структурированная особым образом на части, к которым оно полностью не сводиться. Человек реализует себя в зависимости от места, занимаемого им в обществе и участия в общем социальном процессе жизнедеятельности. Отношения людей определяются не договором (контрактом), а консенсусом (согласием членов общества). Связывает людей в «социальный организм» производительные силы и производственные отношения и соответствующая социокультурная сфера.

Каждый из рассмотренных выше мировоззренческих подходов имеет свои достоинства. С их помощью были даны объяснения социальных процессов, сделаны определенные шаги в познании общества. Но критическое отношение к этим подходам дает возможность аргументировано обосновывать достоинства и недостатки каждого из них.

Социальное познание и его специфика

 

Познание закономерностей общества имеет определенную специфику по сравнению с познанием явлений природы. В обществе действуют люди наделенные сознанием и волей, здесь невозможно полное повторение событий. На результаты познания влияют действия политический партий, всевозможных экономических, политических и военных блоков и союзов. Социальные эксперименты имеют колоссальные последствия для судеб людей, человеческих сообществ и государств, а при определенных условиях и всего человечества.

Одной из особенностей социального развития является его многовариантность. На течение социальных процессов оказывают влияние различные природные и особенно социальные факторы, сознательная деятельность людей.

Очень кратко специфика социального познания может быть определена следующим образом:

- В социальном познании недопустима абсолютизация природного или социального, сведение социального к природному и обратно. В тоже время всегда следует помнить, что общество это составная часть природы и нельзя их противопоставлять.

- Социальное познание, имея дело не с вещами, а с отношениями, неразрывно связано с ценностями, установками, интересами и потребностями людей.

- Социальное развитие имеет альтернативы, различные варианты своего развертывания. Одновременно существует множество мировоззренческих подходов к их анализу.

- В социальном познании возрастает роль методов и приемов исследования социальных процессов и явлений. Характерная их особенность - высокий уровень абстракции.

Основная цель социального познания выявление закономерностей общественного развития и на их основе прогнозирование путей дальнейшего развития общества. Действующие в социальной жизни общественные законы, собственно как и в природе, представляют собой повторяющуюся связь явлений и процессов объективной реальности.

Законы общества, как и законы природы, объективны по своему характеру. Законы общества, прежде всего, различаются по степени охвата сфер общественной жизни (социальное пространство) и степени продолжительности функционирования. Выделяют три основных группы законов. Это наиболее общие законы, общие законы и специфические (частные законы). Наиболее общие законы охватывают все основные сферы жизни общества и функционируют на протяжении всей человеческой истории (например, закон взаимодействия экономического базиса и надстройки). Общие законы функционируют в одной или нескольких сферах и на протяжении ряда исторических этапов (закон стоимости). Специфические или частные законы проявляются в отдельных сферах жизни общества и действуют в рамках исторически определенной ступени развития общества (закон прибавочной стоимости).

Природу и общество можно определить следующим образом: природа - это материя, не осознающая свое­го бытия; общество - это материя, развивающаяся до осознания своего бытия. Эта обособившаяся от приро­ды часть материального мира есть результат взаимодействия людей. Неразрывная, естественная связь об­щества с природой обусловливает единство и разли­чие законов их развития.

Единство законов природы и законов общества зак­лючается в том, что они действуют объективно и при наличии соответствующих условий проявляются с не­обходимостью; изменение условий изменяет действие как природных, так и общественных законов. Законы природы и общества реализуются независимо от того, знаем мы о них или нет, познаны они или не позна­ны. Человек не может отменить ни законов природы, ни законов развития общества.

Существует и известное различие между законами общественного развития и законами природы. Приро­да бесконечна в пространстве и во времени. Среди законов природы есть и вечные (например, закон тя­готения), и долговременные (законы развития расти­тельного и животного мира). Законы же общества не вечны: они возникли с образованием общества и пре­кратят свое действие с его исчезновением.

Законы природы проявляются в действии стихий­ных, бессознательных сил, природа не знает, что она творит. Общественные законы осуществляются че­рез сознательную деятельность людей. Законы общества не могут функционировать «сами по себе», без участия человека.

Законы развития общества отличаются от законов природы и по своей сложности. Это законы более вы­сокой формы движения материи. Законы низших форм движения материи хотя и могут оказывать воздействие на законы общества, но не они определяют сущность общественных явлений; человек подчиняется и законам механики, и законам физики, и законам химии, и законам биологии, но не они определяют сущность человека как общественного существа. Человек не толь­ко природное, но и социальное существо. Сущность его развития - изменение не биологического вида, а его общественной природы, которое может отставать, а может опережать ход истории.

Отличие законов общества от законов природы состоит в том, что социальные законы не имеют жесткой направленности. Они, определяя основную линию развития общества (социальных процессов), проявляются в виде тенденции. Общественные законы являются убедительной иллюстрацией того, как необходимость проявляет себя через массу случайностей.

Познание законов общественного развития открывает широкие возможности их использования в социальной практике. Непознанные социальные законы как объективные феномены – действуют и оказывают свое воздействие на судьбы людей. Чем глубже и полнее они будут познаны, тем свободнее будет деятельность людей, тем значительнее возрастет возможность их использования в управлении социальными процессами в интересах всего человечества.

* * *

В справочной литературе обратитесь к следующим статьям:

Современный философский словарь. – М., 2004. Ст.: «Законы общественные», «Натурализм», «Общество», «Отношение», «Онтология социальная», «Связи социальные»..

Новаяфилософская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001. Ст.:

«Общество», «Идеальный объект», «Закономерность историческая», «Субъект социальный».

Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002. Ст.:«Суспільство», «Суспільне буття і суспільна свідомість».

 

 

 








Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 2014;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.026 сек.