Диалектика, ее законы и категории

 

1. Диалектика и ее альтернативы.

2. Принципы и законы диалектики.

3.Важнейшие категории диалектики.

 

Диалектика и ее альтер-нативы

 

В повседневной, обыденной жизни человек имеет дело по преимуществу с вещами конечными, определенными, непротиворечивыми. Соответственно, отсюда проистекает подтвержденное здравым смыслом требование к непротиворечивости нашего мышления. Поэтому в формальной логике существуют законы «тождества», «непротиворечия», «исключенного третьего» и «достаточного основания».

Cтремление полнее познать мир рано или поздно приводит к тому, что человек сталкивается с противоречиями, с необходимостью их осмысления и выведению заключений, касающихся перспектив изменения изучаемого объекта. Еще в большей мере формально-логический подход обнаруживает свою ограниченность в сфере научного знания, где явления и процессы рассматриваются в их взаимосвязи, взаимопереходе и развитии. В науке этот формально-логический подход порождает немало затруднений и коллизий. Г.Гегель даже предложил разграничивать зоны действия человеческого рассудка обыденным мышлением, а разума – диалектическим. Учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития мышления и бытия он называл диалектикой.

Однако такое понимание пришло не сразу. Первоначально диалектика (греч. dialegomai – веду беседу, полемику) трактовалась как искусство диалога, спора. Со временем в античной философии вызрело понимание мира как вечного процесса изменения, движущей силой которого является борьба противоположностей (Гераклит, Сократ, Платон). Античная диалектика носила стихийно-интуитивный характер и опиралась на наблюдение.

В немецкой классической философии диалектика предстает уже в виде стройной системы знания. Она эволюционирует от кантовской неразрешенности антиномий разума до признания Гегелем противоречия в качестве источника развития. По Гегелю, диалектика есть учение о саморазвертывании Абсолютного Духа, о самодвижении понятий. Сформулированный им тезис о тождестве мышления и бытия позволил вплотную подойти к такому способу познания реальности, при котором мир объясняется не из нашей головы, а из самого бытия.

В самом общем виде под диалектикой понимается совокупность объективно обусловленных, субъективно осознаваемых и практически выверенных познавательных приемов и навыков общественно-преобразующей деятельности человека.Диалектика - это учение об универсальных связях и всеобщих законах развития природы, об­щества и познания. Диалектика изучает связь и развитие не в полном объеме (в противном случае специальным наукам не оставалось бы объе­кта исследования), а выявляет их всеобщие черты. Ее задача состоит в том, что­бы воссоздать идеальную модель развития в его всеобщих характеристи­ках.

Диалектика является не только теорией, но и методом мышления (познания). Она имеет ряд альтернатив, а не выступает единственным и монопольным методом в истории философии. Под альтернативой понимается наличие взаимоисключающих друг друга возможностей и необходимости выбора между ними.

Если рассматривать диалектику как теорию развития, то ее альтернативами выступают метафизика и «негативная диалектика». Если понимать диалектику как логику, то ей противостоят эклектика и софистика. Если под диалектикой иметь в виду теорию познания, то антиподами ей выступят релятивизм и догматизм.

Понятие «метафизика» ( греч. meta – после; physika – природа; так называлось приложение к трактату Аристотеля «Физика», содержащее учение «о бытии самом по себе») приобрело три самостоятельных значения: 1) метафизика как наука о всеобщем, 2) метафизика как онтология (учение о бытии) и 3) метафизика как специфический способ познания, сущностной чертой которого является односторонность, абсолютизация одной из противоположностей, закостенелость, отсутствие гибкости мышления.

Именно в последнем значении метафизика противостоит диалектике. Если она рассматривает универсальные всеобъемлющие связи, то метафизика упрощает, обедняет их, сводя все их многообразие к наиболее простым связям одного типа, как правило, механическим. Метафизика стремится к созданию однозначной, статической, законченной картины мира, к подмене действительно целостного мыслительного освоения реальности построением умозрительных конструкций, отличающихся завершенностью и непротиворечивостью. Метафизика не является чем-то алогичным, неразумным, безрезультатным. Она представляет собой исторически неизбежный и важный этап становления методологии познания.

Критическую, отрицающую какое бы то ни было постоянство, сторону диалектики абсолютизировали представители Франкфуртской школы (Т.Адорно, Г.Маркузе), назвавшие «единственно состоятельную критическую позицию» относительно современного общества «негативной диалектикой». Центральной категорией данного направления является понятие «тотальной негации», отражающее абсолютизацию отрицания, всеобщего разрушения всего сущего, отбрасывание какой-либо позитивности, самоотрицания.

Эклектика(греч. eklektikos – выбирающий) – это объединение разнородных, внутренне не связанных и несовместимых идей, концепций, стилей. В современных условиях методологического плюрализма эклектика приобретает самое широкое распространение в работах философов и ученых самых разных направлений. Поливариантность, «лоскутность» мышления достаточно типичны и для постмодернистского типа философствования, в котором даже существует специальный термин – пастиш («свободный полет», «лоскутное одеяло», «всякая всячина», коллаж, складывающийся из противоположных и несовместимых идей и взглядов). Техника пастиша не признает последовательности, логики или симметрии, основываясь на парадоксах и путанице.

Софистика (греч. sophisma – умная мысль, хитрость, ухищрение, обман) зарождается во времена античности (Протагор, Горгий) как техника словесного интеллектуального фокусничества, как искусство побеждать в словесных баталиях, как риторика. Софисты довели до крайности внутреннюю гибкость понятий, оторвав процесс мышления от его объективного содержания. Можно сказать, что софистика начинается там, где диалектика как искусство анализа понятий, отражающих действительность, уступает место искусству ее языкового конструирования.

Альтернативами диалектики как теории познания выступают также релятивизм и догматизм.

Релятивизм (лат. relativus – относительный) есть гносеологический прием, акцентирующий принципиальную относительность и бесконечность процесса познания. Релятивизм исходит из одностороннего выявления сути истины, в отрицании абсолютной истины, преувеличении ее относительности.

Догматизм(греч. dogma – мысль, учение, решение; положение, принимаемое за непреложную истину) является логическим способом рассмотрения теоретических и практических проблем, вырванных из исторического контекста. Однажды высказанная истина «застывает», «окаменевает» и в таком неизменном виде продолжает свое существование в постоянно изменяющихся условиях. Социально-психологическими корнями догматизма является слепая приверженность авторитету, некритическое восприятие ранее выработанных и усвоенных приемов и способов познания.

К сожалению, моментов догматизации не избежала и сама диалектика. В определенной мере ее судьба аналогична судьбе аристотелизма: после чрезмерного схоластического цитирования аристотелевских положений (в целом истинных и правильных) философы эпохи Возрождения просто отворачивались от них. Сегодня с диалектикой отождествляется не только научный метод освоения мира, но и та политическая идеология, которая взяла его на вооружение. После краха социалистической системы к диалектике повсеместно наблюдается, мягко говоря, спад интереса. Одним из следствий этого процесса выступает дистанцирование части современных исследователей от диалектической терминологии и стремление разработать свой собственный категориальный аппарат.

Примером тому выступает синергетика, в которой процессы развития систем рассматриваются с помощью понятий энтропия, диссипативность, хаос, бифуркация, аттрактор, флуктуация и т.д. Синергетика стала своеобразным ответом научного сообщества на заидеологизированность науки.

Каждая из названных альтернатив диалектики не столько отвергает, сколько подчеркивает необходимость дальнейшей разработки тех или иных аспектов теории развития.

Принципы и законы диалектики

 

Какие бы исторические формы и виды не приобретала диалектика, в центре ее внимания всегда была проблема развития. Для понимания сущности процесса развития в диалектике используются такие фундаментальные категории как «отношение», «связь», «взаимодействие».

Категория «отношение» означает форму бытия, форму соотнесения объекта с другим объектом. Представление об отношении возникает как результат сравнения любых двух предметов по выбранному основанию сравнения. В частности, сравнение по величине порождает понятие о числовых отношениях; сравнение по времени появления или исчезновения – понятие о временных отношениях. Чаще всего в философии рассматриваются два вида отношений: 1) отношения связи (выражение всеобщей зависимости) и 2) отношение изолированности (обособленности).

Категория «связь» служит для обозначения специфического отношения, при котором наличие или изменение одних объектов выступает условием наличия или изменения других объектов. Можно сказать, что связь – это разделенная в пространстве-времени взаимообусловленность существования явлений и процессов. Соответственно изолированность определяется как отношение объектов, при котором существование или изменение одного из них не вызывает существование и изменение другого.

Особым типом отношений является «взаимодействие». Взаимодействие есть всеобщая форма отношения предметов или явлений, результатом которого является их взаимное изменение. Два и более взаимодействующих предмета или явления составляют систему, в которой совершается процесс превращения движения, причины в действие и обратно.

Философия и наука фиксируют многообразие связей. Выделяются пространственные и временные; механические, физические, химические, биологические, социальные связи; существенные и несущественные; случайные и необходимые; возможные и действительные; внутренние и внешние; повторяющиеся и уникальные; объективные и субъективные; причинные и следственные связи.

Если связь можно характеризовать как существенную, устойчивую, повторяющуюся, внутреннюю, объективную и необходимую, то речь идет о законе. Понятие «закон» отражает внутренне присущую природе явлений реального мира тенденцию изменения, движения, развития, определяющую общие этапы и формы становления и самоорганизации конкретных развивающихся систем явлений природы, общества и духовной культуры человечества. При этом формой конкретного проявления закона выступает закономерность. Познанная закономерность, положенная в основание того или иного вида деятельности, называется принципом (лат. principium – начало, основа). Принципами называют фундаментальные научные положения, в которых выражаются объективные тенденции развития мира и конституируются параметры теоретической и практической деятельности человека.

Диалектика представляет собой систему принципов, законов и категорий, которая позволяет теоретически охватить развивающийся мир как целостность в единстве и многообразии его объективных связей и отношений.

Применительно к диалектике можно говорить о двух основных принципах: принципе всеобщей связи и принципе развития. В отличие от конкретных наук, философия акцентирует внимание на всеобщих связях, которые проявляются во всех сферах бытия – в природе, социуме, духовной жизни, – хотя в каждой из них специфически. Конкретные же науки имеют дело со связями, проявляющимися в отдельных срезах реальности.

Диалектический принцип развития указывает на определенный тип качественных изменений объекта, который развертывает изначально заложенный в нем потенциал. Развитие есть порождение предметом своих собственных состояний или, выражаясь словами Гегеля, развитие есть самоосуществление предмета. Оно есть непрерывный процесс развертывания, перехода от одного качественного состояния к другому.

Свою конкретизацию принципы диалектики находят в основных законах диалектики. Это законы: 1) единства и борьбы противоположностей; 2) взаимоперехода качественных и количественных изменений; 3) «отрицания отрицания». Эти законы были сформулированы Гегелем.

Закон единства и борьбы противоположностей указывает, что источником развития являются противоречия, внутренне присущие всем предметам и явлениям.

Процесс развития проходит через три необходимых стадии: стадию тождества, стадию различия, и стадию противоположности. Различие понимается как неравенство предмета самому себе, как стремление выйти за границы тождества, как имманентная «озабоченность» предмета, внутреннее желание выйти за пределы самого себя. В реальной действительности предмет всегда представляет собой единство тождества и различия, давая толчок движению. Это единство постепенно приводит к противоположностям, которые одновременно: а) взаимно предполагают и б) взаимно исключают друг друга, при этом не только в разных, но и в одном и том же значении; в) взаимопроникают и, при определенных условиях, взаимопереходят друг в друга. Взаимодействие противоположностей между собой рождает противоречие. В процессе разрешения (снятия) противоречия рождается новое основание, содержащее новое тождество, и процесс повторяется.

Таким образом, закон единства и борьбы противоположностей говорит о том, что развитие представляет собой процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многочисленных противоречий. Внутренняя противоречивость, борьба противоположностей дает толчок к развитию, к нарастанию противоречий, к исчезновению старого и возникновению нового.

Этот закон, собственно как и другие законы диалектики, имеет всеобщий характер и проявляется в многообразии противоречий, присущих природе, обществу и человеческому мышлению.

Закон взаимоперехода качественных и количественных изменений раскрывает всеобщий механизм развития, указывает, каким именно способом оно осуществляется.

Содержание этого закона раскрывается через категории «качество», «количество», «мера», «скачок».

Качество представляет собой устойчивую совокупность свойств, указывающих на то, чем данная вещь является, в чем ее специфика. По Гегелю, это есть тождественная бытию определенность. Если предмет утрачивает свою внутреннюю определенность, он утрачивает свое качество. Различают качество как непосредственную определенность, которая воспринимается нашими органами чувств, и качество как совокупность существенных свойств предмета, которое воспринимается опосредовано через мышление путем абстрагирования.

Количество – это совокупность внешних свойств предметов и явлений действительности, которая указывает на величину, размеры, объем, иначе говоря, – на пространственно-временное положение этих предметов.

Качества не существует без количества (как и количества без качества). Их единство составляетмеру, которая представляет собой те количественные границы, в рамках которых существует данное качество.

При достижении границ меры происходит переход от одного качества к другому, протекающий в форме скачка (нагрев воды до определенных пределов превращает ее в пар). Скачок - это момент перехода от одного качества к другому, это перерыв постепенности, непрерывности.

Из всего многообразия скачков обычно выделяют скачки в виде взрыва, когда качество переходит в другое качество мгновенно, и медленные, когда элементы нового качества появляются постепенно.

Накопление количественных изменений (степень и темп развития предмета, число его элементов и т.п.) в определенный момент времени обязательно приводит к качественному преобразованию предмета (скачку) и возникновению нового предмета, нового качества. Последнее, в свою очередь, оказывает обратное действие на характер количественных изменений.

Итак, закон перехода количественных изменений в качественные показывает, что количественные изменения постепенно накапливаясь, при достижении границ меры приводят к качественным изменениям, протекающим в виде скачка.

Цикличность, поступательность и направленность развития характеризует закон отрицания отрицания.

Важнейшей категорией данного закона является категория «отрицания». В диалектике отрицание характеризуется двумя моментами: уничтожением и сохранением. Диалектическое отрицание - это не уничтожение предмета любым способом, а уничтожение, которое есть вместе с тем и сохранение (единство уничтожения и сохранения). Оно предполагает связь, преемственность между старым и новым. Если бы отрицание было полным, абсолютным, то не было бы развития как единого процесса.

Категория «отрицание» отражает один из моментов процесса развития, само же развитие, реализуя себя в виде спирали, представляет собой бесконечную цепь следующих друг за другом отрицаний. Диалектика как теория развития и метод познания устанавливает определенный порядок, повторяемость и закономерность в следовании отрицаний (например, зерно – росток - зерно), что находит свое отражение в законе отрицания отрицания.

Форма циклического развития в этом законе – «триада», исходный пункт которой – утверждение; второй момент – отрицание этого утверждения; третий момент – отрицание данного отрицания. Гегель схематично пояснил это следующей логической формулой: тезис – антитезис – синтез. Второе отрицание (синтез) есть возврат к изначальному тезису, но возврат на более высоком уровне понимания, с учетом антитезиса. Действие данного закона можно обнаружить в целостном, относительно завершенном отрезке развития. Этот закон нельзя представлять как жесткую схему, которой следует пользоваться во всех сферах без исключения, тем более «втискивать» в эту схему всю действительность в ее разнообразии, включая и поливариантный процесс познания.

Закон отрицания отрицания,выражая сложный, спиралеобразный характер развития,показывает, что на определенном этапе развития повторяются на качественно новой основе некоторые особенности пройденных этапов.

Законы диалектики имеют важное методологическое значение для научной и практической деятельности. Каждый из них дает возможность выявить отдельные стороны процесса развития, указать на его источник, причины, механизм, формы и направленность развития. Законы диалектики позволяют понять следующее: а) закон единства и борьбы противоположностей - почему происходит развитие, его источник и содержание; б) закон перехода количественных изменений в качественные - как происходит развитие, его механизм; в) закон отрицания отрицания - в каком направлении происходит развитие, какова связь нового со старым.

Значение диалектики заключается не только и не столько в том, что она дает ответ на вопрос «что есть?» или «как протекают процессы?», но главным образом в том, что она направляет мышление и деятельность человека, составляя методологическую базу для дальнейшего познания и практического преобразования действи­тельности.

Важнейшие категории диалектики

Дальнейшее углубление и детализацию принципы и

законыдиалектики находят в системе категорий (греч. kategoria– высказывание, признак). Категориями называют наиболее общие понятия, отражающие существенные закономерные связи между процессами и явлениями реальной действительности и познания.

Все многообразие объективного мира (предметы, явления, процессы, связи, отношения) находятся в постоянном взаимодействии между собой, связанны друг с другом, зависимы друг от друга. Философские категории, отражая многообразие реальной действительности, также взаимозависимы, взаимодействуют, взаимосвязаны. Это находит свое выражение в частности, в их «парности». Фиксация парными категориями противоположных (полярных) сторон, моментов развития, подчеркивает процесс перехода предметов (понятий) в «свое иное», в инобытие. При таком понимании одна категория выступает необходимым моментом другой.

К важнейшим парным категориям (их называют также не основными законами диалектики) относятся: единичное и общее, причина и следствие, необходимость и случайность, содержание и форма, сущность и явление, возможность и действительность.

Кратко остановимся на их содержании и взаимодействии.

Единичное и общее. Единичное - это индивидуальное, неповторимое в предметах и явлениях. Общее - то, что присуще всем предметам и явлениям действительности.

Единичное и общее находятся в диалектическом единстве. Единичное содержит в себе общее. В свою очередь, общее существует лишь в единичном.

Диалектику единичного и общего можно проследить на простом примере. Так, каждый индивидуальный организм связан с общим – видом (родом). В свою очередь, нет вида (рода) организмов без его отдельных представителей.

Пара категорий «единичное-общее» иногда усиливается категорией «особенное». Особенное фиксирует признак, сходный с признаками одних и не сходный с признаками других предметов фиксированного класса. Особенноесодержит в себе и единичное, и общее, а потому не тождественно ни тому, ни другому. Единичное – лишь часть особенного, все единичное есть особенное, но не все особенное является единичным. С другой стороны, особенным может быть и общее, если общее отличает одно явление от другого.

Причина и следствие. Причина - явление, которое предшествует другому явлению и вызывает его. Следствие - явление, которое вызвано действием причины.

Характерным для причинно-следственных связей является следующее:

- причина существует и раньше следствия, и одновременно с ним;

- взаимодействие явлений действительности, происходит таким

образом, что причину и следствие можно указать, лишь «вырвав» их из их естественной связи;

- одна и та же причина в зависимости от условий может породить

разные следствия;

- одно и то же следствие может быть вызвано разными причинами.

Причинная зависимость имеет относительный характер. Причина и следствие не существуют безотносительно друг к другу и всем прочим явлениям окружающего мира: каждое из них, рассматриваемое в цепи универсальной мировой связи, может одновременно выступать и в качестве причины, и в качестве следствия.

Существует несколько вариантов причинно-следственных связей: 1) одна причина может служить основанием только для одного следствия; 2) одна причина приводит к нескольким следствиям; 3) одно следствие может быть вызвано различными причинами; 4) одна причина обусловливает действие, становящееся причиной для следующего действия (мультипликационный эффект или «эффект домино»).

Причину следует отличать от повода, выступающего внешним импульсом, толчком к появлению того или иного действия. Повод - это событие, которое само по себе не является причиной, но дает толчок к действию причины. Это своеобразный пусковой механизм «включающий» причину. Так, убийство эрцгерцога Фердинанда послужило поводом к первой мировой войне. Причиной были противоречия между мировыми державами.

Наряду с этим диалектика требует учитывать условия, в которых осуществляется причинно-следственная связь. Все это вместе взятое (причина, повод, условия) получило наименование причинных оснований, среди которых выделяются необходимые и достаточные.

Связь между причинами и действиями может носить не только необходимый, но и случайный характер, что отражается следующей парой категорий – «необходимость-случайность».

Необходимость - это явление, которое имеет причину в самом себе, и, при наличии определенных условий, обязательно происходит. Случайность - это явление, причина возникновения которого лежит во внешних обстоятельствах. Она может произойти, а может и не произойти, может произойти так, а может иначе.

Необходимость означает внутреннюю, устойчивую, повторяющуюся связь между объектами и явлениями, детерминированную всем предыдущим ходом их развития и всей совокупностью наличных условий их существования. Необходимым есть то, что при определенных условиях не может не быть. Случайность отражает внешние, несущественные, неустойчивые, единичные связи действительности. Данная категория указывает на проблематичность или необязательность возникновения или существования событий. Случайным есть то, что при определенных условиях может быть, а может и не быть.

В мире нет «чистой» необходимости и «чистой» случайности:

- любое явление всегда есть единство необходимости и случайности.

Случайное в одном отношении является необходимым в другом. Определяющей (ведущей) стороной является необходимостью. Что касается случайности, то она либо замедляет, либо ускоряет ход действия;

- случайность является формой проявления и дополнения

необходимости, т.е. необходимость «пробивает» себе дорогу через массу случайностей (например, радиоактивность, открытая Беккерелем);

- необходимость и случайность переходят друг в друга. Примером могут

служить случайные открытия учеными полезных ископаемых, которые, затем, положили начало возникновению новых видов производств, необходимых обществу. Так случайное переходит в необходимое. Сам процесс познания есть движение от случайности к необходимости, затем от необходимости к случайности. Не растворяясь в массе явлений, необходимость, одновременно, не существует вне их, отдельные случайные события лишь подтверждают необходимость, а необходимость, не проявляющая себя в случайности, есть условной необходимостью. Случайность выступает как дополнение необходимости. Необходимость складывается из случайностей, она прокладывает себе путь через бесконечную цепь случайностей, при этом случайность всегда остается «по ту сторону» необходимости, никогда не сливаясь с ней полностью.

В социальной философии категория необходимости рассматривается через свою другую противоположность – категорию «свободы». Свобода – это осознание необходимости, а главное – действие человека в соответствии с этим осознанием. Свобода предполагает выбор действия из нескольких вариантов. Категории «свобода» и «необходимость» отражают диалектическую противоречивость между объективными законами и субъективной деятельностью человека как разумного существа, способного к свободному выбору. Проблему свободы и необходимости традиционно рассматривали как антиномию: либо все подчинено необходимости, свободы не существует (детерминизм), либо свобода отрицает необходимость (индетерминизм). Попытки выявить диалектическую связь свободы и необходимости принадлежат Б.Спинозе, Г. Гегелю, К.Марксу, Н.А.Бердяеву. Диалектика учит, что свобода всегда конкретна и относительна. Абстрактная и абсолютная свобода есть фикция. Свобода не тождественна произволу. Человек в своих действиях свободен не потому, что они ничем не детерминированы, напротив, причинная детерминация человеческих действий не отменяет свободы. Независимо от мотивов и целей, человек в своих действиях свободен настолько, насколько осознает преимущества того или иного выбора. Больше того, подлинно свободный человек ограничивает свою свободу в пользу другого, признавая в нем права такого же свободного как сам существа.

Значительную роль в познании играют категории «содержание» и «форма». Содержание - это совокупность элементов и процессов, составляющих данное явления или предмет. Форма - это структура содержания, внутренне присущая ему.

Содержание и форма находятся во взаимосвязи и взаимозависимости:

- содержание не существует без формы, а форма без содержания.

Содержание всегда оформлено, а форма - содержательна;

- содержание активно, форма - статична, она изменяется в зависимости

от изменения содержания. Форма, порождается содержанием, в то же время она активно влияет на содержание, способствуя или замедляя его развитие;

- форма обладает относительной устойчивостью и самостоятельностью. Ликвидация старой формы и утверждение новой требует, порой, значительных усилий (примером здесь могут быть любые стороны жизни нашего общества. Правда, здесь надо четко определиться, что собой представляет новое, а что - старое);

- единство содержания и формы не исключает, а предполагает наличие

противоречий между ними.

Категории «содержание-форма» конкретизируют процесс саморазвертывания сущности предметов. Содержание отражает совокупность элементов, сторон, связей, отношений, которые составляют предмет или процесс, а форма описывает упорядоченность и способ проявления содержания. В данной паре категорий определяющей стороной выступает содержание, в то время как форма есть продукт саморазвития содержания, его определенный аспект. Гегель в «Науке логике» акцентировал внимание на неразрывной связи содержания и формы: «форма содержательна, содержание – оформлено». Однако, рассматривая двойственную природу формы, он писал о противоречивом единстве внутренней и внешней форм. Внешняя форма предмета подчеркивает противоречие содержанию, в то время как внутренняя форма тяготеет к единству с ним. Абсолютизация внешней формы приводит к формализму, что носит такой же негативный характер как и отказ от требований оформления продуктов человеческой деятельности.

Содержание всегда выступает как целое, включающее в себя определенные части. Часть - это относительно самостоятельный элемент целого. Взаимодействие целого и части образует структуру, представляющую собой способ сочетания, принцип связи элементов целого. Элемент – это относительно неделимая часть целого.

Надо заметить, что часть выявляет свое содержание, как правило, в соотношении с целым, а элемент - в соотношении со структурой и системой. Система –это совокупность тесно связанных между собою элементов, выступающих по отношению к окружающему миру как единое целое.

Категории «часть-целое», отражают отношения между совокупностью предметов или их сторон, которые приводят к появлению в этой совокупности новых качеств и закономерностей, не присущих единичным предметам и их сторонам по отдельности. Категории «часть» и «целое» характеризуют также общее движение познания, начинающееся с представления о неделимом целом, через аналитическое расчленение целого на части, и заканчивающееся мыслительным образом целого как единства его частей. При создании целого возникает новое качество, несводимое к сумме его составляющих. Однако это качество определяется именно частями, их количеством и типом взаимодействия. Из диалектической связи частей и целого вытекает методологическое требование единства мыслительных процедур анализа и синтеза, нарушение которого ведет к ошибочным выводам и, как следствие, – к заблуждению.

Особую актуальность для анализа процессов, протекающих в технике, приобретают категории «система-элемент». Первоначально их считали частным случаем категорий «часть-целое», но после появления общей теории систем Л. фон Берталанфи и возникновения кибернетики данные категории получили статус самостоятельности.

Элементом считается далее неразложимая при данном способе расчленения единица, входящая в состав сложного целого. Еще в І в. до н.э. Лукреций Кар, используя сравнение атомов с буквами в словах, впервые предложил использовать понятие элемент как перевод греческого «эл-эм-эн» (рус. «абевега»), а Цицерон применил новый термин к четырем стихиям Эмпедокла (земля, вода, воздух, огонь). В дальнейшем элементами стали называть составную часть, «клеточку» более сложных явлений и процессов.

Системой называется множество элементов, которые во взаимодействии обнаруживают свою общность и целостность. При этом под целостностью понимается свойство однокачественной системы как единства, которое выражают элементы в их реальном взаимодействии. Упорядоченность отношений, связывающих элементы системы и обеспечивающих ее равновесие со средой, называется структурой.

Анализ системы может быть осуществлен по трем основным направлениям: морфологическом (качественный состав элементов), структурном (отношения между ними) и функциональном (роль, которую выполняют элементы или вся система).

Понятия часть и целое, система, структура, элемент широко используются в различных областях знания, в том числе и в философских исследованиях. Системный анализ сегодня стал неотъемлемой составляющей всякого научного и философского исследования, а системный подход – одним из важнейших методологических требований диалектики.

Диалектические категории «сущность-явление» отражают всеобщие формы предметного мира и его освоения человеком. Сущность – это главная, внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета или процесса. Сущность совпадает с бытием вещи. Она определяет природу предмета, характеризует его признаки. По своему содержанию сущность объективна. Ее нельзя изменить или уничтожить (хотя сама она естественным образом может изменяться). Ее уничтожение означало бы уничтожение предмета, процесса. Явление - представляет собой более изменчивую, подвижную, внешнюю сторону предметов. Явление - это форма, в которой обнаруживается сущность.

Сущность и явление едины и взаимосвязаны, что находит свое отражение в следующем:

- сущность и явление находятся в органической связи между собой, нет сущности без явления, как и явления без сущности;

- сущность и явление непосредственно не совпадают, но между

ними имеется некоторое соответствие;

- сущность первична, она определяет явление, явление вторично, производно;

- сущность более устойчива (явление более изменчиво,

подвижно), когда сущность изменяется, это сразу же отражается и в явлениях. Явление не исчерпывается сущностью, а сущность гораздо глубже явления. Сущность и явление выражают переход мышления от констатации наличных форм бытия предмета к его внутреннему содержанию и далее – к понятию.

В процессе мышления сущность проходит ряд стадий: видимость, явление, сущность первого порядка, сущность второго порядка и так до бесконечности, поскольку бесконечен сам процесс познания. Явление также отражает сущность предмета: «явление существенно, сущность является». Но это не означает тождественности данных противоположностей. От сущности необходимо отличатькажимость или видимость (особенно это важно для понимания общественной жизни). Кажется, что Солнце вращается вокруг Земли; ложка, опущенная в воду видется преломленной. На уровне явления отражение сущности неполно, поверхностно, граничит с видимостью (кажимостью) и требует дальнейшего углубления. «Если бы явление совпадало с сущностью, всякая наука была бы излишней». Познание сущности сопровождается переходом от чувственного восприятия, внешней констатации и описания явлений к абстрактному мышлению и созданию теоретической модели исследуемого объекта. Во взаимоотношении явления-сущности раскрывается диалектика внешнего и внутреннего, единичного и всеобщего, относительной и абсолютной истины.

Категории «возможность-действительность» называются модальными,

поскольку отражают характеристики бытия, которые еще только могут быть раскрыты. Возможность - это то, чего еще нет (явление, процесс, предмет), но что может появиться в силу объективных тенденций развития данного явления. Действительность - это то, что уже возникло, реально существует и действует. Иначе говоря, действительность представляет собой осуществленную (состоявшуюся) возможность.

Возможность указывает на объективно существующее и внутренне обусловленное состояние предмета в его незавершенном развитии. Возможность – это объективная тенденция становления предмета, выражающаяся в наличии условий для его возникновения, обусловленная природой и внутренней закономерностью развития.

Будучи реализованной, возможность превращается в действительность. Действительность характеризует реализованное, завершенное, наличное бытие. Иными словами, действительность есть объективно существующий предмет как результат реализации некоторой возможности, в широком смысле – совокупность всех реализованных возможностей.

Возможность и действительность – это две различных формы бытия. Они соотносятся как потенциальное и актуальное бытие. Различают возможности абстрактные (формальные) и реальные (конкретные).

Абстрактная возможность - это такая возможность, которая в принципе осуществима, но в данных конкретных условиях не может произойти. Абстрактную возможность составляет все то, что не противоречит законам природы и общества. Реальная возможность - это такая возможность, для которой в данный момент есть все условия превращения ее в действительность.

Возможность и действительность взаимосвязаны и переходят друг в друга. Но превращение их в природе существенно отмечается от их превращения в обществе, так как: а) в обществе всегда (в силу его сложности) есть много разных возможностей и надо выбирать наиболее реальную; б) возможность в обществе превращается в действительность при обязательном активном участии субъективных факторов (одних объективных предпосылок для такого превращения недостаточно); в) в общественной жизни для превращения желанной возможности в действительность необходимо создавать условия, отказываться от одних и поддерживать, укреплять другие возможности.

От возможности следует отличать невозможность как то, что противоречит законам природы и общества и не осуществимо нигде и никогда.

Задействованные в диалектике парные категории используются для осмысления противоречивости постоянно становящегося бытия, которая выступает источником их самодвижения и саморазвития, углубления и обогащения их содержания, взаимоперетекания друг в друга. Система диалектических категорий обеспечивает целостное теоретическое отражение мира, выступая инструментом его познания и преобразования. Современная наука не может обходиться без категорий диалектики. Без них невозможно теоретическое воспроизведение действительности и творческое ее преобразование.

Итак, в философии диалектика рассматривается: 1) как теория развития, 2) как логика и 3) как теория познания. Однако в любой трактовке важнейшей функцией диалектики является методологическая, ориентирующая исследователя на рассмотрение предметов и явлений в их взаимосвязи, развитии, взаимообусловленности.

 

 

Диалектика как метод воплощает в себе культуру теоретического мышления, степень его самосознания, а также направленность, возможность и перспективы его дальнейшего развития.

* * *

Более подробно в справочной литературе смотрите статьи:

Новаяфилософская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001. Ст.:

«Диалектика», «Единство и борьба противоположностей», «Качество», «Отрицание отрицания», «Категории», «Причина и следствие», «Необходимость и случайность», «Сущность и явление», «Возможность и действительность» и др.

Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002. Ст.: «Діалектіка», «Єдність і боротьба протилежностей», «Перехід кількісних змін у якісні», «Категорії діалектіки», «Причинність», «Сутність та існування», «Можливість і дійсність» та ін.

 

 

Модуль III. Социальная философия

Лекция 11.

Природа как предмет философского исследования

1. Понятие природы и общества.

2. Проблема взаимосвязи природы и общества.

3. Экологический кризис и пути выхода из него.

 

Понятие природы и общества  

 

Проблемы взаимосвязи природы и общества стали сегодня глобальными проблемами, связующими воедино весь мир. Природа, в широком смысле, это объективная действительность во всем многообразие ее форм, т.е. весь окружающий человека материальный мир. В этом смысле термин «природа», включает в себя всю объективную реальность и предстает как предельно широкая философская категория в чем-то соизмеримая с понятием “материя”, так как охватывает собой весь материально-энергетический и информационный мир.

Не все структурные части этого мира: Земля, солнечная система, Галактика и Вселенная в целом - одинаково актуальны для человека, Различно они оказывают свое воздействие на жизнь людей. Поэтому, в узком смысле, под природой понимают совокупность естественных условий существования и развития человека и общества (географическая среда). Географическая среда – это совокупность материальных систем органической и неорганической природы, т.е. земное природное окружение человеческого общества, часть географической, или ландшафтной оболочки: поверхность Земли, гидросфера, прилегающие слои атмосферы и земной коры, выступающих как необходимое условие существования человеческой цивилизации.

Слово «среда» подчеркивает, что это среда жизнедеятельности человечества, а слово «географическая» указывает на пространственную ограниченность данной среды географической оболочкой. Не все в географической оболочке стало средой человеческого общества, так как освоение этой среды не завершено и продолжается процесс включения тех или иных феноменов в среду непосредственного взаимодействия общества с природой.

Полеты человека в космос положили начало эпохе его непосредственного проникновения в космическое пространство. Сейчас средства космонавтики используются для прогнозирования погоды и создания уникальных систем связи, для геологической разведки и картографических съемок, для экспериментов по космической технологии. Это показывает, что человечество, осваивая космос, в своем взаимодействии с природой выходит за пределы географической оболочки.

Че­ловек, общество непосредственно связаны не со всей природой, а с определенной ее частью - географичес­кой средой, с той частью природы (земная кора, атмос­фера, вода, почвенный покров, растительный и животный мир), которая вовлечена в производственный про­цесс и используется в материальной жизни людей.

Идея обусловленности общественных явлений гео­графической средой высказывалась еще в античности и получила особенно широкое развитие и распростра­нение в период становления техногенной цивилизации. Тогда она носила прогрессивный характер и была направ­лена против религиозной идеи о божественном харак­тере законов социальной жизни.

На различных этапах истории географическая среда ока­зывала ускоряющее или, наоборот, замедляющее дей­ствие на развитие производительных сил. При этом за­висимость общества от географической среды тем зна­чительнее, чем ниже уровень развития производитель­ных сил. Рост производительных сил освобождает обще­ство от безграничной власти стихийных сил природы.

На всем протяжении истории, на всех стадиях об­щественного развития общественное производство есть главное условие обмена веществ между человеком и природой. Географическая среда представляет собой естественную основу трудовой деятель­ности человека, объективную предпосылку материаль­ного производства. По мере развития производитель­ных сил общества изменяются и расширяются рамки географической среды.

На ранних этапах истории главным образом ис­пользовались естественные источники средств жиз­ни, в дальнейшем решающую роль приобретают иско­паемые и энергетические ресурсы, т.е. природные бо­гатства, являющиеся предметами труда.

В последние годы, говоря о природе, используется понятие «окружающая среда» (довкiлля). Окружающая среда- это географическая среда в единстве со средой «искусственной», т.е. созданной человеком.

Философская специфика понятия природы наглядно просле­живается при сопоставлении его с понятием культура. Если по­нятие природа показывает совокупность естественных условий существования человека, то понятие культура предполагает не­что освоенное, возделанное, преобразованное человеком. Если природа то, что противостоит человеку, существуя по своим соб­ственным, независимым от него основаниям и законам, то куль­тура - это уже преобразованная человеком природа, а деятель­ность человека определяется как превращение природного, естественного в культурное, искусственное. И здесь-то, в преоб­разовании природы, и состоит самая суть человеческого способа существования в мире. Деятельность человека противопоставля­ется природе, и одновременно человек - часть природы находится в тесной связи с ней. Человек живет природой и оста­ется с ней в процессе постоянного общения. Физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с природой. Это означает, что природа неразрывно связана сама с со­бой, ибо человек есть ее часть, следовательно, речь идет не лишь об одной физической, но и о духовной связи человека с приро­дой. для человека природа не только естественное условие суще­ствования и поле его преобразовательной деятельности. Отно­шение человека к природе - это и познавательное, и оценочное отношения, выражающиеся с помощью понятий блага, красо­ты и т.п. Сохранение окружающей природной среды - важней­шая и сложнейшая обязанность современного человека, особен­но в условиях постоянного возрастания производительных сил общества. Человеческое общество и культура одновременно про­тивостоят природе и включены в нее.

Роль природной среды в жизни общества трудно переоценить. Природа является источником энергетических, промышленных и сельскохозяйственных ресурсов, оказывая определяющее влияние· на размещение предприятий добывающей промышленности и специфику сельскохозяйственного производства, а в этой связи, и на многие процессы расселения человечества. Кроме того, природа, в силу присущей ей цикличности: смена дня ночью, зимы - летом и т.д. ­заставляют людей подчиняться этой цикличности.

Природа, для которой характерны такие процессы как землетрясения, тайфуны, бури, ураганы и т.п., может выступать и выступает силой разрушающей плоды человеческого труда.

И, наконец, что весьма важно, природа выступает основой всех человеческих знаний о мире.

Зависимость человека от природы является объективным фактором, действующим на протяжении всей человеческой истории. Без природной среды человек не может существовать. Природа является постоянным условиям и предпосылкой бытия человеческого рода. Даже улетая в космос, человек вынужден имитировать, искусственно воссоздавать определенные условия своего земного существования. И это закономерно, так как человеческое общество не отделено бездонной пропастью или непреодолимой стеной от природы, а является ее составной частью, ее высшим продуктом.

В тоже время общество представляет собой обособившуюся, специфическую часть природы. Кроме биологических предпосылок для общества необходимы материальные элементы, такие как способ производства, и духовные элементы в виде: нравственных, правовых, научных, религиозных, философских и иных воззрений. В этом плане, общество - это социальная система, включающая в себя совокупность всех социальных, экономических и духовных отношений людей, складывающихся на основе данного способа производства, образа жизни и социокультурной сферы (науки, культуры, политических, правовых, этических, религиозных и других воззрений).

В связи с осознанием человеком своего особого положения в мире и в результате новых подходов к осмыслению проблемы возникновения жизни и эволюционных процессов на Земле, философский анализ понятия природы начал опираться на такие понятия как «биосфера», «ноосфера», «техносфера». Биосфера или «сфера жизни» (греч. bios- жизнь) – это живая оболочка земли, слой животных и растений. Биосфера представляет собой результат предыдущего развития неживой природы. Она образует тонкую оболочку Земли, в которой протекает жизнь и охватывает атмосферу, гидросферу и верхнюю часть литосферы.

Ноосфераэто геологическая оболочка планеты, охваченная человеческой деятельностью. Один из авторов термина «ноосфера» В.И.Вернадский подчеркивал, что она представляет собой высший эволюционный уровень развития биосферы, на котором процесс взаимодействия живой и неживой природы и взаимосвязи между живыми организмами и окружающей природной средой приобретают целостную планетарную систему.

Техносфераэто те области на планете и за ее пределами, куда проникают технические средства, а также изменения в биосфере, вносимые производственной деятельностью людей.

Для характеристики проблем взаимоотношений природы и общества, начиная со второй половины ХІХ в., применяются понятие “экология”(автор Э.Геккель) и “экологический кризис”. Экология это учение о взаимосвязи живого с окружающей средой. Экологический кризисэто кризис среды обитания.

Проблема взаимосвязи природы и общества

Начиная с глубокой древности, мыслители пытались определить место человека в системе природы. Одни из них считали, что человек, являясь продуктом природы, составляет ее неразрывную часть. (В ІV веке до н.э. древнегреческие философы - стоики считали, что идеалом достойным мудреца является жизнь сообразно с природой. В средние века Леонардо Да Винчи писал: „Благородная природа так обо всем позаботилась, что повсюды ты находишь, чему учиться). Другие противопоставляли человека природе, считали, что человек должен господствовать над природой. (В ХVII веке Ф.Бэкон провозгласил целью науки и техники господство над природой. Через столетие И. Фихте писал: «Я хочу быть господином природы. Она должна служить мне». В 20-30е годы ХХ века в СССР был лозунг: «Свободу получим, природу научим»).

Если добавить к этому, что человеческому обществу вообще присуще представление о том, что природа представляет собой неисчерпаемый резервуар благ, то отсюда становится ясно, что экологические взгляды и отношение человека к природе долгое время оставались на примитивном, архаичном уровне.

Одновременно на всем протяжении человеческой истории зависимость человека от природы, как правило, воспринималась как проявление могущественных, сверхъестественных сил.

Решая вопрос о взаимодействии природы и общества, отдельные социологи - представители так называемого географического детерминизма - абсолютизировали роль природной среды, брали за основу развития общества географическую среду. Они (Ж. Боден, Ш.Монтескье, Л.И. Мечников) считали, что географическая среда определяет сознание людей, их государственное устройство и нравы. Так, французский философ Шарль Монтескье (1689 - 1755), высказавший глубокую идею о все­общей закономерности, которой подчинены все явле­ния при роды и общества, считал, что характер народа, общественно-политическое устройство страны, религи­озные представления, положение женщины, форма се­мьи - весь образ жизни людей, а значит, и законы их развития определяются, прежде всего, характером повер­хности Земли, почвой и особенно климатом. Власть кли­мата, говорил Монтескье, сильнее всех властей. Согласно его воззрениям, холодный климат по­рождает крепких и мужественных людей, жаркий ­расслабленных и малодушных; рабство политическое зависит от природы и климата.

Представители географического детерминизма, в том числе и Монтескье, недоучитывали того, что: природа, во-первых, изменяется более медленным темпами, чем общество; во-вторых, что человек деятельное существо, активно воздействующее на природу.

Географический детерминизм в современных условиях проявляется в геополитике и особенно в астрологии.

Природа и общество постоянно взаимодействуют между собой. Материальный процесс жизни связывает общество с природой, которая является постоянным условиям и предпосылкой самого бытия человеческого рода.

Основной формой взаимосвязи между ними выступает человеческий труд, в ходе которого человек регулирует обмен веществ между обществом и природой. Развивая производство, человек все более и более воздействует на окружающую природу, изменяя тем самым и свою собственную природу. Человеческий труд как фактор, не только удовлетворяющий телесные потребности (пища, одежда, жилище и т.д.), но и формирующий человеческое общество через систему общественных связей и отношений, выступает основой всей истории.

Развитие и усложнение трудовой деятельности немыслимо вне эволюции форм семейно-брачного поведения людей. Поэтому формы воспроизводства человека (деторождение, воспитание, социализация и пр.) неотделимы от собственного производства материальных благ, тем более на ранних стадиях развития общества, когда от физических возможностей человека, его здоровья и работоспособности зависело само существование общины. В истории сексуальных отношений для человека большое эволюционное значение имело наличие избыточной (по сравнению с животными) половой активности. В этой связи можно отметить специфику демографической проблемы.

Демографический детерминизм при объяснении общественной жизни абсолютизирует - роль народонаселения. В частности, последователи Томаса Мальтуса – неомальтузианцы, пытаются доказать, что наличие «избыточного» населения (а не состояние экономики и формы управления обществом) являются причиной нищеты и социальной незащищенности людей.

Религиозный функционер и экономист англичанин Т. Мальтус (1766-1834), избиравшийся, кстати, иностранным почетным членом Петербургской академии наук (1826 г.), стал знаменитым благодаря своей книге «Опыт о законе народонаселения…». В ней Мальтус заявил, что как честный человек он стремится к гуманному, справедливому обществу, но как ученый он против этого. С научной точки зрения, утверждал он, люди крысы. Для них нельзя создавать амбар, в котором люди будут быстро размножаться, так как очень скоро им нечем будет питаться и род их погибнет.

Мальтуса не однажды считали опровергнутым, однако его идеи и сегодня вновь и вновь возрождаются. Наиболее четко они нашли свое отражение в работе «За чертой», вышедшей в рамках Римского клуба и увидевшей свет в 1992 г. Ее авторы - братья Даниэл и Денис Медоузы - отмечают, что к середине ХХI в. население планеты должно быть сокращено на 1 млд. человек. Украине они советуют не копировать западные технологии, а максимально сокращать свои потребности. К 2025 г., по их мнению, в нашей стране должно обитать всего 10-15 млн. человек.

Демографический процесс – сложнейшая система, так как воспроизводство поколения зависит от такого количества факторов, что далеко не всегда их может охватить современная наука. На ее решение накладывали и будут накладывать отпечаток природные, региональные, социокультурные и другие условия и факторы. Не маловажными в этом комплексе условий и факторов выступают религиозные и национальные и многие другие особенности социального развития. Тем не менее, во многом поведение человека в данном вопросе выглядит парадоксальным. Казалось бы, материальное благополучие – первая предпосылка для рождения детей, однако наиболее высока рождаемость в странах бедных или небогатых. Наиболее высоким темпами воспроизводится население в мусульманском мире (удвоение идет каждые два десятилетия), а в странах с преобладанием православия и протестантизма эти темпы гораздо ниже.

По оценкам специалистов в скором будущем возможен демографический коллапс в виде резкого снижения численности населения. Оно может быть вызвано глобальным голодом, истощением ресурсов полезных ископаемых и почвы, непригодностью воды для питья, тепловым перегревом поверхности планеты, распространением СПИД. Сегодня с одной стороны, происходит постоянный рост населения, особенно в Африке и Латинской Америке. (В настоящее время на Земле проживает более 6,5 млд. человек, а через четверть века человечество может перешагнуть 8 млд. рубеж). С другой – уже сегодня на нашей планете от голода ежегодно умирает несколько миллионов человек. Как отметили в начале 2008 г. специалисты из ООН, в ближайшее время на Земле от голода будет страдать около 100 миллионов человек.

Географическая среда и народонаселение играют важную роль в жизни человечества. Однако основополагающий источник развития общества лежит не в этих факторах, а в закономерностях функционирования и развития самого общества, в экономике, политике, культуре.

Экологический кризис и пути выхода из него

 

Современный этап общественного развития характеризуется обострением противоречий во взаимодействии человека и природы. Использование новейших технологий превратило человеческую деятельность в силу соизмеримую и даже превосходящую действие стихийных сил природы. Человечество вступило в каче­ственно новый период своего развития. Как утверждает основатель и первый президент Римского клуба Аурелио Печчеи, при решении любых проблем человеку всегда придется считаться с «внешними пределами» планеты, «внутренними пределами» самого человека, полученным им культурным наследием, которое он обязан передать тем, кто придет после него; с мировым сообществом, которое он дол­жен построить, экосредой, которую он должен защитить любой це­ной, и, наконец, сложной и комплексной производственной систе­мой, к реорганизации которой ему пора приступить.

Развивая производительные силы, человек в орбиту своей деятельности вовлекает все новые и новые вещества природы, используя их с нарастающей интенсивностью. Человек эксплуатирует 55 % суши, использует 50 % прироста леса, добывает около 150 млрд. т. полезных ископаемых. Эти показатели постоянно растут, и это не может не сказываться на характере протекания экологических процессов.

За всю историю своего существования человек оказывал влияние на природу. Однако ранее степень этого влияния была незначительной. Совсем другое дело – современное индустриальное производство, которое привело к возникновению кризисных явлений в жизни, обусловленных отрицательными последствиями научно-технического развития. Среди особенно тревожных тенденций основными являются: а) происходящие планетарные изменения в природной среде (быстрое сокращение биологического разнообразия, рост «парникового эффекта» и грядущее изменение климата, истощение озонового слоя, сокращение площади лесов и деградация почв, загрязнение почв, воды и атмосферы токсичными отходами человеческой деятельности); б) резко растущая социальная дифференциация как между раз­личными странами, так и внутри отдельных стран, что в сочетании с борьбой за ресурсы приводит к текущим локальным конфликтам и несет в себе высокую угрозу глобального потрясения; в) быстрый рост численности населения Земли при сокращении ресурсных возможностей планеты; г) расточительный режим расходования невозобновляемых при­родных ресурсов, без учета в деятельности современников интересов будущих поколений людей.

Вместе с тем, при нынешней численности населения Земли не обойтись без достижений научно-технического прогресса (НТП). Возврат к примитивным, устаревшим формам материального производства невозможен, так как это обречет человечество на вымирание. Поэтому только разумное использование достижений НТП и бережное отношение к природе есть залог существования человека на Земле.

Научно-техническая мощь человеческой цивилизации с особой силой ставит задачу ответственности человека перед природой. По своим последствиям воздействие человека на окружающую среду превосходит силу воздействия на нее мощных геологических и космических процессов. При этом, расширяются пространственные границы освоения природы человеком, распространяясь вширь и вглубь. Происходит интенсивное использование природных ресурсов и все возрастающее загрязнение природной среды. Природа уже не в состоянии утилизировать отходы. В результате, человеческая активность по отношению к природе все больше превращается в силу, грозящую уничтожить человечество.

Производя невиданные ранее изменения в природной среде, человек все ощутимее испытывает на себе отрицательную, ответную реакцию со стороны природы. Вместо матери природа оказывается злой мачехой, как это происходит, например, в зоне аварии Чернобыльской АЭС. Использование атомной энергии даже в мирных целях представляет реальную опасность для человека и других живых существ. Авария на Чернобыльской АЭС в полной мере обнаружила эту опасность, нанеся ущерб здоровью людей. Там, как ранее до аварии, на деревьях щебечут птицы, бродят животные, леса полны грибов и ягод, но жизнь человека поставлена под угрозу, а дары природы стали для него смертельно опасны.

В современных условиях человеческая жизнь оказывается под угрозой не только в регионах типа зоны вокруг Чернобыля. Перед человечеством в целом все более и более зримо разрастается экологический кризис среды обитания.

Естественное загрязнение окружающей среды, вызываемое извержениями вулканов, лесными пожарами, выветриванием горных пород существенно оказывает влияния на характер протекания природных процессов. Масштабы современного индустриального производства многократно превосходят действие геологических процессов. Не до конца осознанным является и воздействие животных на экологию. Так, ежегодно травоядные домашние животные выделяют в атмосферу более 80 миллионов тонн метана. Это почти одна третья часть всего объема метана, который выбрасывается в воздух при прямом или косвенном участии человека. Если при этом верны данные японских исследователей о том, что в процессе получения одной семейной порции жаркого выделяется столько же парниковых газов, сколько выбрасывает автомобиль за 300 км пути, то рост численности домашних животных создает серьезные экологические загрязнения. Ведь, как свидетельствует статистика, спрос на мясо в мире постоянно растет.

В результате воздействия указанных выше факторов уже в настоящее время значительно нарушен естественный баланс планеты, который определяет характер климатических процессов и представляет большую опасность для существования жизни. Изменение климата может привести гибели всего живого на Земле, так как в ходе своей эволюции оно приспособилось к строго определенным факторам внешней среды.

В условиях, когда негативное воздействие на природу становится все

более ощутимым, человечество постепенно начинает осознавать, что наша планета не механический набор элементов, не индифферентная система, а целостный организм, в котором все взаимоувязано. Преобразования в нем человек может осуществлять только в строго определенных пределах. Их нарушение ведет к резкому изменению функционирования всей системы и переходу ее в новое качественное состояние, катастрофически неблагоприятное для существования человечества. Образно говоря, наша планета это тот же космический корабль, но корабль с существенным недостатком - у него нет отсека для удаления отходов. За загрязнения окружающей среды расплачиваться ныне живущим и последующим поколениям людей.

Осознание этого актуализирует борьбу с загрязнением и нарушением экологического равновесия в природной среде. Не однажды эти проблемы обсуждала ООН. В июне отмечается Международный день защиты биосферы, а в апреле День окружающей среды (довкiлля).

К сожалению, до настоящего времени наука не может дать четкого ответа на вопрос о путях выхода их экологического кризиса. Нередко ученые утверждают, что выход - в безотходной технологии. Однако это не совсем так. Современное производство, перейдя к безотходной технологии (эту схему подсказала природа, у которой отходы одного процесса служат основой для другого) сможет замедлить, но не предотвратить экологическ








Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 1387;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.104 сек.