ОТ НАУКОУЧЕНИЯ К ТЕОРИИ ЖИЗНИ
ГЛАВА 1 ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
Как подчеркивает Ю.Н. Давыдов «философы жизни» тяготели «…к искусству, к эстетико-художественным способам и приемам освоения действительности с внутренне присущим им решающим преобладанием «выражения» над «отражением» и соответственно эмоционального отношения над рациональным осмыслением» (Критика немарксистских концепций диалектики XX века. МГУ., 1988. С.88)
НИЦШЕ Ф.(1844-1900)
Фридрих Ницше – считается выдающимся немецким философом. Родился в семье священника, это, по всей видимости, и привело его к «богоборчеству», что типично для выходцев из семей священников. Благодаря своему учителю Ричлю он получил возможность уже в юном возрасте получить должность профессора в Базельском университете. Его философствование имеет корнем Р. Вагнера и А. Шопенгауэра, а также неадекватно воспринятые идеи дарвинизма.
Ведя неосторожный образ жизни, заболел сифилисом от проститутки. В конце жизни скрытая нестандартность поведения стала проявляться более явственно, он стал себя воображать то Христом, то Дионисом. Покончил жизнь самоубийством в психиатрической лечебнице. Его произведения при всей образности и сочности языка грешат отсутствием должной строгости и проработанности мысли, его работы с большим трудом можно назвать философскими, по большей части, это болезненное философствование человека, страдающего хроническим сифилисом. Хотя, может быть, именно благодаря этому он остается читаемым и часто цитируемым писателем. Имеет большое влияние на современную постмодернистскую философию, часто увлекает юных философов, еще не освоивших достаточно весь массив философских идей.
Это же обеспечивает постоянный интерес к творчеству Ницше работников искусства, многие из которых, как известно, отличаются неуравновешенностью своей психики. Но при всем этом, надо признать, что Ницше – философ достаточно талантливый, у него имеются интересные мысли, и эти мысли отражают реальное положение дел в современной культуре, его афоризмы и блоки мыслей своей «атомарной сжатостью» хорошо ложатся в качестве «зажигающей мысль» цитаты в той или иной философской работе. Этим можно объяснить его долгую философскую жизнь. Избежать очарования мыслью Ницше крайне тяжело, если вообще невозможно. Но его претензия на «Пророка» раздражает, раздражает также то, что «гениальные проблески» его мыслей перемежаются пустой беллетристикой, что видимо обусловлено последствиями его хронического сифилиса. Лично я отношусь к работам Ницше как к объемному «цитатнику», который можно использовать в любом философском произведении в качестве возбуждающей «аппетит» острой приправе, - у него их полно и они подходят для философа любого направления.
Он не любит «человеческое стадо» – для него реальный процесс тяжелого и во многом противоречивого и «грешного» пути человеческой культуры, составляемого из реальных усилий и труда многих людей разного уровня ума и порядочности – это «блеф». Культуру создают только «Великие». С его мнением можно согласиться, ибо многие изобретения созданы талантливыми людьми, и именно они изменили лицо человечества. Но понимает он под этим не гениев, улучшивших жизнь людей; а каких-то пророков или «кровавых», злых гениев, мысли и действия которых не всегда приводят к положительному результату, и дают досадные «срывы» и «сбои», приводящие к деструктивным процессам разрушения. Но, в общем, он «философ», а как человека его просто бывает до слез жалко, ибо в самом тексте его работ буквально видны следы его «крови» и «боли».
Прежде он рассматривает феномен «нигилизма». Нигилизм рассматривается Ницше как философская установка. Это понятие вошло в оборот благодаря Тургеневу, перейдя через Ф. Достоевского в западноевропейскую культуру.
1. «БОГ УМЕР»
Действительно, во второй половине XIX века процесс секуляризации в основном завершился. Совершенно непонятно, почему это так трагично воспринималось некоторыми мыслителями. Расцвет науки в это время изумляет, человек стал умнее, демократичнее, ему, естественно, уже смешны религиозные догматы, к которым он уже не может относиться достаточно серьезно. Да и вряд ли христианские догматы вообще воспринимались уж так серьезно не только в Новое время, но и в Средневековье среди широких масс населения. Когда же наступило время индустриального общественного развития, и широкие массы населения получили доступ к образованию, - то тем более. Для философа вообще «нигилизм» и жизнь «без Бога» – естественное состояние. Современные философы Ж. Делёз и Ф. Гваттари на исходе своей философской карьеры правильно подчеркивают: «Для философов атеизм не составляет проблемы, равно и как смерть Бога; проблемы начинаются лишь потом, когда уже достигнут атеизм концепта. Удивительно, что так многие философы до сих пор трагически воспринимают смерть Бога. Атеизм- это не драма, это бесстрастное спокойствие философа и неотъемлемое достояние философии» (чтф. с.120) И в этом нет ничего «аморального» – философы вместо веры ставят разум (или «проверяют» веру разумом) – как установку на то, что поведение человека должно быть ответственным и взвешенным. Разумный образ мыслей и разумное поведение – это прежде всего нравственный и ответственный образ мыслей, нравственное и ответственное поведение. Хотя, как и везде, были «перегибы». По крайней мере, ясно, что утеря «Бога» и замена его на «Разум» не так уж трагичны. И если события Французской революции, двигающейся под знаменем «Разума» привели многих к гильотине, то сам «Разум» - как взвешенность и ответственность, - тут совершенно не виноват. Именем «Бога» творились не меньшие (если не большие) гадости.
Нигилизм рассматривается Ницше как утеря «высших ценностей», видимо в нем тут говорит «обиженный гений», гениальность которого видите- ли «не ценят и не уважают» озабоченные реальной жизнью, реальными ценностями этой жизни и её реальными моральными устоями руководящиеся в своих поступках люди.
Он вводит «принципиальные нововведения»: на место моральных ценностей – натуралистические ценности; вместо социологии – науку о формах господства; на место общества – какой-то культурный комплекс; на место теории познания – учение об аффектах; на место религии и метафизики – учение о вечном возращении. Тут он совершенно неоригинален.
КРИТИКА ФИЛОСОФИИ.
Для Ницше: «История философии – это скрытая ярость против основных предпосылок жизни, против чувства, ценности жизни, против всего, что становится на сторону жизни» (В. к в. с.187)
Философия – это «великая школа клеветы» на жизнь. Все, в общем-то верно, действительно философы выступая за модернизацию человеческой культуры, не очень-то её жалуют, стараясь как-то её улучшить. Зачастую это упорчтво приводит к деструктивным процессам в самой культуре. Философы старались изменить этот мир, тогда как их задача, в противовес известному утверждению Маркса, все-таки его объяснить.
Ницше ругает греческую философию после Сократа, говоря, что видит в греческих философах, которые стремились к рационализации человеческих поступков, «деградацию инстинктов» (Воля к власти, с.178)
РАЗРУШЕНИЕ GOGITO
Ницше выполняет ту же операцию, как и Маркс. Он «расколдовывает» мышление, находя ему базу в реальной жизни. Делает он это с известной ему «поэтичностью», что совершенно необязательно.
««Мышление», как его себе представляют теоретики познания, не имеет места вовсе; это – совершенно произвольная фикция, достигаемая выделением одного элемента из процесса и исключением всех остальных, искусственное приспособление в целях большей понятливости…» (Вкв, с.195)
«Не существует ни «духа», ни разума, ни мышления, ни сознания, ни души, ни воли, ни истины: все это фикции, ни к чему не пригодные. Дело идет не о «субъекте и объекте», но об определенной породе животных, которая может процветать только при условии некоторой относительной правильности, *а главное – закономерности ее восприятий (так, чтобы эта порода могла накоплять опыт)..
Познание работает как орудие власти. Поэтому совершенно ясно, что оно растет соответственно росту власти.
Смысл «познания»: здесь, как и относительно терминов «добро» или «красота», нужно брать понятие в строго и узко антропоцентрическом и биологическом смысле. Для того, чтобы определенная природа могла удержаться и расти в силе, она должна внести в свою концепцию реальности столько пребывающего себе равным и доступного учету, чтобы на этом можно было построить схему поведения. Полезность с точки зрения сохранения, а не какая-нибудь абстрактно-теоретическая потребность не быть обманутым, служит мотивом к развитию органов познания.., они развиваются так, чтобы результатов их наблюдений было достаточно для нашего сохранения. Иначе говоря: мера желания познать зависит от меры роста воли к власти в сказанной породе; каждая порода захватывает столько реальности, сколько она может ее одолеть и заставить служить себе» (В кв. с.197-198)
КРИТИКА МОРАЛИ
Совершенно неясно почему Ницше критикует в связи с установкой на «жизнь» мораль. Ему бы внимательнее присмотреться к эллинистической философии, где установка на жизнь совершенно не означала амморализм. Реальная жизнь идет в рамках соблюдения каких-то общеприянятых устоев жизни и принципов, иначе этой реальной жизни просто не было. Более того, она идет, придерживаясь каких-то разумных оснований - они морально необходимы. У него почему-то «..всякое мышление, протекающее сознательно, соответствует и гораздо более низкой ступени морали, чем мышление того же человека, поскольку оно управляется инстинктами» (В к в. с.179). Хотя, как нам известно, в частности, по философским работам П. Кропоткина и современного этолога К. Лоренца – животные действительно более моральны.
Но тут другой случай.
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 811;