КРИТИКА ХРИСТИАНСТВА

 

Как подчеркивал современник Ницше – А. Фулье: «После сумерек богов увидим ли мы через несколько веков сумерки белых людей?» (Фулье А. Темперамент и характер. М. 1896. С.229)

ЛИТЕРАТУРА:

1.

ДИЛЬТЕЙ В. (1833-1911)

 

Вильгельм Дильтей – «Кант исторического познания». Идеи Дильтея оказывают большое влия­ние на гуманитарную мысль XX века. В. Дильтей оказал сильное влияние на методологию ис­торической науки XX в. В психологии его идеи применял Эдуард Шпрангер, они проникли и в гештальтпсихологию. В социологии его непосредствен­ным продолжателем выступил Георг Зиммель.

 

МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

 

Главный тезис Дильтея: «Природу мы объясняем, душевную жизнь мы постигаем» (Дильтей В. Описательная психология Спб.,1996. С.16)

 

Дильтей пишет: «Социальные факты понятны изнутри. Мы можем до известной сте­пени вос­произвести их в себе, на основе наблюдения наших собственных состояний. Понимая их, мы оживляем это вос­произведение исторического мира любовью и нена­вистью, всей игрой наших аффектов. При­рода же нема для нас. Только сила нашего во­ображения проливает на нее от­блеск жизни и ин­тимности» (Dilteu W. Einleitung in die Geistwissenshaften || Gessamelte Sshriften 3 Autl. Leipzig B. 1933 Bd 1 S.36)

 

«..спасаясь от Харибды философских водоворотов, они попадают на утес Сциллы, в данном случае - бесплодной эмпирики» (Дильтей В. Описательная психология СПб.,1996. С.20).

 

« как культурные системы - хозяйство, право, религия, искусство и наука- и как внешняя орга­низация общества в союзы семьи, общины, церкви, государства, возникли из живой связи чело­веческой души, так они не могут в конце концов быть поняты иначе, как из того же источника. Психические факты образуют их важнейшую состав­ную часть, и потому они не могут быть рассмотрены без психического анализа» (Дильтей В. Описательная психология Спб.,1996. С.22)

 

«Душевная связь составляет подпочвенный слой процесса познания, и поэтому процесс позна­ния может изучаться лишь в этой душевной связи и определяться лишь по его со­стоя­нию» (Дильтей В. Описательная психология Спб.,1996. С.22)

 

«Основание теории познания заключается в живом сознании и общезначимом описа­нии этой душевной связи» (Дильтей В. Описательная психология Спб.,1996. С.27)

 

ГЕРМЕНЕВТИКА

 

В.Дильтей считается основателем традиции философской герменевтики, хотя свою концепцию он вел от Шлейермахера. После моды на позитивизм и социобиологизм во времена В. Дильтея произошла переориентация на психологизацию познания, на стнремление к критическому отношению к научной методологии. В. Дильтей научной методологии противопоставил метод непосредственного вживания. Дильтей, как и Ф. Шлейермахер психологизировал процесс познания: чтобы понять что-либо надо вжиться в предмет изучения всем комплексом душевных способностей.

 

«Понимание и толкование есть метод, который соответствует наукам о духе. Все функции объединяются в нем. Оно содержит в себе все истины о духе. В любом пункте понимание открывает мир. На основе переживания и понимания самого себя и в постоянном взаимодействии их обоих развивается понимание чуждых жизненных высказываний и личностей» (Dilthey W. Gesammelte Schriften. Bd. VII. Leipzig-Berlin. 1927. S.205).

Интересно продолжение идей В. Дильтея в немецкой традции у психолога Э. Шпран­гера

Вильгельм Дильтей (1833-1911) известен своим методом истолкования истории путем вживания в личностный мир философов и окружения эпохи им современной. Только та­ким способом можно понять фило­со­фию того или иного мыслителя. По Дильтею, существуют три типа ус­тойчивых философских мировоззрения: натурализм, идеализм свободы и объективный идеализм. К натурализму он относит материалистов: Демокрита, Эпикура, Лукреция, Гоббса, Гольбаха, Гельвеция, Фейербаха, Конта, Спен­сера, Милля и др. Основой их фило­софствования является изучение природы, предпочтение физиче­ского духовному. К «идеализму сво­боды» он относит Анаксагора, Сократа, Платона, Аристотеля, Цицерона, Канта, Фихте, Ницше, Джемса, Бергсона и др. Для них характерно вни­мание к лмичности, стремление к духовному и инте­рес к нему. «Объективный идеализм». к ко­торому он относит Гераклита, Бруно, Спинозу, Лейбница, Гете, Шеллинга, Гегеля и др., осно­ван на рассмотрении проявления «объективного духа» в природе и стории, поиск синтетиче­ского единства духа и мате­рии.

 

Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах \\ Но­вые идеи в философии. 1912.

 

Джемс У.

 

По мнению, представителя прагматизма, У. Джемса, история философии – это история столкновения различных темпераментов.

 

Родственную типологию производит К.Г. Юнг в своих «Психологических типах»

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Дильтей В. Описательная психология Спб.,1996ю (2438852)

 

 








Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 906;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.