Критика
Трибунал стал первым после Нюрнбергского трибунала и Международного военного трибунала для Дальнего Востока международным органом для рассмотрения дел о военных преступлениях, преступлениях против человечности и геноциде. Однако важное отличие состоит в том, что в Нюрнберге и Токио победители судили побеждённых, а МТБЮ является органом международного сообщества, который рассматривает дела о преступлениях независимо от того, на чьей стороне были те, кто их совершили.
Тем не менее, МТБЮ зачастую подвергается критике, особенно со стороны сербских и российских властей, за имеющуюся, с их точки зрения, в его работе необъективность, выливающуюся в более строгие приговоры в отношении сербов, чем в отношении хорватов, боснийских мусульман и косовских албанцев.[6][7]
Так, постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин 4 июня 2008 года заявил: «Положение дел в МТБЮ считаем неудовлетворительным. Ожидаем от Трибунала подробного отчёта о мерах, принятых по …разоблачениям бывшего Прокурора МТБЮ Карлы дель Понте в отношении фактов, которые до последнего времени замалчивались Трибуналом. Возникает ощущение, что серьёзные обвинения, такие, как массовое насильственное изъятие человеческих органов, попросту игнорируются».[8]
Выступая с критикой в адрес трибунала на заседании Совета Безопасности ООН в связи с рассмотрением докладов МТБЮ 6 декабря 2012 года, Виталий Чуркин заявил, что оправдательные приговоры югославского трибунала «дискредитируют идею международного уголовного правосудия». По его словам в своей работе международный трибунал «не демонстрирует ни справедливости, ни эффективности. Налицо лишь завышенная самооценка». Он добавил, что «вопрос о том, кто виноват в сотнях убитых и изгнании четверти миллиона сербов с мест их проживания остается открытым», и сообщил о намерении его делегации добиваться завершения деятельности МТБЮ в сроки, определенные Резолюцией Совета Безопасности ООН 1966. При этом он потребовал, чтобы к следующему полугодовому отчету руководство МТБЮ предоставило развернутые графики судопроизводства по каждому делу индивидуально, с раскладом по дням[9].
Кроме того, критику вызывает то обстоятельство, что МТБЮ учреждён не международным договором, а резолюцией Совета Безопасности ООН. Многие юристы полагают, что Совет Безопасности не имеет полномочий преследовать частных лиц и, соответственно, создавать для этого судебные органы[источник не указан 265 дней].
60 % обвиняемых составляют сербы-черногорцы, в гаагских тюрьмах оказалось практически всё военное и гражданское командование Сербии[10]. Хорваты составляли лишь 18 % всех обвиняемых, однако все хорватские генералы были полностью оправданы[11]. В результате, по версии судей, в ходе 4-х летней войны преступления совершали исключительно сербы, что превращает конфликт в «борьбу добра со злом»[10]. Оправдание военных преступлений хорватов нанесло сильный удар по самоосознанию сербов[12]
Международный трибунал по Руанде (МТР) — вспомогательный орган Организации Объединённых Наций, учрежден для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид, совершенный на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид, совершенный на территории соседних государств, в период с 1 января 1994 года по 31 декабря 1994 года. МТР учреждён на основе следующих резолюций Совета Безопасности ООН:
ª резолюция Совета Безопасности № 955 от 8 ноября 1994 года (S/RES/955 (1994)*),
ª резолюция Совета Безопасности № 978 от 27 февраля 1995 года (S/RES/978 (1995)),
ª резолюция Совета Безопасности № 1165 от 30 апреля 1998 года (S/RES/1165 (1998)).
При этом МТР призван не только преследовать виновных в актах геноцида, но и способствовать примирению и восстановлению справедливости и законности в Руанде.
В соответствии с резолюцией Совета Безопасности № 977 от 22 февраля 1995 года (S/RES/977 (1995)) Трибунал располагается в городеАруша (Объединённая Республика Танзания).
В частности вынесен пожизненный приговор бывшему премьер-министру Жану Камбанде за преступления против человечества. Среди доказанных эпизодов было поощрение человеконенавистнической пропаганды госрадиостанции RTLM, призывавшей уничтожать граждан народности тутси.
В декабре 1999 года приговорён к пожизненному заключению Джордж Рутаганде, в 1994 году возглавлявший отряды «Интерахамве» («молодёжного крыла» правящей тогда Партии «Республиканское национальное движение за развитие демократии»)..
1 сентября 2003 года рассматривалось дело Эммануэля Ндиндабахизи (Emmanuel Ndindabhizi), бывшего в 1994 году министром финансов Руанды. По данным полиции он причастен к массовому уничтожению людей в префектуре Кибуйе. Э. Ндиндабахизи лично отдавал приказы убивать, раздавал оружие добровольцам из народности хуту и присутствовал во время нападений и избиений. По данным свидетелей он заявлял: «Немало тутси проходят здесь, почему вы их не убиваете?», «Вы убиваете женщин-тутси, которые замужем за хуту? … Идите и убейте их. Они могут вас отравить».
Единственным европейцем, которого осудил трибунал, стал бельгиец Жорж Руджу.
18 декабря 2008 года Международный трибунал по Руанде приговорил к пожизненному заключению бывшего полковника руандийской армииТеонесте Багосору за развязывание геноцида, а также за организацию ополчения «Интерахамве»
20 декабря 2012 года Международный трибунал по Руанде приговорил бывшего руандийского министра планирования Огустина Нгирабатваре (Augustin Ngirabatware) к 35 годам тюрьмы по обвинению в геноциде против народности тутси
Роль международного трибунала оценивается в Руанде неоднозначно, поскольку судебные разбирательства в нем очень продолжительны, а подсудимые не могут быть наказаны смертной казнью. Для судов над лицами, не попавшими в сферу юрисдикции трибунала, рассматривающего дела только самых главных организаторов геноцида, в стране создана система местных судов, вынесшая не менее 100 смертных приговоров.
Дата добавления: 2015-09-29; просмотров: 964;