ШПЕНГЛЕР О. (1880-1936)
Идеи Шпенглера неоригинальны, значительно раньше идентичные идеи развивал немецкий историк Генрих Рюккерт (1823-1875), автор «Учебной книги по всемирной истории в органическом изложении, а также их развивал русский мыслитель Данилевский. Книгу же Рюккерта знали и Данилевский, и Шпенглер.
Согласно Рюккерту в современной культуре выделены четыре «культурных круга»: западно - европейский, арабский, индийский и китайский. Он выделил три ступени производства – материальный, социальный и духовный, которые вырастают друг из друга.
П. Сорокин в поздний период своего творчества подверг критике организмические теории типа теорий О. Шпенглера, в своей работе «Социологические теории сегодня» (1966). Самой существенной ошибкой этих теорий П. Сорокин видел «.. в смешении культурных систем с социальными системами (группами), в том, что название «цивилизация» дается существенно различным социальным группам и их общим культурам – то этническим, то религиозным, то государственным, то территориальным, то различным многофакторным группам, а то даже конгломерату различных обществ с присущими им совокупными культурами» (Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. М., 1998. С.51).
Второй важной ошибкой организмических теории состоит в том, что, по их мнению, цивилизации проходят «органический цикл» – т.е. рождение, развитие и умирание. Но, на самом деле, к цивилизациям такая схема неприемлема, ибо невозможно определить когда происходит созревание и гибель той или иной цивилизации. Если, по мнению Сорокина, считать, что умирание – это исчезновение «культурных систем», то, к примеру, от античной цивилизации остались греческий и латинский языки, огромный массив текстов, художественные формы, право. И все это служит объектом изучения и подражания в современности: «Они существуют, функционируют и оказывают на нас воздействие в гораздо большей степени, чем прошлогодний бестселлер или вчерашние увлечения и моды» (Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. М., 1999. С.53). Потому, по мнению П. Сорокина, нельзя считать, что культура античная исчезла, она до сих пор живет и влияет на современную жизнь, потому они «…поистине бессмертны и могут претерпевать любое количество флуктуаций в процессах трансформации, упадка и возрождения» (Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. М., 1999. С.54).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Страхов Н.Н. Взгляды Г. Рюккерта и Н. Данилевского \\ Русский вестник. 1894. №10.
ГЛАВА 2 ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ
ГЛАВА 3 НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО
РАЗДЕЛ III
ОТ ОНТОЛОГИИ К ТЕОРИИ ОПЫТА
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 912;