МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУР О.ШПЕНГЛЕРА
Выход 1 тома «Заката Европы» (2 том появился в 1922 г.), над которым Шпенглер работал, начиная с 20 летнего возраста, возносит его на вершину славы. Многие мысли Шпенглера оказались созвучны фашизму, да он и сам не скрывал этого: «В так называемых «идеях» национал-социализма заключено много верного, при условии, что их провозглашают не эти бахвалы. Частично они принадлежат мне» (Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.1. М. 1993. С.114). Бросается в глаза общность выводов Шпенглера и положений теории культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского.
Исходным методологическим принципом для Шпенглера является разграничение природы и истории. Мы можем познавать мир-как-природу и мир-как-историю. В первом случае мы имеем дело с омертвевшим, ориентированным на пространственную фиксацию, неорганическим. Другим предстанет перед нами мир, если мы подходим к нему как к живому организму. Мир-как-история, ориентированный преимущественно на время, — это беспрерывно становящийся процесс, наполненный образами и картинами, где действует иная форма необходимости — идея судьбы.
Культура, по Шпенглеру — это живой организм, это «историческая личность» со всем комплексом присущих каждой индивидуальности неповторимых черт. Культура является историческим явлением, которое невозможно определять и описывать, используя естественнонаучные методы — формулы и законы: она определяется судьбой, судьбой народа. Культура - организм, который обладает единством, и обособлен от других, подобных ему организмов. Это означает, что нет и не может быть единой общечеловеческой культуры.
Шпенглер насчитывает 8: египетская, индийская, вавилонская, китайская, «аполлоновская» (греко-римская), «магическая» (византийско-арабская), «фаустовская» (западно-европейская) и культура майя. Кроме того, ожидается возникновение еще одной, пока «нерожденной» русско-сибирской культуры.
Шпенглер утверждает: как и все живые организмы культуры рождаются, достигают зрелости, стареют и умирают. Полный цикл охватывает примерно 1000 лет. Культуры непроницаемы друг для друга, всякое плодотворное взаимодействие культур исключено. То, что остается от старой культуры, более молодая подчиняет собственному ритму и вкусу, трансформирует в структуре собственных «жестов» и «повадок». Любая культура определяется гештальтом (первоэлементом)- «душой», которая и выступает средоточием индивидуальности. Душа-гештальт дает основание идентифицировать тот или иной факт с точки зрения его культурной принадлежности. Гештальт также определяет и социально-политический интерес народа, приоритетность развития видов и жанров искусства. Шпенглер считает, что умирая, народ уносит с собой и свою «коллективную душу».
Не смотря на то, что каждая из культур уникальна и неповторима, более того, представитель иного культурного гештальта принципиально не в состоянии в полной мере «проникнуть» и почувствовать дух другой культуры, тем не менее мы можем нащупать некоторое «сродство» тех или иных конкретных периодов и времен, обозначить параллели, в известном смысле назвать даже центральные символические образы, благодаря которым реализовалась «коллективная душа». Шпенглер утверждает, что таким первосиволом для аполлоновской культуры было прекрасное тело (пластичность, телесность, осязательность), для магической византийско-арабской культуры — пещера или арка, для египетской — дорога (забота о вечности), для «фаустовской» — бесконечность.
Пройдя пик, период активной созидательной деятельности, культура вступает в фазу цивилизации, когда истощаются жизненный порыв и культура близится к закату. Именно в этой стадии, по мнению Шпенглера, находится сегодня западно-европейская («фаустовская») культура, исчерпавшая большую часть своих возможностей и уже почти исполнившая «свой жизненный урок». Переход от культуры к цивилизации, от творчества к бесплодию, от созидания новых форм к сохранению и культивации уже имеющихся — закономерный этап, который проходили все народы.
Среди характерных черт этапа Шпенглер называет следующие аспекты: — на смену поэтическому художественному творчеству приходит спорт; — приоритетное развитие получает сфера политики; народ превращается в «массу» или «население», оторванное от земли, не находящее ни цели в своем существовании; в период же цивилизации мировые столицы впитывают в себя всю энергию общества, перерабатывая ее в окостеневшие формы, провинция же пребывает в прозябании; машины, военные орудия, учреждения, призванные наладить организационную технологию в той или иной сфере оттесняют поэзию, миф, индивидуальное ремесло; наука и искусство подчиняются политике и экономике; художественные новшества принимают форму сенсации или скандала и пр.
Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 1657;