ОСТВАЛЬД В. (1853-1932)
Вильгельм Оствальд – выдающийся немецкий физико-химик, личность выдающаяся не только науке, но и вообще в культуре конца XIX- начала XX века. Создатель философии «энергетизма». Крайне был увлечен этой идеей, хотя под давлением реальных открытий в науке: атомной природы электричества, открытия электрона, рентгеновских лучей и радиоактивности, - признал ошибочность своих идей. Хотя его идея о том, что не существует каких-либо «атомов» как материальных образований, а существует лишь «энергия», - не так и абсурдны, тем более, что известная формула Эйнштейна Е= mc² по сути представляет «компромисс» между атомистической (материальной) точкой зрения и энергетической. В этой формуле сохраняется возможность действительно превращения масс в чистую энергию, а современные концепции строения мира во многом начинают возвращаться к «энергетизму». Но кроме этого, он был еще и выдающимся историком науки, сторонником идеи создания универсального языка (его вариант этого языка, который он первый раз представил в 1879 году, назывался – «волапюк», в отличие от «эсперанто» - изобретения польского врача Заменгофа, который был изобретен им в 1887 году). В общем мыслитель уникальный. Но этим его деятельность не ограничивалась, что уже отмечалось, он сыграл большую роль в создании современной культурологии, он первый дал название этой науке, которое потом у него перенял Л. Уайт. Он утверждал, что «… всякая жизнь, как индивидуальная, так и социальная, состоит в том, что живое существо пользуется для своих целей энергией, которую оно находит в окружающей его внешней среде, преобразуя её соответствующим образом… мерилом культуры является величина полезного действия при превращении естественных форм энергии для человеческих целей» (Оствальд В. Насущная потребность. М.,1912. С.81). все орудия труда он считает «трансформаторами энергии», которые позволяют либо сосредоточить (типа острого края у рубила) или аккумулировать (типа массивного камня) мускульную энергию, или же «трансформатора», который позволяет извлечь энергию из природы. И именно этим путем «..человек постепенно научался применению одного трансформатора энергии за другим и таким образом сумел подчинить свое воле и своим целям прежде всего свою собственную мускульную энергию, а затем и энергию других людей (рабов), животных, растений и, наконец, неорганические виды энергии (ветер, сокровища земли, силы воды). Обладание энергией, понимая это слово исключительно в смысле физической энергии, в смысле обобщенного понятия работы, означает господство над миром..» (Оствальд В. Насущная потребность. М.,1912. С.91-92)
Уровень прогресса культуры «.. измеряется сравнительной высотой полезного действия при превращении грубых форм энергии в ценные для человека формы..» (Оствальд В. Насущная потребность. М.,1912. С.117)
Принцип сохранения энергии являлся для XIX века довольно плодотворной идеей, который произвел изменение картины мира. Как всегда на этом плодотворном принципе формируются гроздья разнообразных философских спекуляций.
Вильгельм Оствальд – выдающийся немецкий физико-химик, личность выдающаяся не только науке, но и вообще в культуре конца XIX- начала XX века. Создатель философии «энергетизма». Крайне был увлечен этой идеей, хотя под давлением реальных открытий в науке: атомной природы электричества, открытия электрона, рентгеновских лучей и радиоактивности, - признал ошибочность своих идей. Хотя его идея о том, что не существует каких-либо «атомов» как материальных образований, а существует лишь «энергия», - не так и абсурдны, тем более, что известная формула Эйнштейна Е = mc² по сути представляет «компромисс» между атомистической (материальной) точкой зрения и энергетической. В этой формуле сохраняется возможность действительно превращения масс в чистую энергию. Но кроме этого, он был еще и выдающимся историком науки, сторонником идеи создания универсального языка (его вариант этого языка, который он первый раз представил в 1879 году, назывался – «волапюк», в отличие от «эсперанто» - изобретения польского врача Заменгофа, который был изобретен им в 1887 году). Но этим его деятельность не ограничивалась, как не удивительно, он сыграл большую роль в культурологии, он первый дал название этой науке, которое потом у него перенял Л. Уайт
Идеи синеретики в химии.
ЭНЕРГЕТИЗМ
В. Оствальд считал, что реальна в мире лишь энергия, а материя – это не носитель энергии, а форма её проявления: «Энергия есть самая общая субстанция, так как она есть то, что существует во времени и пространстве» (Оствальд В. Натурфилософия. М., 1904. С.109). В принципе эта идея в зародыше содержалась у Лейбница, который считал реальным только то, что действует. В связи с этой концепцией В. Оствальд считал, что скоро атомизм превратиться в анахронизм.
«Сопоставление понятия «материя» и «дух» всегда наталкивались на значительные затруднения. Простое и естественное устранение их подчинением обоих понятий энергии кажется мне великим приобретением…» (Оствальд В. Натурфилософия. М.. 1903. С.5)
«Та особенность, что виды энергии, а именно энергии объема, энергии тяготения и энергии движения всегда соединены пространственно, привела к понятию материи» (Оствальд В. Насущная потребность. М., 1912. С.68)
НАТУРФИЛОСОФИЯ
Он обращает внимание на понятие времени, отмечая, что исходной основой времени является образ нити, которую прядут парки и норны.
«Течение времени мы можем представить себе в двух в корне отличных друг от друга образах и символически изобразить его как колесо, или кругооборот, времени, и как поток времени» (Освальд В. Колесо жизни. Физико-химические основы процессов жизни. М., 1912. С.1)
«Совокупность этих многообразных течений времени и представляет собою сложное и трудное понятие единого времени, о котором мы стараемся дать себе отчет с помощью главных форм его – чисто поступательной и чисто периодической» (Освальд В. Колесо жизни. Физико-химические основы процессов жизни. М., 1912. С.6)
Классификация наук у Оствальда в последнем варианте 1909 года выглядит следующим образом:
I
Основные науки. Основное понятие – ПОРЯДОК
1. Учение о разнообразии и логика;
2. Математика;
3. Геометрия и форономия.
II
Физические науки. Основное понятие –ЭНЕРГИЯ
1. Механика;
2. Физика;
3. Химия.
III
Биологические науки. Основное понятие – ЖИЗНЬ
1. Физиология;
2. Психология;
3. Культурология.
Философию он не рассматривает, ибо считает, что все области ее исследования распределяются между науками. Психология занимается вопросами теории познания, культуролдогия занимается вопросами этики, философии права и т.п.
ИСТОРИЯ НАУКИ
Оствальд первый поставил задачу анализа истории науки, как с точки зрения эволюции идей, так и с точки зрения её как социального института. В принципе идентичные вопросы поднимал сын О. Декандоля(1778-1841)- Альфонс Декандоль в своей работе «История науки и ученых за два века»(1806), который выяснял как влияет вероисповедание или стиль правления на развитие науки. Его творчество исследовал С.Р. Микулинский (см. С.Р. Микулинский «Очерки развития историко-научной школы. (1988))
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
«.. приложение энергетики в ее современном развитии к различным наукам находится еще в зачаточном состоянии. Как пример того, в какой степени эта область представляет девственную почву, способную при достаточной обработке приносить богатейшие плоды, я даю в заключение наст. Статьи набросок энергетического обоснования культуры
«… история культуры есть в сущности история растущего господства человека над энергией» (Оствальд В. Насущная потребность. М., 1912. С.73)
«Орудие.. можно с полным правом определить как средство, с помощью которого первобытной, имеющейся в природе энергии придается желаемое свойство. Иными словами, орудие есть трансформатор энергии, и оно бывает тем совершеннее, чем совершеннее оно позволяет производить эту трансформацию» (Оствальд В. Насущная потребность. М., 1912. С.73)
палка, острота – как концентрация энергии.
В статье «Энергетика и история культуры (1909) он пишет следующее: «Энергетика, как известно, называют то научное мировоззрение, согласно которому физическое понятие энергии в настоящее время наиболее полно и точно обобщает все физико-химические факты и законы» (Оствальд В. Насущная потребность. М., 1912. С.80)
«..всякая жизнь, как индивидуальность, так и социальная, состоит в том, что живое существо пользуется для своих целей энергией, которую оно находит в окружающей его внешней среде, преобразуя ее соответствующим образом… мерилом культуры является величина полезного действия при превращении естественных форм энергии для человеческих целей» (Оствальд В. Насущная потребность. М., 1912. С.88)
«…человек постепенно научался применению одного трансформатора энергии за другими и таким образом сумел подчинить своей воле и своим целям прежде всего свою собственную мускульную энергию, а затем и энергию других людей (рабов), животных, растений и, наконец, неорганические виды энергии (ветер, сокровища земли, силы воды). Обладание энергией, понимая это слово исключительно в смысле физической энергии, в смысле обобщенного понятия работы, означает господство над миром.» (Оствальд В. Насущная потребность. М., 1912. С.91-92)
«.. культура измеряется сравнительной высотой полезного действия при паревращении грубых форм энергии в ценные для человека формы..» (Оствальд В. Насущная потребность. М., 1912. С.117)
«… мистика всегда является лишь переходом к новому, рациональному представлению о мире» (Оствальд В. Насущная потребность. М., 1912. С.138)
ИДЕИ СМЕРТИ ВСЕЛЕННОЙ
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 2211;