ЗИММЕЛЬ Г. (1858-1918)
Закончил Берлинский университет, где был то время преподавателями были Целлер, Моммзен, Дройзен, Трейчке , Лацарус и Штейнталь. В 1881 году защитил докторскую диссертацию о Канте. С академической карьерой ему не повезло – он лишь в 1914 году получил штатную должность в Страсбургском университете, до этого же он был приват-доцентом и экстраординарным профессором без жалования.
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
1. БИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ
«…не теоретически обязательная (gültige) «истина» служит основанием целесообразной деятельности, но мы называем истинными те представления, которые обнаруживались, как мотивы целесообразных, полезных для поддержания жизни поступков» (Зиммель Г. Об отношении между учением об естественном подборе и теорией познания \\ Научное обозрение. 1898. №8. С.1371).
«Представление о существующем, которые составляют себе животные, целиком обусловлены в их разнообразии различными субъективными потребностями этих животных» (Зиммель Г. Об отношении между учением об естественном подборе и теорией познания \\ Научное обозрение. 1898. №8. С.1375).
«…если учение Канта, придерживаясь его собственного выражения, можно сформулировать в положение: возможность познания создает для нас в то же время и предметы познания, то предложенная нами здесь теория гласит: полезность познания создает в то же время для нас и предметы познания» (Зиммель Г. Об отношении между учением об естественном подборе и теорией познания \\ Научное обозрение. 1898. №8. С.1379).
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
1. ТРАДИЦИЯ
«Традиция - поразительное и созидающее, собственно говоря, всю культуру и духовную жизнь человечества явление, посредством которого содержание мышления, деятельности, созидания, а также чувствования становится самостоятельным по отношению к своему первоначальному носителю и может передаваться им дальше, как материальный предмет.
Это освобождение духовного продукта от его создателя – даже если этот продукт чисто духовен, если он состоит только в учениях, в религиозных идеях, в возможности распространения чувства или в выражениях чувства, - есть подлинное условие роста культуры» (Зиммель Г. Избранное Том 1 М.,1996. С..535)
«То, что мы называем традицией, является противоположностью собственно социальному взаимодействию. Ибо если во взаимодействии участвуют одновременно существующие индивиды, и действие или квалификация одного посредством другого, а другого посредством первого, определено подобно тому как движение двух тяжелых масс материи обусловливает движение друг друга, - традиция в обществе противоположно этому. Для нее характерно, что тот, на кого было направлено действие, не оказывает противодействия тому, от кого это действие происходило. Традиция идет в одном * направлении, тогда как взаимодействие – в ту и другую сторону. Вся действительная общественная жизнь – переплетение этих обоих направлений движения, происходящих в ней» (Зиммель Г. Избранное Том 1 М.,1996. С.534-535)
«Традиция, так сказать, носительница духовно-субстанциального в обществе, тогда как взаимодействие есть прежде всего функциональное начало, - однако переплетение их происходит так странно, что функциональные взаимодействия между людьми дают субстанциальные результаты, которые в свою* очередь передаются» (Зиммель Г. Избранное Том 1 М.,1996. С.535-536)
«Наследование- это физиологическая или экономическая форма того, что в духовной области называют традицией» (Зиммель Г. Избранное Том 1 М.,1996. С.536)
2. ИСТОРИЯ И ПСИХОЛОГИЯ
«Исторические факты являются в сущности психологическими фактами»
«Платоновская дефиниция философа, как того, кто стоит между знанием и незнанием, относима к человеку вообще» (Зиммель Г. Избранное. Том 2. Созерцание жизни. М., 1996. С.8)
3. ФИЛОСОФИЯ ДЕНЕГ
«Нет более яркого символа абсолютно динамичного характера мира, чем деньги. Их значение основано на том, что они существуют для того, чтобы их передавали. Остановившиеся деньги более не являются деньгами. Они теряют в этом случае свою специфическую стоимость и свое значение. Действие, которое они осуществляют в зависимости от обстоятельств в состоянии покоя – это предвосхищение предстоящего движения. Деньги – это только средство движения, в котором все, что движется, полностью исчезает» (цит. Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998. C.460)
Московичи подчеркивает далее: «Время – это пространство денег и оно превращает их в своеобразную вселенную, где ни одна вещь не пользуется необходимой передышкой, чтобы укрепиться и приобрести завершенный характер» (Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998. С.460)
СОЦИОЛОГИЯ
ЛИТЕРАТУРА:
1. Зиммель Г. Избранное Том 1-2. М.1996.
2. Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998.
3. Зиммель Г. Об отношении между учением о естественном подборе и теорией познания \\ Научное обозрение. 1898. №8.
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 942;