ГАМИЛЬТОН У. (1788-1856)
Уильям Гамильтон родился в Глазго. Учился в Оксфорде некоторое время работал адвокатом.. С 1836 г. - профессор Эдинбургского университета. Он является продолжателем традиции шотландской школы «здавого смысла», но являлся довольно самостоятельным философом. У. Гамильтон выступал с критикой философии В. Кузена и Шеллинга. В «Edinburgh Review» (1829) была напечатана его статья «Discussion in the Unconditiontd». Эта работа является своеобразным переносом крической философии Канта на английскую почву путем соединнения учения Т.Рида с философией И. Канта.. Кроме этого автор «Лекций по метафизике», «Лекций по логике». Стал основным объектом критики Дж. С. Милля и Г. Спенсера. В его творчестве явственно видны кантовские мотивы.
Как писал известный историк философии Г. Геффдинг: «В своем исследовании о философии безусловного, представялющем критику Шеллинга и Кузена, отчасти также Канта, Гамильтон страется указать, что предметом познания может быть только условное и ограниченное и что попытки создать философию безусловного невыполнимы» (Геффдинг Г. История новейшей философии. СПб., 1900. С.339).
Основная его идея мыслить – значит обуславливать (to think is to condition). Что интересно, он является стронником точки зрения на то, что психология является основной философской наукой. Последователями философии У. Гамильтона были Г. Максель, Вейг, Г. Грот. Наиболее известен Мансешль – автор работ “Prolegomena Logica» (1851) и «The Philosophy of the Conditioned» (1865).
Идеи Канта вводил в английскую мысль. И Уильям Юэль (1795-1866), который преподавал в Кембриджском университете.
«Ум может понимать, а следовательно, и знать только ограниченное, и притом условно ограниченное. Безусловно неограниченное или бесконечное, а также безусловно ограниченное или абсолютное совершенно не могут быть поняты только мышлением при отсутствии или отрешении от тех самых условий, при которых осуществляется самое мышление; следовательно, понятие о безусловном есть чистое отрицание, отрицание самой возможности мыслить» (цит. по: Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1899. С.42).
«Так как ограниченное условиями (которое для краткости мы можем назвать просто обусловленным) является, таким образом, единственно возможным объектом знания и положительного мышления, то мышление необходимо предполагает условия. Мыслить значит обусловливать, и ограничение условиями составляет основной закон мышления, потому что, как борзая собака не может обогнать свою тень или (употребляя более подходящее сравнение) как орел не может подняться выше атмосферы, в которой парит и которая одна может его поддреживать, так и мысль не может выйти за пределы той сферы ограничения, внутри которой и посредством которой исключительно осуществляется возможность мышления. Мыслить возможно только об обусловленном, потому что, как мы сказали, мыслить значит просто обусловливать. Абсолютное понятно только при отрицании мыслимости, а все, что мы знаем, мы знаем только как – «завоеванное у пустого и бесформенного бесконечного» (цит. по: Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1899. С.42-43)
«Если всякое мышление является ограниченным, если все, что мы мыслим, уже в силу самого акта понимания должно считаться конечным, то бесконечное, с человеческой точки зрения, является просто названием, которым мы обозначаем отсутствие тех условий, при которых возможно мышление. Поэтому говорить о понятии бесконечного значит одновременно и утверждать, и отрицать эти условия» (цит. по: Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1899. С.44).
Самым известным сторонником У. Гамильтона, был Мансель. Он писал следующее: «Абсолютное и бесконечное подобно непостижимому и неощутимому, являются, таким образом, словами, обозначающими вовсе не объекты мышления или сознания, но единственно отсутствие тех условий, при которых возможно сознание» (Спенсер Г. Основны начала. СПб., 1899. С.50)
ПОЛИТЭКОНОМИЯ
ЛИТЕРАТУРА
1. Трахтенберг О.В. Очерки по истории философии и социологии Англии XIX века. МГУ. 1959.
2.
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 743;