РИТТЕР К. (1779-1859)

 

В отличие от Гумбольдта К. Риттер – академический ученый. В 1820 году он стал главой первой кафедры географии в Берлинском университете. К. Риттер был блестящим лектором, его лекции выгодно отличались от его книг ясностью изложения. Его лекции пользовались большой популярностью, аудитория едва включала всех желающих, значительно большей, чем лекции преподававшего одновременно с ним Гегеля. Курс лекций в этом университете он вел вплоть до конца жизни. Кроме этого он занимал разные посты, был с 1822 года членом Прусской Академии наук и учредителем Берлинского географического общества. В отличие от А. Гумбольдта его взгляды телеологизма, что близко с идеями Гердера. Риттер при всех своих обощениях исходит из идеи присутствия божественного провидения.

 

Под природой Риттер понимал всю совокупность окружающего нас мира. Природа представляет из себя «единую, великую систему», она подразделяется на неорганическую и органическую. Противоположность между ними не абсолютна: «..в обоих царствах существует постоянная деятельность; нет застоя, но существует космическая жизнь в высшем и обширнейшем значении слова, все представляет собой великий организм и в этом организме так называемая неорганическая природа является основанием и условием для природы одушевленной» (Риттер К. Общее землеведение. М., 1864. С.1).

Для него: «Земля… есть космический индивидуум с особенной организацией, Ens sui generis с продолжающимся развитием. Она составляет систематическое целое, одаренное осо­бенного рода движением, космической жизнью. Кристалл, растение и животное, пла­нета, человек, суть, по восходящему порядку, различные организмы земного существования вещей» (Риттер К. Общее землеведение. М., 1864. С.14)

Свое Общее Землеведение он рассматривает с точки зрения, что Земля – это Дом Человечества, её родина. А потому Общее Землеведение – это главная и основная наука, более того Земля – это самый главный учитель и воспитатель человеческого рода. Интересна мысль К. Риттера о том, что собственно все науки являются описанием Земли, а потому Общее Землеведение (география) есть синтезирующая все эти естественные науки. Можно сказать, что она по этой роли может выстыпать как минимум отраслью философии, если не самой философией.

Более того, она есть еще и политическая наука: «В народах отражается их отечество. Местные влияния ландшафтов на характеристику их жителей, на образ их и телосложение, на форму черепа, цвет, темперамент, язык и духовное развитие, неоспоримо. Отсюда происходит и бесконечное разнообразие явле­ний, равно и в образовании и характерах, также и в стремлениях различных народов. Антропология и этнография, наука о человеке и народах, суть важнейшие комментарии для географии и топографии. Историк, занимаясь судьбами народов, только бегло обозревает землю; географ выходит из свойства стран и вопрошает народные судьбины. Что должна была страна, чем могла она, при данных обстоятельствах, сделаться для народа? Чем стала она для государства? Что еще остается сделать для развития и счастья государства? – Таким образом, география становится и школой науки политической.

Существование человека совершенно связано с землей, скреплено с нею тысячами неразрывных корней. При рождении своем человек получил не только духовный, но и телесный дар, которого он отложить не может и который, следовательно, он должен хорошо знать» (Риттер К. Общее землеведение. М., 1864. С.11).

К. Риттер является предтечей геополитики

 

«Невозможно понять высших взглядов, невозможна философия о бесконечном и вечном, не исследовав и не узнав прежде конечного и земного. Кто не узнал и не исследовал земного и конечного, не может понять и вечного, бесконечного. Пифагор исследовал меру и число, прежде чем возвысился до высших областей метафизических размышлений; Платон исследовал прежде душу человеческую и законы народов, прежде чем возвысился до высочайшей философии. Аристотель прежде был естествоиспытателем и физиком, а потом сделался великим логиком и метафизиком. И Кант прежде был математиком и астрономом, прежде чем возвысился до метафизики и еритики чистого разума – величайшей задачи науки. Шеллинг от натуральной философии перешел к философии духа» (Риттер К. Общее землеведение. М., 1864. С.12).

 

«Европа уподобляется искусно-разведеннному саду, способному воспринять в себя и приютить растения различных стран и видов и заставить эти растения приносить ранние плоды, увеличить рост их, украсить их и облагораживать. Играть двойственную роль приюта и развития..» (Риттер К. Европа. М. 1864. С.15).

 

«Если Азия приспособлена была к тому, чтобы быть колыбелью и первоначальной родиной человеческого рода, быть свидетельницей зачатков его культуры, то, с другой стороны, Европа, при самом творении нашей планеты, приспособлена была к тому, чтобы быть великим театром, на котором достигается вторая ступень народного развития и чтобы воспринять в себе народы, подвигающиеся на запад, способные к раннему развитию и к продолжительному существованию» (Риттер К. Европа. М.1864. С.15).

 

Он разделял народы на исчезающие, прозябающие, процветающие и только что пробуждающиеся.

В среде последователей К. Риттера были Элизе Реклю и Арнольд Гюйо

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гумбольдт А. Космос. Т. 1-5. М. 1848-1863.

2. Риттер К. Общее землеведение. М., 1864. (1840420)

3. Гумбольдт А. Космос. Ч.1. М. 1862. (193971).

4. Гумбольдт А. Картины природы. М. 1959. (934967).

5. Риттер К. Европа. М., 1864. (105912)

АНТРОПОЛОГИЗМ








Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 658;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.