ТРЕНДЕЛЕНБУРГ А.(1802-1872)
Адольф Тренделенбург начинал как филолог, изучал Платона и Аристотеля. Нваиболее известна его работа «логические исследования» (1840). Среди его слушателей Кьеркегор, Фейербах, Маркс. В знак признания неоспоримых заслуг он был избран секретарем Прусской академии наук. Считался в то время самым сильным и самым проницательным критиком гегелевской философии, был также и критиком философии Гербарта. Он относился скептически и увлечению его современниками А. Шопенгауэром. Он плохо понимает мистическую философию абсолютного духа, веренее понимает её достаточно хорошо, чтобы ей следовать: «Для нас, грешных людей, чистого мышления не существует; потому что ведь как душа без тела, оно не имело бы жизни без созерцания, оно было бы только привидением, ходячим мертвецом. Мышление убивает само себя, отступаясь от созерцания, от мира наглядности. Тщетно надеется оно стать через это божественным мышлением и изложить последнее в его вечности, каким оно было до создания мира. Божественное мышление мыслило ведь мир, и тем самым уже созерцало. Человеческое же мышление только воспроизводит воплотившийся этот помысел Божий. Поэтому первичным началом нашего мышления должно быть нечто ведущее прямо в созерцание и порождающее его возможность. Без * такого начала не будет равно ни какого общения между мыслью и бытием» (Тренделенбург А. Логические исследования. Ч.2 Изд. А. Солдатенкова. М., 1868. С.523-524)
«Человеческое мышление не чистое мышление, а потому и божественное не воспроизводимо человеческим, как чистое. Первый акт нашей мысли тот, что она облекается в созерцание, и только в нем и вместе с ним спсобна понять себя» (Тренделенбург А. Логические исследования. Ч.1. М., 1868. С.306)
МЕТАФИЗИКА
«… всякая наука впадает в метафизику, как скоро дойдет до черты, где особые основания той науки переходят во всеобщее, или, точнее, где всеобщее слагается в ту именно научную частность» (Тренделенбург А. Логические исследования. Ч.1. М., 1868. С.9)
«Каждая наука заключает в себе своеобразный прием, которым приводит во власть ума, сначала свой предмет, а потом и его основание, его причину. В общем старании своем отстранить влияние голословных мнений, которые набегают и исчезают мимолетно, легко уступая любому первому натиску, которые* не доходят до вещей и сбивают с толку ум человеческий, науки избирают разные пути, чтобы упрочить свое представление и наполнить его законом самой вещи» (Тренделенбург А. Логические исследования. Ч.1. М., 1868. С.10-11)
«Между тем, на различных этих путях обнаруживается ведь одно и то же мывшление, которое так или иначе умеет всегда приноровиться к предмету, чтобы его постигнуть. В различных науках, одному и тому же мышлению дается только различное побуждение изобретать все новые и новые сноровки, которым предмет должен наконец сдаться как бы в плен» (Тренделенбург А. Логические исследования. Ч.1. М., 1868. С.11)
Т.е. наука использует модели, и не старается особо задерживаться на каких-то константных структурах.
ДВИЖЕНИЕ КАК СИНТЕЗ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА
Если анализируемый далее В. Оствальд нашел синтез объективного и субъективного в «энергии», то А. Тренделенбург пока мыслит еще скромно - это единство он нашел в «движении». Как писал один из немногих историков философии того периода М. Каринский: «Какая же это деятельность, которая одинаково относится к мышлению и бытию, и каким образом объясняет она возможность знания? Эта деятельность есть движение. Во внешнем бытии оно является как внешнее движение, в духе как движение конструктивное, т.е. чисто мысленное движение, при помощи которого мы создаем разнообразие образа в идеальном пространстве своей мысли. По мнению Тренделенбурга, то и другое движение тождественны..» (Каринский М. Критический обзор последнего периода германской философии. Спб.,1873. С.137).
Или же как пишет сам А. Тренделенбург, движение: «властвуя над двумя мирами, - духовным и внешним, - оно посредствует их между собой. Движение, как творец обликов, есть реальная мощь в мысли, и, как животворящая сила массы, - идеальный придаток насущности. Стало быть то, что выходит из* движения, полносильно и для мысли и для бытия. И если из созерцания движения и его произведений возникнут у нас категории, то это не произвольно избранные опоры мысли, но самое внутренее е1 существо, не кажущийся отблеск, падающий от субъекта на предметы, но собственное жизненное дело их самих» (Тренделенбург А. Логические исследования. Ч.1. М., 1868. С.307-308)
«Всеобщее – не спокойная субстанция, а всепроникающая деятельность, всегда совершающийся акт. Оттого и отвечает ему не спокойнывй образ, а лишь образовательное движение, ежемгновенно готовое отскучить коснй единичный образ по объему понятия, и дающее в изчвестных пределах полный простор живоподвижной игре рисунка общего образа. Только этой податливостью созерцанияч, основанной на изначально творческом и каждой новой подметой вновь изощряемом движении, постоянно исправляется тот грех, что понятия и образ несоразмерны между собой. Движение берется наверстать его и дает созерцанию ту жизнь, какую понятие необходимо и носит в себе самом, благодаря объемчивости всеобщего» (Тренделенбург А. Логические исследования. Ч.1. М., 1868. С.292)
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 643;