КАРЛЕЙЛЬ Т.(1795-1881)
Томас Карлейль – родился в Шотландии, представитель романтической традиции в Англии XIX века. Для европейцев 40-50-х годов романтизм был уже прошлым, дискредитировавшим себя и в идеологии и в художественном творчестве. Автор работ: «Сартор Резартус. Жизнь и мысли Герр Тейсфельдрека» (1831), «Герои и героическое в истории» (1843), История французской революции» (1837).
ФИЛОСОФИЯ ОДЕЖДЫ
Вызывает интерес его книга «Sartor Resartus. Жизнь и мысли». «Sartor Resartus» – буквально «Заштопанный портной». Она излагает жизнь и мысли Герр Тейфельсдрека, его философия – это «философия одежды». Она состоит в том, что обычаи, нравы, верования и учреждения – это не более как «одежды». Эта аналогия уже была использована Джонатаном Свифтом в его «Сказке о бочке».
Человек, подмечает Т. Карлейль, прежде всего, это животное одетое. В связи с этим он удивляется тому, что до сих пор не создано философии одежды.
«Все видимые вещи суть Эмблемы; все что ты видишь существует не за свой счет; строго говоря, его вовсе нет; материя существует только духовно, чтобы представлять какую-нибудь идею и воплощать её. .. все эмблематические вещи в сущности Одежды, сотканные мыслью или сотканные рукой» (Карлейль Т. Sartor Resatus. Жизнь и мысли Герр Тейсфельсдрека..М. 1904. С.77)
«Язык есть Телесное Платье, Тело мысли» (Карлейль Т. Sartor Resatus. Жизнь и мысли Герр Тейсфельсдрека..М. 1904. С.78).
«..все Символы суть Одежды» (Карлейль Т. Sartor Resatus. Жизнь и мысли Герр Тейсфельсдрека..М. 1904. С.300).
Как подчеркивала, в частности, А.А. Ястребицкая: «Костюм – один из важнейших признаков социального статуса на протяжениии всего средневековья. Он определял принадлежность человека не только к классу или сословию, но и к социальной группе. Свои особенности в одежде имели университетские и цеховые корпорации, городской патрициат, представители свободных профессий (врачи, например, носили замшевые перчатки и береты)» (Ястребицкая А. А. Западная Европа XI-XIII веков. Эпоха, быт, костюм. М. 1978. С.86-87).
ГЕРОИ И ГЕРОИЧЕСКОЕ В ИСТОРИИ
Известен своей апологией роли личности в истории Т. Карлейль, который утверждал следующее: «.. всемирная история того, что человек совершил в этом мире, есть, по моему разумению, в сущности, история великих людей, потрудившихся здесь, на земле. Они, эти великие люди, были вождями человечества, воспитателями, образцами и, в широком смысле, творцами всего того, что вся масса людей вообще стремилась осуществить, чего она хотела достигнуть; все, содеянное в этом мире, представляет, в сущности, внешний материальный результат, практическую реализацию и воплощение мыслей, принадлежавших великим людям, посланным в наш мир. История этих последних составляет поистине душу всей мировой истории» (Карлейль Т. Теперь и прежде. М., 1994 с.6) Хотя о современной культуре он пишет, что герои ушли и настало время шарлатанов.
Но не все придерживаются такого мнения, ибо считают, что роль личности в культуре чрезвычайно мала , а культура вообще есть фетиш, который противостоит личности. Л. Уайт , в частности, был склонен считать именно так. Он писал: «Поток культуры течет, изменяется, растет и развивается в соответствии со своими законами. Человеческое поведение есть лишь реакция организма на этот поток культуры» (White L. The Science of Culture. N.Y.1949. p.328)
ЛИТЕРАТУРА:
1. Костикова И.В. Философско-социологические взгляды Т. Карлейля. М., 1983.
2. Гензель П. Т. Карлейль. Спб. 1903.
3. Кареев н.и. Т. Карлейль, его жизнь, его личность, его произведения, его идеи. П. 1923.
4. Карлейль Т. Исторические и критические опыты. М. 1878.
5. Карлейль Т. Sartor Resatus. Жизнь и мысли Герр Тейсфельдрека.М. 1904. (1138418).
6. Лавров П.Л. Этюды о западной литературе. М. 1933.
7. Саймонс Дж. Карлейль. М. 1981.
8. Эмерсон Р.У. Избранники человечества. Спб. 1901.
9. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М. 1994.
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 880;