ГЛАВА 3 ФИЛОСОФИЯ Г. В. Ф. ГЕГЕЛЯ (1770-1831)
Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
Берлинский университет был создан в 1809 году, который был организован как свободное сообщество ученых. XIX век вообще характерен фундаментальным изменением университетской науки: если ранее в университетах студенты обучались в соответствии с религиозно-политическими установками общества того времени, а обучение сводилось к освоению древнегреческой и древнеримской классики, теологии, теории права, логики и риторики, то в университетах XIX века, студенты были освобождены от обязательного посящения занятий и были вольны в выборе курсов лекций и посещали те лекции, которые им были интересны. На должность же преподавтелей назначали людей, которые действительно зарекомендовали себя как ученые. После назначения в качестве преподавателей каждому ученому давалось разрешение на проведение научной работы и прочитку тех курсов лекций, которые сам ученый считал нужным и полезным для слушателей.
Сформировался как оригинальный философ сравнительно поздно, его первая оригинальная и серьезная работа «Феноменология духа» вышла в 1807 году. Многие не относят его к роматизму, но он находится в нем своими корнями. Более того, вскрывается истинная сущность тех изменений в ментальности, которые привели к взлету романтического направления в философии – это идеология Реставрации. Р.Гайм писал следующее: «Прусское государство, задушаемое Австрией, вступило теперь (1818) в период реставрации. Философия, которая отождествлялась с ним и к нему приноровлялась, вступила, по его следам, в ту же колею. Гегелева система сделалась наукообразною хранительницею духа прусской реставрации» (Гайм Р. Гегель и его время. Спб.,1861. С.307).
Именно в этом исходная «тайна» Гегеля. Как писал персоналист Э. Мунье: «Гегель навсегда сохранит за собой славу великого и бесстрастного архитектора всемогущей и безличной идеи. Все вещи и все существа растворяются в ней. И не случайно в конечном итоге Гегель провозглашает полное подчинение индивида государству» (Э. Мунье Манифест персонализма. М.: Республика. 1999. С.465).
Это же подчеркивал Н.Кареев: «Его система такая же проповедь квиетизма в философии, какой в политике была система Меттерниха: реакционер и софист делали одно дело, один заставлял всех смирно сидеть, другой усыплял всех своими изречениями» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е сокр. изд. Спб., 1897. С.207)
Еще существенный момент в мировоззрении Гегеля, который подчеркивает мистическо-романтический характер его мировоззрения – это тяжелый язык, который представлял собой какую-то помесь не слов, презентирующих реальные смыслы, а каких-то мистических шифров, требующих медитативной расшифровки. Как правильно писал А. Герцен: «Немецкая наука, и это ее главный недостаток, приучилась к искусственному, тяжелому, схоластическому языку своему именно потому, что она жила в академиях, т.е. в монастырях идеализма, это язык попов науки, язык для верных, и никто из оглашенных его не понимал; к нему надобно иметь ключ, как к шифрованным письмам. Ключ этот теперь не тайна; понявши его, люди были удивлены, что наука говорила очень дельные вещи и очень простые на своем мудреном наречии» (Герцен А. Сочинения в 2-х т.: Т.2 М.,1986. С.191-192)
Карл Поппер правильно даже не старался сравнивать отца современной философии – И. Канта с Г. Гегелем, воспринимая её «со смесью презрения и ужаса» (Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.2 1992. С.471)
Философия нового времени осуществляла исходную свою задачу, которая состояла в инициировании развития научного знания. В связи с этим имеет смысл заметить, что мнение о философии Гегеля как вершины философии Нового времени глубоко ошибочно. Философия Гегеля является одним из частных направлений в европейской философии времен «Реставрации», которая после смерти Гегеля, почти мгновенно распалась, отдельные же рецидивы возрождения гегельянства далее не определяют общего фона развития философии, и одно из направлений, которое причисляло себя к гегелевской традиции, не следовало «букве и духу» этого учения. Истинной же реализацией философской программы Нового времени был позитивизм, который и представляет вершину философии Нового времени. После же позитивизма начинается новейшая история философии. Такое видение историко-философского процесса важно, ибо полностью меняет понимание сути и задач философии этого периода.
ТАЙНА ГЕГЕЛЯ: ФАУСТ И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА
Э. Блох, Ильин
Многие считают философию Гегеля, как философию, которая следует традиции философии Канта, что глубоко ошибочно. Философия Канта не породила немецкую философию последующего пеиода, она послужила лишь отправной точкой для медитаций романтиков, которая использовала кантовскую терминологию для своих целей. Философия Канта идет в «плане имманенции» Просвещения и была навеяна идеями Французской революции; последующая же философия движется в «плане имманенции» Реставрации.
ЛОГИКА ГЕГЕЛЯ
Здесь более правомерно согласиться, в частности, с мнением Рейхенбаха: «Система Гегеля – это слабое построение фанатика; который увидел одну эмпирическую истину и пытается сделать её логическим законом в рамках самой ненаучной из логик» (Reichenbach H. The Rise of Scientific Philosophy. Berkley. 1951. P.72)
Логика Гегеля воспроизводит по сути развитие греческой философии. Как подчеркивали Делёз и Гваттари: «Новоевропейская философия ретерриториализуется в древней Греции как форме собственного прошлого. Соотношение с Грецией переживалось как личное отношение в особенности немецкими философами. Но они переживали себя именно как противоположение или обратное грекам, как зеркально симметричное им..» (Делез Ж., Гаттари Ф. Что такое философия. С.131)
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 650;