МЕНТАЛЬНЫЕ ФОРМЫ- ХАОИДЫ
ФИГУРЫ РЕЛИГИИ
Религия мыслит «Фигурами»: «…фигуры - это проекции на план, откуда следует наличие чего-то вертикально-трансцендентного; напротив того, следствием концептов являются только соседства и соединения в одной плоскости» (Делёз Ф., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.119)
Для философии религия это нечто чуждое: «Атеизм- это не драма, это бесстрастное спокойствие философа и неотъемлемое достояние философии» (Делёз Ф., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.120). Но есть общее в «концептах» философии и «фигурах» религии. Постоянно в культуре идет взаимопревращение «концепто» в «фигуры» и обратно.
«Религия всегда там, где, где трансцендентность, вертикальное Бытие, имперское Государство на небесах или на земле, а философия всегда там, где имманентность, пусть даже она служит ареной агона и соперничества..(чтф с.59)
«..фигура по сути своей парадигматична, проективна, иерархична, референциальна (в искусстве и науке тоже создаются мощный фигуры, а от любой религии их отличает не стремление к запретному сходству, но эмансипация того или иного уровня, превращающегося в новые планы мысли, где референции и проекции, как мы увидим, меняют свою природу» (чтф. С.116)
МУДРЕЦ
ФИЛОСОФИЯ
Ж. Делёз считает что: «В начале была шизофрения: досократическая философия, абсолютная глубина, вскрытая в телах и в мысли. Поэтому Гёльдерлин пришёл к открытию Эмпедокла раньше Ницше» (Делёз Ж. Логика смысла. М., 1995. С.160). Но шизофрения не носит характер психического заболевания, она есть фундаментальный факт человеческого существования: «шизофрения – не только человеческий факт; это возможность мышления, проявляющегося как таковое только в упразднении образца» (Делёз Ж. Различие и повторение. С.185). Т.е. мыслящий человек, насколько можно понять Делёза – это шизофреник. Человек, который не мыслит, не является шизофреником, но он лишается одной из основных черт человеческого – способности мыслить. Так что, можно сказать, что вся философия Ж. Делёза – это апология шизофрении, шизофрении воинствующей, требующей власти в человеческой культуре современности. С другой стороны, с этим можно согласиться. Философия как модернизационный «проект», как, если смотреть в историческом срезе, «букет» модернизационных проектов, предлагаемых к реализации в культуре, представляет собой как скопище галлюцинаторных образов, не имеющих референта в действительности настоящего. Референцией действительности озабочена наука, но не философия. Далее, если брать само творчество философа «в себе и для себя», то модернизация осуществляется путем разрушения сложившихся в традиции устойчивых ассоциаций, а потому мышление философа, по крайней мере, на этом первом этапе, представляет явно «шизофренический бред», скопище бессистемных визуальных и слуховых образов. Потом это мышление образует какую-то новую ассоциацию. Но и эта ассоциация, не имея референта, также является бредовым «сновидением». Так что, как не неприятно это сознавать, все это вынуждает согласиться с Делёзом и Гваттари, что не только философия, но и вся культура, по крайней мере в сфере ментальности, – это есть шизофрения. Вообще, для них философия – это не поиск истины: «Философия состоит не в знании и вдохновляется не истиной, а такими категориями, как Интересное, Примечательное или Значительное, которыми и определяется удача или неудача» (Чт.ф. С.108)
1. КОНЦЕПТ
Согласно Делёзу философия – это искусство изобретать, изготавливать и формировать концепты: «Творить все новые концепты - таков предмет философии» (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.14). Если до возникновения философии в Греции восточные мудрецы мыслили «Фигурами», то греки изобрели «Концепты», что было революционным событием в культуре. Ж. Делёз и Ф. Гваттари правильно подчеркивают, что философия не является созерцанием - это более свойственно частным сферам ментальности, которая имеет непосредственный контакт с окружающей реальностью. Философия как наука абстрактная имеет дело не с созерцаниями, а с самими актами созерцания, делая анализ их своим предметом. Философия не является рефлексией, она не создает какие-то схемы мышления и методологии, и, как правильно подчеркивают Ж. Делёз и Ф. Гваттари, никто в этих методологиях совершенно не нуждается. Философия не является и коммуникацией, т.е. символическим конструктом, который служит для консолидации людей. Философия именно является искусством изготавливать концепты: «Созерцание, рефлексия и коммуникация – это не дисциплины, а машины, с помощью которых в любых дисциплинах образуются Универсалии» (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.16). Но этим не занимается философия, которая уже прошла этот этап, и сейчас ясно, что: «Первейший принцип философии состоит в том, что Универсалии ничего не объясняют, они сами подлежат объяснению» (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.16). Ж. Делез и Ф. Гваттари подчеркивают, что этим искусством «концепта» обладают и другие сферы ментальности, но этим по преимуществу занимается философия. Концепт – это не понятие, это некое духовное образование, «атом» творчества, в котором задействованы все способности души. Потому-то, может быть, как утверждают авторы «…концепты всегда несли и несут на себе личную подпись: аристотелевская субстанция, декартово cogito? Лейбницианская монада, кантовское априори, шеллингианская потенция, бергсоновская длительность» (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.17). Концепт, согласно Делезу и Гваттари недискурсивен, ибо «…философия не является дискурсивным образованием, так как не выстраивает ряда пропозиций. Только путая концепт с пропозицией, можно верить в существование научных концептов и рассматривать пропозицию как настоящий «интенсионал» (то, что выражает собой фраза); философский же концепт при этом чаще всего предстает просто как пропозиция, лишенная смысла» (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб., «Алетейя» 1998. С.34).
В этом отношении понимание им концепта родственно с понимание концепта П. Абеляром, для которого концепт имел такой же смысл как аппарата «экзистенциально окрашенноой» мысли. Он также представляет, как и для П. Абеляра динамичное образование, движение мысли. Ведь ясно, что есть две разновидности мысли - мысль как «энергетическое» движение, «цепная реакция» движений и «бросков»; и мысль как «кристаллическое» статическое состояние, схватившее и аккумулировавшее «энергию» смысла. Они дополняют друг друга. Но Делез и его друг Гваттари предпочитают именно первую сторону мысли, а потому для них: «Концепт - это событие, а не сущность или вещь. Он есть некое чистое Событие, некая этость, некая целостность.. Концепт определяется как неразделимость конечного числа разнородных составляющих, пробегаемых некоторой точкой в состоянии абсолютного парения с бесконечной скоростью» (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.32).
Кант: «Понятия разума служат для концептуального познания (zum Begreifen), подобно тому как рассудочные понятия – для понимания (zum Verstehen) (восприятий)» (С.348)
Это встречается потом у Ж. Делёза. См. далее «Об идеях вообще»
Концепт –это не простое образование, оно имеет множество составляющих, которые противоречат друг, сталкиваются друг с другом, между этими составляющими концепта существуют мосты, но они также не устойчивы, они похожи на понтонные переправы: «Не существует простых концептов. В концепте всегда есть составляющие, которыми он и определяется. Следовательно, в нем имеется шифр. Концепт – это множественность, хотя не всякая множественность концептуальна. Не бывает концепта с одной лишь составляющей: даже в первичном концепте, которым «начинается» философия, уже есть несколько составляющих, поскольку не очевидно, что философия должна иметь начало, а коль скоро ею таковое вводится, то она должна присовокупить к нему некоторую точку зрения или обоснование. Декарт, Гегель, Фейербах не только не начинают с одного и того же концепта, но даже и концепты начала у них неодинаковые. Всякий концепт является как минимум двойственным, тройственным и т.д. не существует также концепта, которые имел бы сразу все составляющие, ибо то был бы просто-напросто хаос; даже так называемые универсалии как последняя стадия концептов должны выделяться из хаоса, ограничивая некоторый мир, из которого они* выводятся (созерцание, рефлексия, коммуникация…). У каждого концепта –неправильные очертания, определяемые шифром его составляющих» (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.25-26)
«В концепте, как правило, присутствуют кусочки или составляющие, которые происходят их других концептов, отвечавших на другие проблемы и предполагавших другие планы. Это неизбежно, потому что каждый концепт осуществляет новое членение, принимает новые очертания, должен быть заново активизирован или заново выражен.
Но, с другой стороны, у концепта есть становление, которое касается уже его отношений с другими концептами*, располагающимся в одном плане с ним. Здесь концепты пригнаны друг к другу, пересекаются друг с другом, взаимно координируют свои очертания, составляют в композицию соответствующие им проблемы, принадлежат к одной и той же философии, пусть даже история у них различная» (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.28-29)
Концепт не решает проблемы, он не дает решение. «Каждый концепт отсылает к некоторой проблеме, к проблемам, без которых он не имел бы смысла и которые могут быть выделены или поняты по мере их разрешения..» (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.26)
«Концепт как познавательное средство имеет смысл лишь по отношению к образу мысли, к которому он отсылает, и к концептуальному персонажу, в котором он нуждается; другой образ и другой персонаж (например, вера и Следователь) потребуют и других концептов» (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.106)
«Концепт нетелесен, хотя он воплощается или осуществляется в телах. Но он принципиально не совпадает с тем состоянием вещей, в котором осуществляется. Он лишен пространственно-временных координат и имеет лишь интенсивные ординаты. В нем нет энергии, а есть только интенсивности, он анергичен (энергия – это не интенсивность, а способ её развертывания и уничтожения в экстенсивном состоянии вещей). Концепт – это событие, а не сущность и не вещь. Он есть некое чистое Событие, некая этость, некая целостность – например, событие Другого или событие лица (когда лицо само берется как концепт). Или же птица как событие. Концепт определяется как неразделимость конечного числа разнородных составляющих, пробегаемых некоторой точкой в состоянии абсолютного парения с бесконечной скоростью. Концепты – это «абсолютные поверхности или объемы», формы, не имеющие иного объекта, кроме неразделенности отличимых друг от друга вариаций» (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.32)
«Концепт лишен смысла, пока не соединен с другими концептами и не связан с проблемой, которую он разрешает или помогает разрешить» (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.103)
В связи с этим авторы подчеркивают: «Философия по природе парадоксальна, но не потому, что отстаивает наименее правдоподобные мнения или принимает мнения взаимно противоречивые, а потому, что она пользуется фразами стандартного языка, чтобы выразить нечто выходящее за рамки мнения и даже вообще предложения. Концепт – это конечно, некоторое решение, но проблема, на которую он отвечает, заключается в условиях его интенсиональной компетенции, в отличие от науки, где она заключается* в условиях референции экстенсиональных пропорций» (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.105-106)
«… философское время – это время всеобщего сосуществования, где «до» и «после» не исключаются, но откладываются друг на друга в стратиграфическом порядке. Это и есть бесконечное становление философии, которое* пересекается с ее историей, но не совпадает с нею. Жизнь философов и наиболее внешние моменты их творчества подчиняются обычным законам временной последовательности; однако их имена сосуществуют между собой и блистают либо путеводными звездами, помогающими нам вновь и вновь проходить по составляющим концепта, либо направляющими ориентирами того или иного пласта или страницы; их свет не перестает доходить до нас, подобно свету угасших звезд, еще ярче чем прежде. Философия – это становление, а не история, сосуществование планов, а не последовательность систем» (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.78)
2. ПЛАН ИММАНЕНЦИИ
«Философские концепты – это фрагментарные единства, не пригнанные друг к другу, так как их края не сходятся. Они скорее возникают из бросаемых костей, чем складываются в мозаику. Тем не менее они перекликаются, и творящая их философия всегда представляет собой могучее Единство – нефрагментированное, хотя открытое; это беспредельная Всецелость, Omnitudo, вбирающая их все в одном и том же плане. Это как бы стол, поднос, чаша. Это и есть план консистенции или, точнее, план имманенции концептов, планомен. Концепты и план строго соответствуют друг другу, но их тем более точно следует различать. План имманенции- это не концепт, даже не концепт всех концептов. Если смешивать их между собой, то ничто не сможет помешать всем концептам слиться в один или же стать универсалиями, когда они теряют свою единичность, а план имманенции - свою открытость. Философия – это коструирование, а конструирование включает два взаимодополнительных* и разнородных аспекта – создание концептов и начертание плана. Концепы – это как множество волн, которые вздымаются и падают, тогда как план имманенции – это та едиснственная волна, которая их свертывает и развертывает» (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.48-49)
«Концепты напоминают архипелаг островов или же костяк – скорее позвоночный столб, чем черепную коробку, -тогда как план подобен дыханию, овевающему эти изолированные островки. Концепты – это абсолютные поверхности или объемы, неправильные по форме и фрагментарные по структуре, тогда как план представляет собой абсолютную бепредельность и бесформенность, которая не есть ни поверхность ни объем, но всегда фрактальна. Концепты – это конкретные конструкции, подобные узлам машины, а план – та абстрактная машина, деталями которой являются эти конструкции. Концепты суть события, а план – горизонт событий, резервуар или же резерв чисто концептуальных событий; это не относительный горизонт, функционирующий как предел, меняющийся в зависимости от положения наблюдателя и охватывающий* поддающийся наблюдению состояния вещей, но горизонт абсолютный, который независим от какого-либо наблюдателя и в котором событие, то есть концепт, становится независимым от видимого состояния вещей, где оно может совершаться. Концептами выстлан, занят и заселен каждый кусочек плана, тогда как сам план образует ту неделимую среду, сплошная протяженность которой распределяется без разрыва между концептами; они занимают ее, не исчисляя (шифр концепта - это не число), распределяют ее между собой, не разделяя. План- это словно пустыня, которую концепты населяют без размежевания. Единственными областями плана являются сами концепты, а единственным вместилищем концептов является сам план. План не имеет иных областей, кроме заселяющих его и кочующих в нем племен. План обеспечивает все более плотную взаимную стыковку концептов, а концепты обеспечивают заселенность плана, кривизна которого все время обновляется и варьируется.
План имманенции –это не мыслимый или потенциально мыслимый концепт, но образ мысли, посредством которого она сама себе представляет, что значит мыслить, обращаться с мыслью, ориентироваться в мысли» (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.49-50)
«План имманенции – это как бы срез хаоса, и действует он наподобие решета. Действительно, для хаоса характерно не столько отсутствие определенностей, сколько бесконечная скорость их возникновения и исчезновения; это не переход от одной определенности к другой, а, напротив, невозможность никакого соотношения между ними, так как одна возникает уже исчезающей, а другая исчезает едва наметившись» (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.57)
Осуществляя сечение этого хаоса план имманенции сам инициирует создание концептов.
План имманенции окружают иллюзии, миражи мысли. Это иллюзия трансцендентности, иллюзия универсалий, когда концепты отождествляются с планом имманенции, иллюзия вечности, когда предполагается, что концепты несотворены и вечны; иллюзия дискурсивности, когда концепты отождествляются с пропозициями.
«В пределе можно сказать, что каждый великий философ составляет новый план имманенции, приносит новую материю бытия и создает новый образ мысли, так что не бывает великих философов в одном и том же плане» (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.68)
«План имманенции – это нечто такое, что должно быть мыслимо и не может быть мыслимо. Очевидно, что и есть немыслимое в мысли. Это основа всех планов имманентная каждому мыслимому плану, которому не дано самому ее помыслить. Это самое сокровенное в мысли, и в то же время абсолютно внешнее. Будучи внешним, он отдаленнее любого внешнего мира, потому что он еще и внутреннее, которое глубже любого внутреннего мира… Челночный ход плана – бесконечное движение.* пожалуй, в этом и заключается высший жест философии – не столько мыслить «настоящий» План имманенции, сколько показывать, что он наличествует, немыслимый, в каждом плане. А тем самым и мыслить его – как внешнее и внутренне по отношению к мысли; внешнее, которое не снаружи, и внутреннее, которое не внутри. То, что не может быть и вместе с тем должно быть мыслимо, было однажды помыслено, подобно тому как однажды воплотился Христос, дабы тем самым показать возможность невозможного. Таким Христом философов является спиноза, а другие величайшие философы скорее лишь апостолы, которые то ближе, то дальше от этого таинства. Спиноза – бесконечное становление философии. Он показал, составил, помыслил «лучший» план имманенции – то есть самый чистый, который не отдается во власть трансцендентности и не привносит вновь трансценденцию, который внушает меньше всего иллюзий, дурных чувств и ошибочных восприятий..» (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.78-79)
Типичным концептом философии является декартово cogito. Это подмечали многие. Его «ямыслю, следовательно существую» не имеет характера логического утверждения.
«Без истории* становление оставалось бы неопределенным, необусловленным, однако само становление не исторично. Психосоциальные типы принадлежат истории, а концептуальные персонажи – становлению. Событие как таковое нуждается в становлении как в элементе неисторического» (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.124-125)
3. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПЕРСОНАЖИ
Прежде всего, так как философия есть шизофрения, то её носитель – это идиот: «Философию нередко сопоставляли с шизофренией; но одно дело, когда шизофреник – это концептуальный персонаж, который интенсивно живет в мыслителе и заставляет его мыслить, а другое дело, когда это психосоциальный тип, который вытесняет живого человека и похищает его мысль. Причем иногда они оба сопрягаются, смыкаются друг с другом… « (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.92). Идиот, как концептаульный персонаж не сводим к психосоциальным типам: «Концептальный персонаж – это не представитель философа, скорее даже наоборот, философ предоставляет лишь телесную оболочку для своего главного концептуального персонажа и всех остальных, которые служат высшими заступниками, истинными заступниками, истинными субъектами его философии» (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.83). Но, тем не менее, «телесная оболочка» влияет: «Концептуальные персонажи – это мыслители, только мыслители, и их личностные черты тесно смыкаются с диаграмматическими чертами мысли и интенсивными чертами концептов» (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С..90). Далее Делез и Гваттари пишут: «Черты концептуальных персонажей соотносятся с исторической эпохой и средой, где они возникают, и оценить эти отношения можно только с помощью психосоциальных типов. Но и обратно, физические и умственные* движения психосоциальных типов, их паталогические симптомы, реляционные позиции, способы существования, юридические статусы становятся доступными для чисто мыслительного и мыслимого определения, которое отрывает их от исторических состояний вещей того или иного общества и от опыта тех или иных индивидов, превращая их в черты концептуальных персонажей, или в события мысли, происходящие в начертанном ею себе плане или же посредством сотворенных ею концептов. Концептуальные персонажи и психосоциальные типы отсылают друг к другу, сопрягаются между собой, но никогда не совпадают» (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.91-92)
«Различие между концептуальными персонажами и эстетическими фигурами состоит прежде всего в следующем: первые суть потенциальные концепты, а вторые – потенциальные аффекты и перцепты. Первые действуют в плане имманенции в образе Мысли – бытия (ноумен), вторые же – в плане композиции как образа Вселенной (феномен)» (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.85)
Концептуальный персонаж – это не персонаж литературного произведения. Это не есть герой философского романа. Он не живет согласно сюжетной линии жизни, он действует по сюжету концепта, а не по сюжету аффектов внутреннего переживания, перцепто (ощущений) реальной событийной истории. Философские приключения концептуального персонажа – это приключения его мысли и творчества, в которые может быть включена реальная подоплека его жизни, окружающей обстановки, его внутренних переживаний, но это есть лишь внешняя оболочка его философского приключения как концептуального персонажа. Литературный персонажи могут стать концептуальными персонажами философствования. Пример такого преобразования Фауст, Дон Жуан, Дон Кихот, Заратустра. Это подчеркивают Делез и Гваттари. Они говорят, что вообще: «Художественный план композиции и философский план имманенции могут проскальзывать один в другой, так что целые грани одного плана оказываются заняты единицами другого» (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.87). Но, все замечают, как раздражает философов, когда, литературный персонаж буквально «перебивает» его концептуальный, - множество фраз и описаний, которые к философии имеют очень мало отношения. Это видно, в диалогах Платона, эта же «дурная» болезнь видна, к примеру у Кьеркегора, Ницше и многих других. Это подчеркивают Делез и Гваттари: «Концептуальные персонажи – это мыслители, только мыслители, и их личностные черты тесно смыкаются с диаграмматическими чертами мысли и интенсивными чертами концептов» (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.90)
Место концептуального персонажа определяется как посредник между хаосом и планом имманенции, а также как посредник между планом и концептами. «Концептуальные персонажи представляют собой точки зрения, с которых различаются или сближаются планы имманенции, но вместе с тем и условия при которых каждый план заполняется концептами одной группы.. Концепты не выводимы прямо из плана, для их творчества в плане имманенции требуется концептуальный персонаж, как требуется он и для начертания самого плана..» (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С..99)
В результате авторы суммируют: «Философия представляет собой три элемента, взаимно соответствующих друг другу, но рассматриваемых каждый отдельно:«…префилософский план, который она должна начертать (имманенция), профилософский персонаж или персонажи, которых она должна изобретать и вызывать к жизни (инсистенция), и философские концепты, которые она должна творить (консистенция). Начертание, изобретение, творение – такова философская троица. Черты диаграмматические, личностные и интенсивные» (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.100)
Но есть и еще одна фигура, которая в тексте появляется как бы анонимно – это публичный профессор (схоласт): «Идиот – это частный мыслитель, противостящий публичному профессору (схоласту): профессор все время ссылается на школьные концепты (человек – разумное животное), частный же мыслитель формирует концепт из врожденных сил, которыми по праву обладает каждый сам по себе (я мыслю)» (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.81)
«Философия представляет собой три элемента, взаимно соответствующих друг другу, но рассматриваемых каждый отдельно: предфилософский план, который она должна начертвать (имманенция), профилософский персонаж или персонажи, которых она должна изобретать и вызывать к жизни (инсистенция); и философские концепты, которые она должна творить (консистенция). Начертание, изобретение, творение – такова философская троица» (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.100)
НАУКА
1. ФУНКТИВЫ
«Предметом науки являются не концепты, а функции, реализующиеся в виде пропозиций в рамках дискурсивных систем. Элементы функций называются функтивами. Научное понятие определяется не концептами, а функциями и пропозициями» (Делёз Ф., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.149). Этим она отличается от философии: «Философия говорит фразами, но из фраз, вообще говоря, не всегда извлекаются пропозиции. Пока что в нашем распоряжении есть только весьма общая гипотеза: из фраз или их эквивалента философия добывает концепты (не совпадающие с общими или абстрактными идеями), тогда как наука – проспекты (пропозиции, не совпадающие с восприятиями или чувствами)» (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.36). А концепт имеет характер «…не парадигматический, а синтагматический, не проективный, а коннективный, не иерархический, а окольно-проселочный, не референтный, а консистентный. (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.118)
Хаос представляет собой движение виртальностей с бесконечной скоростью, философия старается эту виртульность, где все движется с бесконечными скоростями, упорядочить, используя при этом максимально возможную скорость мысли. Наука же , по мнению Ж. Делёза и Ф. Гваттари, максимально замедляет, конденсирует мысль, дабы её актуализировать в статичных понятиях, которые она старается придать характер референции этого мира хаоса. Философия действует в хаосе пространства значений, у науки другая задача – она стремится стабилизировать значения, для каждого значения найти референт. Каждое явление в хаосе должно быть четко определено и измерено, заключено в систему координат. Она формирует «Функтивы», какие-то стабильные образования с заданным полем статичных значений. Это сближает её с религией: «Науку сближает с религией то, что* функтивы являются не концептами, а фигурами, определяемыми скорее через духовное напряжение, чем через пространственную интуицию. В функтивах есть нечто фигуральное, образующее свойственную науке идеографичность, когда увидеть значит уже прочесть. К счастью, есть один фактор, вновь и вновь подтверждающий оппозиционность науки к любой религии и делающий невозможной ее унификацию: это то, что всякая трансценденция заменяется здесь референцией, это функциональное соответствие парадигмы с некоторой системой референции, которое запрещает всякое бесконечно-религиозное применение фигуры и тем самым определяет собственно научную материю, из которой эта фигура должна быть сконструирована, увидена и прочтена посредством функтивов» (Делёз Ф., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.159-160)
ПЛАН РЕФЕРЕНЦИИ
Наука и философия идут противоположными путями, так как, по Делёзу, «..консистенцией философских концептов служат события, а референцией научных функций – состояния вещей или смеси; философия с помощью концептов все время извлекает из состояния вещей консистентное событие (как бы улыбку без кота), тогда как наука с помощью функций постоянно актуализирует событие в реферируемом состоянии вещей, вещи или теле» (Делёз Ф., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.161)
«Философия может говорить о науке лишь намеками, а наука может говорить о философии лишь как о чем-то туманном» (Делёз Ф., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.205)
«Философия глубоко нуждается в науке, развивающейся с нею, потому что наука постоянно встречает возможности концептов, а концепты необходимо содержит в себе намеки на науку..» (Делёз Ф., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.206)
ЧАСТИЧНЫЕ НАБЛЮДАТЕЛИ
В науке существуют не концептуальные персонажи, «научные наблюдатели». Частичный наблюдатель - это идеальный воспринимающий субъект, который не имеет личностного характера, а представляет из себя идеальный тип расположенности ученого к явлению.
«В конечном счете идеальные частичные наблюдатели – это чувственные восприятия или переживания, присущие самим функтивам. Даже у геометрических фигур бывают переживания и ощущения (патемы и симптомы, как выражался Прокл), без которых даже самые простые теоремы оставались бы екпонятными» (Делёз Ф., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.168)
ЛОГИКА
«Для логики характерен редукционизм – не акциденциальный, а сущностнонеобходимый; следую по пути, проложенному Фреге и Расселом, она стремится превратить концепт в функцию» (Делёз Ф., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.172)
ИСКУССТВО
Делез и Гваттари считают, что, вероятно, искусство возникло вместе с животными, которые способны выделять свою территорию обитания, делающие её своей посредством знаков, центром которых служит их постоянное место пребывания и деторождения прежде всего. Потому искусство всегда связано с животным началом, прежде всего с сексуальностью. Но начинается оно не сексуальностью: «Искусство начинается не вместе с плотью, а вместе с домом; поэтому первое из искусств – архитектура» (Делёз Ф., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С..239)
1. ПЕРЦЕПТЫ И АФФЕКТЫ
«Искусство мыслит не меньше чем философия, но оно мыслит аффектами и перцептами» (Делёз Ф., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.86)
«То, что сохраняется, вещь или произведение искусства, - это блок ощущений, то есть составное целое перцептов и аффектов» (Делёз Ф., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.208)
«Перцепты – это уже не восприятия, они независимы от состояния тех, кто их испытывает, аффекты – это уже не чувства или переживания, они превосходят силы тех, кто через них проходит. Ощущения, перцепты и аффекты – это существа, которые важны сами по себе, вне всякого опыта» (чтф. с.208)
«Аффектами являются аккорды. Консонантные или диссонантные аккорды звуков или красок суть музыкальные или живописные аккорды» (Делёз Ф., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.208)
«Задача искусства – средствами своего материала вырвать перцепт из объектных восприятий и состояний воспринимающего субъекта, вырвать аффект из переживаний как перехода от одного состояния к другому.* Извлечь блок ощущений, чистое существо-ощущение» (Делёз Ф., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.213)
«Искусство и философия оба сталкиваются с хаосом и рассекают его, но это сечение делается в разных планах и заполняется тоже по-разному – в первом случае космическими созвездиями, то есть аффектами и перцептами, во втором случае комплекциями имманентности, то есть концептами. Искусство мыслит не меньше чем философия, но оно мыслит аффектами и перцептами» (Делёз Ф., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.86)
2. ПЛАН КОМПОЗИЦИИ
«Художественный план композиции и философский план имманенции могут проскальзывать один в другой, так что целые грани одного плана оказываются заняты единицами другого» (Делёз Ф., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.87)
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 995;