СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ
1. НИЦШЕ
2. БЕРГСОН
3. ФУКО
ЛИТЕРАТУРА:
1. Делёз Жиль Складка. Лейбниц и барокко. М.,1998
2. Делёз Ж. Логика смысла М.,1995
3. Делёз Ж. Гваттари Ф. Что такое философия? СПб. 1998. (1991) 87Д29
4. Делёз Ж. Ницше. СПб. 1997.
5. Делёз Ж. Тайна Ариадны \\ ВФ 1993. №4.
6. Подорога А.А.. Мире без сознания \\ Проблема сознания в современной западной философии. М. 1989.
ГЛАВА 5 БОДРИЙЯР (Р.1929)
Жан Бодрийяр начинал как социолог, потом перешел в сферу философии, если вообще можно отличать философию от социологии. Автор серии работ: «Система вещей» (1968), «Символический обмен и смерть» (1976), «Соблазн» (1979), «Фатальные стратегии» (1983), «Прозрачность зла» (1990).
Жан Бодрийяр – это уже закат постмодернизма, он сам в своей работе «Прозрачность зла» задает вопрос – что делать после «оргии»?
СИМУЛЯКР
«Именно принцип симуляции правит нами сегодня вместо прежнего принципа реальности. Целевые установки исчезли, теперь не порождают модели. Больше нет идеологии, остались одни симулякры» (Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. С.44).
«У нас сейчас порядок третьего уровня, порядок уже не реальности, а гипереальности, и только на этом уровне способны его постигать и порождать сегодняшние теории и практики, сами по себе тоже зыбкие и недетерминированные» (Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. С.45)
«Бинарная операциональность, генетический код, алеаторность мутаций, принцип неопределенности и т.д. – все это приходит на смену детерминистской объективистской науке, диалектическим взглядам на историю и пройцесс познания» (Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. С.46)
ОНТОЛОГИЯ ТОВАРА
Раньше мир состоял из предметов, которые были «природой», теперь мир состоит их «товаров». Эта ситуация приводит к кардинальному изменению ментальности современного общества. Так часто ругаемый К. Маркс, как это странно выглядит, оказался прав. Нет «идеологи», она исчезла, превратилась в «дым», в аристофановы «облака», которые лишь «затуманивают» сознание. Все государственные формы превратились в архичные постройки, готовые в любой момент потерять устойчивость и обрушиться. Незыблем лишь один «фетиш» – рынок «товаров», этот «Космос» товаров «мерами возгорающийся и мерами затухающий» и есть истина всего. На всем ярлык «ценника» - все что-то «стоит».
Конец производства
«Если революция состоит в освобождении общественного производства человеческого рода, то никакая революция нам уже не светит – ведь производства-то больше нет» (Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. С.57)
ИСТОРИЯ СИМУЛЯКРОВ
«Со времен эпохи Возрождения, параллельно изменениям закона ценности, последовательно сменилось три порядка симулякров:
- Подделка составляет господствующий тип «клаасической» эпохи, от Возрождения до промышленной революции;
- Производство составляет господствующий тип промышленной эпохи;
- Симуляция составляет господствующий тип нынешней фазы, регулмруемой кодом.
Симулякр первого порядка действует на основе естественного закона ценности, симулякр второго порядка – на основе рыночного закона стоимости, симулякр третьего порядка – на основе структурного закона ценности» (Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. С.113)
«Подделка – а заодно и мода – рождается вместе с Возрождением, когда феодальный строй деструктурируется строем буржуазным и возникает открытое состязание в знаках отличия. В кастовом или чиновном обществе не бывает моды, так как человек всецело закреплен за соим местом и межклассовые переходы отсутствуют. Знаки защищены запретом, обеспечивающим им полную ясность: каждый знак недвусмысленно отсылает к определенному социальному статусу» (Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. С.114)
Подделка и стремление к искусственности в семнадцатом веке….
Интересно, что Бодрийяр подчеркивает феномен двоичности, как символа и принципа устойчивости системы. Здесь он приводит как «архетип» здания World Trade Center в Нью-Йорке (которые были «атакованы» в первую очередь террористами)- эти здания есть типичный образ современного капитализма, в отличие от прежнего «образа» «конкурирующих» небоскребов: «Эта новая архитектура воплощает собой новую систему не конкуренции, а исчисления, где конкуренция уступила место корреляциям. (Нью-Йорк – единственный в мире город, который на протяжении всей своей истории с поразительной точностью и в полном масштабе являет собой современную форму системы * капитала; при перемене этой формы мгновенно меняется и он сам – чего не делал ни один европейский город)» (Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. С.145-146)
«Гиперреальность представляет собой гораздо более высокую стадию, поскольку в ней стирается уже и само противоречие реального и воображаемого» (Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. С.149)
Ибо «сегодня сама реальность гиперреалистична» (Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. С.151)
МОДА И ТРАДИЦИЯ
«Под властью товара все виды труда обмениваются друг на друга и теряют свою особость – под властью моды все культуры смешиваются в кучу в тотальной игре симулякров» (Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. С.170)
«…удовольствие от моды – это наслаждение призрачно- циклическим миром форм, отошедших в прошлое, но вновь и вновь воскресающих в виде эффективных знаков» (Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. С.171)
«Современность – это не преобразование, а подстановка * всех ценностей, их комбинаторика и амбивалентность. Современная эпоха – это особый код, и эмблемой его служит мода» (Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. С.174)
«Мода- это не дрейф знаков, а их плавающее состояние, как нынешний плавающий курс денежных знаков. В области экономики это плавающее состояние возникло недавно: для этого нужно было, чтобы повсеместно совершилось «первоначальное накопление», чтобы * пришел к своему завершению цикл мертвого труда (вслед за деньгами в состояние всеобщей относительности попадает и экономический уклад в целом). А вот в области знаков этот процесс состоялся уже давно. Первоначальное накопление происходило здесь раньше или даже вообще имелось изначально, и мода являет собой то уже достигнутое состояние ускоренно-безграничной циркуляции поточно- повторяющейся комбинаторики знаков, которое соответствует сиюминутно-подвижному равновесию плавающих валют. В ней все культуры, все знаковые системы обмениваются, комбинируются, контаминируются, образуют недолговечное равновесие, чья форма быстро распадается, а смысл их не заключается ни в чем. Мода- это стадия чистой спекуляции в области знаков, где нет никакого императива когерентности или референтности, так же как у плавающих валют нет никакого устойчивого паритета или конвертируемости в золото; для моды (а в скором будущем, вероятно, для экономики) из такой недетерминированности вытекает характерная цикличность и повторяемость, в то время как из детерминированности (знаков или же производства) следует непрерывный линейный порядок» (Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. С.177-178)
Спасти свою душу через моду – коллективная страсть, страсть к знакам, страсть к циклу – это насущная необходимость консолидироваться в обществе.
ПРОБЛЕМЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 631;