ГЛАВА 1 ФИЛОСОФИЯ М. ФУКО (1926-1984).
Мишель-Поль Фуко - французский философ и историк культуры. Преподавал в университетах Клермон-Феррана и Парижа. Его основные работы: «Психическая болезнь и личность» (1964), «Безумие и неразумие: история безумия в классический век» (1961), «Рождение клиники: археология взгляда медика» (1963), «Реймон Руссель» (1963), «Слова и вещи: археология гуманитарных наук» (1966), «Археология знания» (1969), «Порядок дискурса» (1971), «Ницше, генеалогия и история» (1971), «Надзирать и наказывать» (1975), «История сексуальности» т1-3: «Воля к знанию» (1976), «Опыт наслаждений» (1984), «Забота о себе» (1984), «Жизнь подлых людей» (1977), «Мысль извне» (1966).
Психофизиологический «паспорт» отвечает ментальности «философа – пророка»: выходец из семьи богатых буржуа, к математике способности не проявлялись, во время учебы в Высшей нормальной школе о нем сложилось у всех мнение как о болезненном чудаковатом мальчике, плохо сходившемся с людьми, конфликтном, наблюдались также у него в это время инсценировки самоубийства, стоял вопрос о его лечении в психиатрической клинике, также у него наблюдались отклонения в сексуальной сфере гомосексуального характера, умер он от СПИДа. Эти отклонения, с одной стороны, стимулировали его занятие психиатрией и философией; но, с другой стороны, как у большинства философов, это уродство накладывает отпечаток на ментальность, что приводит к отсутствию в нем должной систематичности (хотя направление его исследований насущно этого требовало) и наличию излишней гомосексуальной «анальной экзальтированности» мышления. Его тяжело идентифицировать в традиции, но это свойство не только его. Дело в том, что многие французские философы начинали как структуралисты, но после 1968 года постепенно происходит их эволюция в пост модернизм. Тем не менее, мне кажется, что имеет смысл рассматривать творчество М.Фуко к русле философской традиции структурализма.
Главная задача исследований Фуко – это выявление «исторического бессознательного», но при этом он, к сожалению, ограничивается часто только «текстами».
ЭПИСТЕМЫ
СЛОВА И ВЕЩИ
М. Фуко сделал грандиозную попытку выявить структуру новоевропейской ментальности. Как нам известно, он, сам того не зная, попробовал осуществить тот же замысел, который вынашивал всю свою жизнь Петр Лаврович Лавров, но смог лишь очертить общие контуры, – это его идея написания «Истории мысли». По тому, что эта грандиозная программа не была осуществлена П. Лавровым и по тому, что у М. Фуко эта задача также не реализовалась удачно, можно сделать вывод, что это задача будущего. Тем более, что полноценный анализ истории ментальности (истории мысли) возможен лишь на методологической базе эмпирического рассмотрения реальных артефактов истории. Этого у Фуко не наблюдается, он слишком «заангажирован» на определенную философскую позицию; создается ощущение, что он буквально «подгоняет» реальные артефакты ментальности под заданную схему. Исходная же его установка – это установка структурализма. «Структура» – слишком статична, а потому не может служить методологией анализа артефактов культуры. Для меня это ясно, как и ясно то, что в культуре действует реальный динамичный механизм – «традиция», который одновременно является наилучшей методологией для анализа.
Этой попыткой выяснить устойчивые структуры менталитета, которые существовали в европейской истории Нового времени, явилась работа Фуко «Слова и вещи» (1966). Эти устойчивые структуры Мишель Фуко называет «эпистемами». Основной принцип упорядочения этих «эпистем»- это взаимоотношение «слов» и «вещей». Можно согласиться с мнением некоторых, что «эпистема» Фуко представляет собой более глубокую и расширенную модель кантовских априорных структур, или же платоновских «эйдосов» культуры. Эта работа грешит недостатками: фрагментарностью изложения, неуточненностью терминов, анализом по преимуществу французской мысли. С тем, что эта работа была неудачна, молчаливо согласился сам Фуко, в его последующей работе «Археология знания», он, по словам исследователя и переводчика работ Фуко Н.С. Автономовой, более тщательно интерпретирует артефакты истории культуры, и уже не употребляет концепт «эпистема» для анализа истории ментальности. В связи с вышесказанным работа «Слова и вещи» не может служить методологической базой или «научно-исследовательской программой» для анализа культурных феноменов. Тем не менее, для прослеживания истоков философии Делёза, да и за неимением другой, имеет смысл подробно рассмотреть концепцию Фуко, которая хотя не совсем адекватно, но отражает реальные процессы новоевропейской культуры.
Рассматривая тот или иной тип культуры надо всегда учитывать её своеобразие, в которое уложены многообразные стороны жизни в какой-то определенный порядок, который даже нельзя уловить посредством рефлексии. Этот порядок сложен, но он определяет все мировидение человека и тип его поведения в культурной общности, Фуко в начале «Слов и вещей» подмечает по этому поводу: «Основополагающие коды любой культуры, управляющие ее языком, ее схемами восприятия, ее обменами, ее формами выражения и воспроизведения, ее ценностями, иерархией ее практик, сразу же определяют для каждого человека эмпирические порядки, с которыми он будет иметь дело и в которых будет ориентироваться. На противоположном конце мышления научные теории или философские интерпретации объясняют общие причины возникновения любого порядка, всеобщий закон, которому он подчиняется, принципы, выражающие его, а также основания, согласно которым установился именно данный порядок, а не какой-нибудь другой. Но между этими столь удаленными друг от друга областями находится такая сфера, которая выполняет функцию посредника, не являясь при этом менее основополагающей: она менее четко очерчена, более непостижима и, пожалуй, менее доступна анализу» (Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Спб.,1994 с.33). Вот эта область, как синтез «сознательного» и «бессознательного духа» – т.е. «менталитет» или «код культуры», - является объектом его исследования.
Анализируя европейскую культуру с XVI века Мишель Фуко прослеживает как происходит изменение ментальности. Фуко различает три «эпистемы», которые существовали в европейской культуре нового времени: «эпистема» Ренессанса, в которой слова и вещи взаимно переплетены в символической конструкции; «эпистема» рационализма XVII-XVIII веков, в которой слова и вещи разводятся и соотносятся лишь через мысль, и «эпистема» конца XVIII по вторую половину XX века, в которой «слова» и «вещи» опосредованы языком, жизненной средой и трудовой деятельностью.
ТЕОРИЯ ЭПИСТЕМЫ.
1. ЧЕТЫРЕ ТИПА ПОДОБИЯ
Основные фигуры определяющие строения знания в рамках категории сходства были: пригнанность, соперничество, аналогия и симпатия.
«Пригнанность, соперничество, аналогия и симпатия говорят нам о том, что мир должен замыкаться на самом себе, удваиваться, отражаться или сцепляться с самим собой для того, чтобы вещи могли походить друг на друга» (С.62).
««Пригнанными» являются такие вещи, которые, сближаясь, оказываются в соседстве друг с другом. Они соприкасаются краями, их грани соединяются друг с другом, и конец одной вещи обозначает начало другой. Благодаря этому происходит передача движения, воздействий, страстей, да и свойств от вещи к вещи» (Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1994. С.55).
2) Соперничество
«В соперничестве есть что-то от отражения в зеркале: посредством соперничества вещи, рассеянные в мире, вступают между собой в перекличку» (56).
3) Аналогия
4) Симпатия
«Именно постоянное равновесие симпатии и соответствующей ей антипатии обеспечивает тождественность вещей, то, что они могут походить друг на друга и не утрачивая при этом своей неповторимости» (С.61).
2. СТРУКТУРА ЭПИСТЕМЫ
«Самое большее, на что способна одна научная дисциплина, это ориентировать свою формацию, систематизировать или формализовать некоторые из своих областей, рискуя при этом пробрести идеологическую функцию, которую было бы неправильно воспринимать только как следствие несовершенства этой науки. Одним словом, одна наука располагается в определенном участке знания, который целиком она не поглощает, в формации, которая сама по себе является объектом знания, а не науки» (Делёз Ж. Фуко. М. 1998. С.43).
3. ДИАГРАММА
«Диаграмма – это уже не архив (слуховой или зрительный) – это карта, картография, равнообъемная любому социальному полю. Это некая абстрактная машина. Поскольку она определяется через функции и неоформленные виды материи она не знает никакого формального различия между содержанием и выражением, между дискурсивной и недискурсивной формациями. Это почти немая и слепая машина, хотя именно она выявляет и заставляет высказываться.
Существует множество диаграмматических функций и даже типов материи, и связано это с тем, что всякая диаграмма представляет собой пространственно-временное множество. Это связано также с тем, что диаграмм существует столько же, сколько социальных полей в истории» (Делёз Ж. Фуко. М. 1998. С.60).
«В конечном счете, любая диаграмма интерсоциальна и находится в становлении. Она никогда не работает на то, чтобы представлять ранее существовавший мир, она производит новый тип реальности, новую модель истины. Она не является ни субъектом истории, ни чем-то, находящимся над историей. Она создает историю, разрушая предшествующие реальности и значения, образуя столько же новых точек их возникновения и созидания, неожиданных соединений и невероятных континуумов. Она удваивает историю становлением.
У всякого общества есть своя или свои диаграммы» (Делёз Ж. Фуко. М. 1998. С.61).
«Диаграмма или абстрактная машина – это карта соотношений* сил, карта плотности и интенсивности, которая функционирует при помощи изначальных нелокализуемых связей и в каждое мгновенье проходит через любую точку, или точнее, в пределах каждой взаимосвязи от одной точки к другой точке» (Делёз Ж. Фуко. М. 1998. С.63).
Диаграмма не имеет ничего общего с трансценденталньой Идеей, ни с идеологической надстройкой подчеркивает Делёз.
«Не существует такой модели истины, которая не отсылала бы к какому-нибудь типу власти; нет ни знания, ни даже науки, которые не выражают или не вмешивают в свою практику какую-либо осуществляющую свои функции власть» (Делёз Ж. Фуко. М. 1998. С.65).
« «Археология знания» сделала методологические выводы и разработала обобщенную теорию двух элементов стратификации: высказываемого и зримого, дискурсивных и недискурсивных формаций, форм выражения и форм содержания» (Делёз Ж. Фуко. М. 1998. С.74).
«Диаграмматизм Фуко, то есть представление чистых взаимоотношений между силами или эмиссия чистых единичностей, выглядит аналогом кантовского схематизма: именно диаграмматизм обеспечивает отношения между несводимыми друг к другу формами спонтанности и рецептивности, из которых проистекает* знание» (Делёз Ж. Фуко. М. 1998. С.110-111).
ТИПЫ ЭПИСТЕМ
ЭПИСТЕМА XIV-XVI ВВ.
Он пишет, что до XVI столетия имела огромное значение категория сходства. Именно она «…в значительной степени определяла толкование и интерпретацию текстов; организовывала игру символов, делая возможным познание вещей, видимых и невидимых, управляла искусством их представления» (Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1994. С.54). Основными фигурами сходства являются: пригнанность, соперничество, аналогия, антипатия. Основа сходства – это приметы. Фуко пишет: «Нет сходства без приметы. Мир подобного – это непременно мир примет»( там же, С.63).
Он уделяет большое внимание языку: «В XVI веке реальный язык – это не единообразная и однородная совокупность независимых знаков, в которой вещи отражаются словно в зеркале, раскрывая одна за другой свою специфическую истину. Это, скорее, непрозрачная, таинственная, замкнутая в себе вещь, фрагментарная и полностью загадочная масса, соприкасающаяся то здесь, то там с фигурами мира и переплетающаяся с ними, вследствие чего все вместе они образуют сеть меток, в которой каждая может играть и на самом деле играет по отношению ко всем остальным роль содержания или знака, тайны или указания. Взятый в своем грубом историческом бытии, язык XVI века не представляет собой произвольную систему; он размещается внутри мира и одновременно образует его часть, так как вещи сами по себе скрывают и обнаруживают свою загадочность как язык и так как слова выступают перед человеком как подлежащие расшифровке вещи»(там же, С.71). Но, далее, подчеркивает он, в классический период происходит разделение «слов» и «вещей», между ними возникает посредник- мысль, которая упорядочивает язык, упорядочивая соответственно и мир вещей.
Более точную интерпретацию такого рода «эпистемы» дает П.Л.Лавров в концепции «аффективного» сознания: «Под влиянием аффекта человек (и всякое существо, способное к аффекту) усваивает сознание различие предметов по симпатиям и антипатиям, ими внушаемым, располагает их в некотором последовательном порядке по предпочтению одного другому. Деятельность перестает подчиняться неосознанному или неясному побуждению инстинкта и привычки; она руководится сознанным аффектам, обращается в деятельность аффективную. Аффекты, сталкиваясь между собою, вступая в борьбу, вызывают начало деятельности, которая становится как бы рассудительной, допускает некоторую долю иллюзии свободного и сознательного выбора» (Лавров П.Л. Введение в историю мысли \\ Знание 1874 №1. С.8).
Фуко далее пишет: «В XVI веке реальный язык-это не единообразная и однородная совокупность независимых знаков, в которой вещи отражаются, словно в зеркале, раскрывая одна за другой свою специфическую истину. Это, скорее, непрозрачная, замкнутая в себе вещь, фрагментарная и полностью загадочная масса, соприкасающаяся то здесь, то там с фигурами мира и переплетающаяся с ними, вследствие чего вместе они образуют сеть меток, в которой каждая может играть и на самом деле играет по отношению ко всем остальным роль содержания или знака, тайны или указания» (там же, С.71).
ЭПИСТЕМА XVII- XVIII
В культуре Нового времени происходит нарушение этого единства «слов» и «вещей», возникает скептическое отношение к неправомерному символизму мышления средневекового человека. Реальное воплощение этого скепсиса, как верно подмечает Фуко, является фигура Дон Кихота, который перепутал «слова» и «вещи», оказавшись в комичной ситуации. Вот что Фуко пишет: «В начале XVII века, в тот период, который ошибочно или справедливо называют «барокко», мысль перестает двигаться в стихии сходства. Отныне подобие - не форма знания, а, скорее,* повод совершить ошибку..» (Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Спб., 1994. С.85-86). Предпочтение отдается теперь строгой логичности мысли, рассудку, понять теперь означает не истолковать символы мира, а разложить мир на элементы, согласно не принципа «подобия», согласно принципов «тождества» и «различия», описать мир – значит его «калькулировать». Сам язык становится не живым языком, блистающим символическим многообразием, а строгим языком, который больше всего должен быть похож на силлогизм. Слово – это «несовершенное» понятие – такова исходная установка творцов «Всеобщей грамматики». Все эти моменты подчеркнуты М. Фуко совершенно правильно. Но этот новый порядок «слов» и «вещей» он довольно сложно систематизирует в таблицу, которая, в общем правильна, но мало что проясняет в специфике культуры XVII-XVIII вв. В ней правильно отражено, что главным моментом этого рода ментальности является стремление все «калькулировать» и «классифицировать», но это и так ясно и понятно было для всех исследователей культуры этого периода, потому он нам здесь мало что прибавляет к известному. Вот эта таблица:
Всеобщая наука о порядке
Простые объекты Сложные представления
Матезис Таксономия
Алгебра Знаки (там же, с.107)
И вот характеристика эпистемы классицизма:«..классическую эпистемув ее наиболее общей конфигурации можно определить как систему, в состав которой входят матезис, таксономия и генетический анализ. Науки всегда несут с собой проект, пусть даже отдаленный, исчерпывающего упорядочивания мира; они всегда устремлены к открытию простых элементов и их возрастающего усложнения; в своей стихии они представляют собой таблицу, раскладку познаний в соответствующий своему времени системе. Таблица является центральным элементом в знании XVII-XVIII веков» (Фуко М. Слова и вещи. Арехология гуманитарных наук. Спб., 1994. с.109)
«Проект всеобщей науки о порядке, теория знаков, анализирующая представление, размещение в упорядоченных таблицах тождеств и различий – таким образом в классическую эпоху коституировалось то пространство эмпирического, которого не существовало вплоть до конца эпохи Возрождения и которое будет обречено на исчезновение с начала XIX века» (С.106).
«классическая эпоха не ведает ни жизни, ни науки о жизни, ни филологии. Существуют только естественная история и всеобщая грамматика. Точно так же нет и политической экономии, потому что в системе знания производства не существует» (С.193).
ЭПИСТЕМА XIX В.
С начала XIX в. Фуко правильно подчеркивает произошло изменение в европейской ментальности. Он это изменение понимает следующим образом: «Начиная с XIX века История развертывается во временном ряде аналогий, сближающих различные организованности друг с другом.* Именно эта История последовательно диктует свои законы анализу производства, живым организмам и, наконец, лингвистическим группам. История дает место аналогичным организациям, тогда как Порядок открывает путь последовательным тождествам и различиям» (Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Спб., 1994. С.244-245).
«Подобно тому как Порядок для классической мысли не был лишь видимой гармонией вещей, их слаженностью, их законосообразностью или же их установленной симметрией, но пространством их собственного бытия, тем, что еще до всякого действительного познания устанавливает вещи в пространстве знания, подобно этому Истрия начиная с XIX века определяет то место рождения всего эмпирического, из которого, вне всякой установленной хронологии, оно черпает свое собственное бытие» (С.245).
Да, действительно, во времена Реставрации, в противовес просветительской идеологии, основанной на принципах рационализма и естественнонаучного типа рассмотрения не только явлений природы, но и человеческого общества, выступает «органический» подход к явлениям. Ошибочно считать, что такая «парадигма» или, следуя терминологии Фуко- «эпистема», возникла лишь под влиянием политических событий Европы времен Французской революции и наполеоновских войн. Такая «эпистема» начала складываться у Лейбница, который в противовес «механицизму» противопоставил аристотелевский «органицистский» подход. Этот «органицистский» подоход касался не только онтологии, но имеет «архетипический» характер, ибо, как известно, эпистемология Лейбница, с его концепцией «мягкой» формы врожденности идей, напрямую с этой «парадигмой» завязана. Ибо одним из существенных свойств организма является его «самоопределение» в мире, организм обладает устойчивой системой, которая, хотя и испытывает изменения под воздействием окружающей среды, но реагирует на него, исходя из своих внутренних принципов самоорганизации. В данном случае, в отношении эпистемологии, применяя этот «архетип», мы обязаны встать на позицию именно «врожденности идей». Этот «органицистский» подход, начал складывать не только у Лейбница, но и нашел отражение уже в самих недрах Просвещения - у Дидро и Робине, но только в сфере онтологии. У Руссо с его апологией «живого чувства», вообще в «сентиментализме» также начали пробиваться ростки этого нового органического миропонимания, посягая уже и на область эпистемологии. Не говоря уже о том, что в биологии того времени он просто «стучался в двери». В немецкой философии этот подход уже выразился не только у Гетё, но и «в вершине Просвещения» – философии Канта, который рассматривал структуры ментальности как «саморганизующуюся систему», имеющую свою «логику» существования и не определяемой напрямую внешним миром. Но даже, приходя к органическому видению мира природы и культуры, нельзя говорить о том, что такое видение могло бы опрокинуть «механицизм» Просвещения. Организм не только имеет отличительной чертой способность к самоорганизации, но организм имеет Историю. Организм развивается. Именно эту черту «органицизма» наиболее ярко мы наблюдаем, естественно, у И.Г. Гердера. В результате к началу Реставрации мы уже имеем сложившиеся «блоки» новой «эпистемы».
В этом отношении М. Фуко тоже правильно все это подчеркивает, но адекватно ему мешает понять реальную динамику культуры именно его «структуралистская» методология. Надо было бы проследить движение традиции от рационально-механистического типа ментальности к «органистскому» типу в каждых областях, найти между ними связь, опираясь на реальные факты истории. Но он не делает этого, выхватывая из истории лишь фрагменты для доказательства своих интуиций (именно интуиций, а не дискурса) относительно структуры «эпистемы», которую он обосновывает. Хотя, это простительно, создать целостную картину истории ментальности фантастически тяжело. Тот, кто пробовал создавать «карты ментальности» и динамики движений её, прекрасно понимает это. А потому я не могу относиться слишком строго к этим «потугам» Фуко.
Историцизм как методология и «архетип» ментальности получил повсеместное распространение. Удивительно, что у Фуко нет анализа его «родной» французской историографии. Повальное увлечение историей во времена Реставрации известно всем. История заменила в то время философию. Имена О. Тьерри, Ф.Гизо были у всех французов на устах. Не обращает он внимания на популярную в то время концепцию «исторической школы» права Савиньи и Пухты. Не обращает внимания на романтизм во всех его появлениях, который исповедовал «органицизм» (некоторые так называемый «химизм») в противовес механицизму и рационализму. Не обращает он внимания и на историцистско –органическую ориентированность философии Гегеля, Сен-Симона и Конта.
Но совершенно справедливо он обращает внимание на то, что теория языка начинает проникаться идеями историцизма и органицизма. Тут имело смысл, конечно, заострить внимание на концепции языка В. Гумбольдта. Фуко правильно пишет, что «новая филология, которая пользуется для характеристики языков критериями внутренней организации, отказалась от распространенных в XVIII веке иерархических организаций, в силу которых одни языки оказываются важнее других, потому что они более точно и тонко расчленяют представления. Собственная ценность признается теперь за каждым языком; они различаются лишь своей внутренней организацией» (там же, с.309). Отсюда, далее пишет Фуко, интерес к редким, недостаточно «цивилизованным» языкам. Более того, языки начинаются рассматриваться в своей динамике, в взаимодействии с другими языками, развивается сравнительное языкознание, проявлется интерес к «живой» устной речи.
Интересно, что он рассматривает изменение ментальности и в политэкономии. Он утверждает, что изменение в менталитете привели к переоценке роли труда в экономике. Если в период господства «калькулирующей» ментальности, основная роль отводилась кругообороту денежного капитала, в этом, как известно, состояла идеология меркантилизма, построенной, если следовать терминологии Фуко, на «классической эпистеме».
На смену идеологии меркантилизма приходит, идеология производства, во главу ставится промышленный капитал. Это также завязано на идею «органицистского» подхода к явлениям, что совершенно верно подчеркивает Фуко. Производство представляет из себя систему, организм. Он обладает структурой, которая определена основными фондами: зданиями, оборудованием. Оно может функционировать лишь как организованный процесс, который может успешно существовать как развивающийся организм. Это, хотя не очень четко, подчеркивает Фуко: «Начиная с Адама Смита, время в экономике, уже не будет циклическим временем, в котором чередуются обнищание и обогащение, оно не будет также линейным временем тонких политических операций, которые, увеличивая понемного количество обращающихся денег, тем самым заставляют производство расти быстрее, чем цены: это будет внутреннее время организации, которая растет в соответствии со своей собственной необходимостью и развивается по своим собственным законам, - время капитала и режима производства» (Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Спб., 1994. С.252).
«Экономика XVIII века соотносилась с матезисом как всеобщей наукой о всех возможных порядках; экономика XIX века будет соотносится с антропологией как рассуждением о природной конечности человеческого бытия» (С.282).
После этого анализа создается впечатление, что его «метафизические» предпосылки окончательно его «задавливают» и Фуко начинает уже «философствовать» о человеке, который, видите-ли, появился (вот бы Диоген-киник, который бегал «средь бела дня» по Афинам с фонарем, ища «человека», обрадовался), но скоро «исчезнет». Я не знаю, но насколько мне известно, человек и не исчезал, а может и не появлялся. Основная-то проблема в ментальности последующего времени, особенно со второй половины XIX века, другая – это проблема «отмирания» метафизики, которая была совершенно верно подмечена еще Сен-Симоном и Контом в их концепции перехода человечества от религиозной к позитивной стадий, переходной стадией которой, как известно, является «метафизическая». Каково место философии в новой системе ментальности – вот исходная проблема, которая вызывает постоянные «потрясения» в философии, создает напряжения в ментальном поле. Еще напряжения в ментальном поле вызываются противостоянием «двух культур» - естественнонаучной и гуманитарной.
«Вплоть до конца XVIII века человек не существовал. Не существовал, как ни существовали ни сила жизни, ни плодотворность труда, ни историческая толща языка. Человек – это недавнее создание, которое творец всякого знания изготовил своими собственными руками не более двухсот лет назад» (С.330).
«Область современной эпистемы следует представлять скорее как обширное открытое трехмерное пространство. В одном из его измерений помещаются математические и физические науки, для которых порядок есть всегда дедуктивная и линейная последовательность самоочевидных или доступных верификации высказываний; в другом находятся науки (например о языке, о жизни, о производстве и распределении богатств), которые стремятся к такому упорядочению прерывных, но сходных элементов, что они могли вступить в причинные отношения и образовать структурные постоянства. Между этими двумя измерениями находится некая общая плоскость, которая может показаться, в зависимости от подхода, либо полем применения математики к эмпирическим наукам, * либо областью того, что в лингвистике, биологии и экономике поддается математизации. Что касается третьего измерения, то это философская рефлексия, которая развертывается как мысль о Тожеств; с областью лингвистики, биологии, экономики у нее также есть общая плоскость, ибо в ней могут проявится и на самом деле проявляются различного рода философии – жизни, отчужденного человека, символических форм..» (С.366-367).
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 3475;