ЭПОХА РЕФОРМАЦИИ И ВЕЛИКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ 4 страница
ское и плебейское движение развернулось с
большей силой в землях Средней Германии -
в Северной Франконии и в Саксонско-Тюрингенском районе. Основ-
ными центрами в Северной Франконии были монастыри Бильдхау-
зен и Аура, занятые крестьянами 9 апреля 1525 г. Расположившим-
ся вокруг этих монастырей мощным крестьянским лагерям, устано-
вившим во всем районе свое господство, формально подчинились
многие города и рыцарские замки. В Тюрингии центром движения
был город Мюльхаузен, в котором с середины февраля 1525 г. на-
ходился вернувшийся из земель Верхнего Рейна Томас Мюнцер.
Вскоре после прибытия Мюнцера революционными действиями плеб-
са и части бюргеров старый магистрат Мюльхаузена был свергнут,
а образовавшийся новый <Вечный совет> города фактически нахо-
дился под влиянием Мюнцера и его близких сторонников.
Движение охватило другие города и сельские местности Тюрин-
гии, а также соседних герцогств и графств. Вооруженные отряды
восставших занимали города, замки, монастыри и господские име-
ния, производили разделы имущества феодалов среди крестьян и
горожан, объявляя свои действия началом общего социального пе-
реворота, установления общего равенства людей во всей стране и за
ее пределами. Борьба за конкретные повседневные нужды объеди-
нялась в пропаганде Мюнцера с борьбой за великую цель, к которой
должны быть привлечены все силы движения.
Большое значение Мюнцер придавал революционному подъему,
нараставшему в горных районах не только Саксонии и Тюрингии,
но и в соседних с Саксонией районах Чехии. Об объединении на-
зревавшего в Германии революционного взрыва с движением в Че-
хии, где еще живы были революционные традиции таборитов, Мюн-
цер мечтал еще в 1521 г., когда он, направляясь в Прагу, посетил
горные районы Северо-Западной Чехии, в том числе и прославив-
шийся тогда новый горный город Яхимов. Особенностью народного
движения в горных районах как Чехии, так и соседних германских
земель была его направленность против режима на промыслах,
обеспечивавшего установившим его герцогам и графам значитель-
ную часть богатой добычи серебра и меди, но препятствовавшего
свободному развитию этой переживавшей тогда эру бурного расцве-
та отрасли промышленности.
Во второй половине апреля 1525 г. Мюнцер считал, что объеди-
нение усилившегося антикняжеского движения в горных районах
Саксонии и Северо-Западной Чехии с Крестьянской войной во
Франконии и Тюрингии имело бы решающее значение в общей
борьбе за устранение тиранов и угнетателей народа. В своем обра-
щении к тюрингскому городу Альштедту Мюнцер призвал присое-
диниться к общему восстанию <деревни и города и особенно горно-
рабочих и других добрых друзей>, т. е. другие слои горного населе-
ния, также заинтересованные в устранении княжеского режима.
На такой широкой основе Мюнцер хотел создать в Тюрингии рево-
люционный центр для всей Крестьянской войны.
По призыву Мюнцера все его сторонники собрались у Франкен-
хаузена в Тюрингии и образовали здесь военный лагерь. Туда же
из Мюльхаузена во главе вооруженного отряда прибыл и сам Мюн-
цер. Ближайшей задачей концентрировавшихся у Франкенхаузена
восставших было объединение (по плану Мюнцера) с сильнейшими
отрядами франконских крестьян до прихода войск Трухзеса в Сред-
нюю Германию, для того чтобы отбросить Трухзеса, разбить его вой-
ска, а затем слиться с остатками разгромленных сил крестьян в Юж-
ной Германии.
Наблюдая военные приготовления князей и попытки местных
графов внести разложение в ряды восставших путем переговоров,
Мюнцер старался поднять боевой дух Франкенхаузенского лагеря.
Он призывал своих бойцов к стойкости и непримиримости и самым
беспощадным образом пресекал проявления слабости и деморали-
зации. С воодушевлением Мюнцер рисовал перед восставшими ве-
личественную картину <царства божия на земле>, под которым он
понимал справедливый общественный строй без князей, без господ
и без эксплуататоров и призывал крестьян проникнуться сознанием
великой цели, которую они призваны осуществлять, и действовать
решительно, не боясь превосходящих сил врагов.
Князья Средней Германии спешно создали войско, которое под
командованием ландграфа Филиппа обрушилось на Франкенхаузен-
ский лагерь. В неравном бою 15 мая 1525 г. отряды восставших
были разбиты. Мюнцер был схвачен и подвергнут жестокой пытке
в присутствии князей, но никого из своих живых сторонников
не выдал. После пыток он был казнен. 25 мая сдался Мюльхаузен,
и движение в Тюрингии было подавлено.
После этого крестьянские силы продолжали еще некоторое вре-
мя сопротивляться в славянских землях Австрии - Штирии, Карин-
тии и Крайне. Наиболее же ярким фактом после подавления вос-
стания в основных германских землях была борьба крестьян в Ти-
роле, где австрийский эрцгерцог был вынужден пойти им на уступки
и созвать ландтаг.
Замечательным предводителем восставших крестьян Тироля,
боевые действия которых продолжались в 1526 г. и позже, был Ми-
хаил Гайсмейер, революционер и мыслитель. В начале 1526 г. Гайс-
майер составил для Тироля <Земское устройство> (Landesord-
nung) - программу коренных политических преобразований, один
из выдающихся документов Великой Крестьянской войны. Цель
этой программы - установление в Тироле народной республики на
глубоко демократической основе. Наряду с общими антифеодальны-
ми требованиями <Земское устройство> Гайсмайера содержало
пункты о демократизации суда, о призрении бедных за счет десяти-
ны, о роспуске монастырей и превращении их зданий в госпитали
и приюты для детей. Предусматривалось, что государство, устранив
и истребив господ и угнетателей народа, должно будет запретить
крупные купеческие компании и развить большую хозяйственную
деятельность по организации горного дела, по подъему сельского
хозяйства и развитию новых культур, по строительству дорог и мо-
стов. Государство должно регулировать использование полей, лугов
и недр земли.
Ф. Энгельс назвал Гайсмайера <одним из последователей Мюн-
цера>, хотя данных о непосредственных связях между этими выдаю-
щимися революционерами нет. Принципы, лежащие в основе про-
граммы Гайсмайера, восходят к положению Мюнцера о том, что
пользы> есть требование устранения всех господ и угнетателей на-
рода. У Гайсмайера, обнаружившего понимание роли революцион-
ного государства, дана детальная разработка этих принципов. В сво-
ей программе он стремился указать конкретную форму их приме-
нения в условиях Тироля.
В конце 1525 г. Гайсмайеру удалось сформировать революцион-
ные отряды из крестьян и горняков Тироля и Зальцбурга, к кото-
рым примкнули многие участники Крестьянской войны, нашедшие
убежище в горных областях Тироля. Обладая незаурядным талан-
том полководца, Гайсмайер в борьбе с двинувшимися против него
с разных сторон войсками австрийского эрцгерцога, баварцев и
Швабского союза провел ряд успешных операций и сохранил свои
боевые отряды. Окруженный превосходящими силами врагов, Гайс-
майер сумел вывести часть своих войск из окружения, перейти с
ними через австрийские Альпы в Венецианскую область и начать
их реорганизацию. Он вступил также в переговоры со швейцарцами
и венецианцами о совместной борьбе против Габсбургов. Но во вре-
мя этих переговоров Гайсмайер погиб от руки подосланного авст-
рийским правительством убийцы.
ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ ВЕЛИКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ
С подавлением восстания в Тироле завершил-
ся последний акт Крестьянской войны. За по-
бедителями неизменно шли палачи. На кре-
стьян, оставшихся в живых, налагались ог-
ромные контрибуции, совершенно их разорявшие. К казням и тер-
рору призывал Лютер. Он писал: <Крестьяне отдались дьяволу...
Пусть всякий колет, бьет и душит их тайно и явно, как убивают
бешеных собак... князь скорее заслужит царство небесное проли-
тием крови, чем молитвами...>. Лютер советовал дворянам увеличи-
вать барщину и восстановить крепостничество.
История Великой Крестьянской войны, образующей вместе со
всем общественным движением эпохи Реформации первый этап бур-
жуазной революции в Европе, показывает, что главной силой в
борьбе с феодализмом был крестьянско-плебейский лагерь. Пора-
жение восставших крестьян имело роковые последствия для всего
немецкого народа.
Причину поражения великого восстания немецкого крестьянст-
ва в XVI в. Энгельс видел в разрозненности крестьянских выступле-
ний и неумении всех сил оппозиции возвыситься над местными и
провинциальными интересами, в том,что крестьяне и плебеи
в болшинстве районов Германии не смогли объединиться для сов-
местных действий...> ^ Останавливаясь на этом указании Энгельса,
В. И. Ленин подчеркивал, что речь идет о таких особенностях клас-
совой природы крестьянства, которые лишают его возможности
одержать победу в самостоятельных выступлениях без руководст-
ва со стороны другого класса^.
Объективно перед восставшими немецкими крестьянами и город-
ским плебсом стояли две главные.. задачи - ликвидация феодальной
эксплуатации ..и прекращение политической^
войны. Положительное решение этих""задач устранило бы препятствия
к переходу Германии на путь буржуазного развития. В этих усло-
виях решающее значение приобрела позиция немецкого бюргер-
ства: окажется ли бюргерство способным не только участвовать в
антифеодальном восстании, но и возглавить его? Ход событий пока-
зал, что, несмотря на объективную заинтересованность передовых
элементов бюргерства (уже в какой-то мере обуржуазившихся) в
победе над феодализмом, в целом оно оказалось неспособным воз-
выситься над местной ограниченностью и освободиться от опуты-
вавших его связей с миром феодальных отношений для того, чтобы
выступить руководителем всех антифеодальных сил.
ЛЮТЕРОВСКАЯ РЕФОРМАЦИЯ
АУГСБУРГСКОЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ
Подавление Крестьянской войны и разгром
всего общественного движения этой эпохи от-
крыли дорогу к усилению княжеской власти.
Лютеровская Реформация, лишившаяся свя-
зи с народом, выродилась в орудие княжеского сепаратизма и секу-
ляризации церковных земель в пользу князей. Когда император
Карл V в 1529 г. приостановил секуляризацию, сторонники Лютера
заявили протест (отчего их и стали называть протестантами) и ста-
ли добиваться соглашения с заинтересованными в приобретении
церковных земель католическими князьями. Это не могло не отра-
зиться на самой системе лютеранства. Лютер и его ближайшие
сторонники видели теперь свою задачу не столько в борьбе с като-
лической догматикой, сколько в том, чтобы приспособить церковь
к интересам князей.
На Аугсбургском сейме 1530 г. ближайший соратник Лютера
Филипп Меланхтон представил императору систематическое изло-
жение основ лютеранства, известное под названием <Аугсбургское
вероисповедание>. В этом документе наряду с положением о том,
что князь, а не папа является главой церкви, устанавливалась обря-
довая и внешняя культовость, была
создана в духе буржуазного требования дешевой церкви, упразд-
нялась внешняя пышность католического культа, почитание икон
и мощей; вместо торжественной католической мессы вводилась про-
стая литургия, в которой большое место занимала проповедь, а из
семи таинств оставлено было только два - таинство крещения и
причащения. Самый факт создания церкви и церковной организации
верующих свидетельствовал об отступлении Лютера от первона-
чального принципа <оправдания только верой>.
МЮНСТЕРСКАЯ КОМУННА
После разгрома Крестьянской войны и насту-
пления Реакции часть анабаптистов верну-
лась к сектантству, к пропаганде идеи ожи-
дания социального переворота от сверхъесте-
ственных сил, от вмешательства самого Христа. Вместе с тем среди
этой части анабаптистов распространялось учение скорняка Мель-
хиора Гофмана о том, что после победы Христа наступит час, когда
потребуется и активное участие людей - ревнителей дела бога.
Однако в народных массах и среди анабаптистов сохранились и
революционные элементы, которые продолжали верить, что наступ-
ление <царства божия> на земле невозможно без народного восста-
ния. Уже в 30-х годах XVI в. революционная пропаганда в духе
учения Томаса Мюнцера велась в городах Северо-Западной Герма-
нии, вступивших тогда вместе с городами соседних Нидерландов в
полосу нового экономического подъема и обострения социальных
отношений. В этих городах, ставших, как и нидерландские города,
средоточием и убежищем анабаптистов, оживилась политическая
оппозиция и началась борьба за Реформацию. Наиболее ярко новое
революционное движение проявилось в Мюнстере.
В 1533 г. в Мюнстере победили сторонники Реформации. После
изгнания из города князя-епископа в Мюнстер из других городов
Вестфалии и Нидерландов начали стекаться анабаптисты, влияние
которых в обстановке обострившейся классовой борьбы сильно воз-
росло. В феврале 1534 г. анабаптисты, связанные с плебейскими
массами Мюнстера, получили большинство в магистрате и фактиче-
ски захватили власть в городе. Во главе их стояли прибывшие из
Нидерландов булочник Ян Матис и портной Иоанн Лейденский
(Бокельсон).
Господство анабаптистов в Мюнстере продолжалось 14 месяцев
(до июня 1535 г.). Город был объявлен <Новым Иерусалимом>,
т. е. центром <Царства божьего>, которое должно быть, согласно
проповеди Яна Матиса, установлено на земле мечом <праведных>.
В обстановке вражеской осады анабаптисты провели в Мюнстере
ряд преобразований. Ремесленные мастера, в руках которых сохра-
нились орудия производства и на которых работали, как и прежде,
подмастерья, обязаны были выполнять заказы городской общины и
подчиняться ей в деле организации производства вообще. Община
распоряжалась раздачей отдельным лицам земельных участков для
обработки. Золото, серебро и драгоценные вещи подлежали конфи-
скации в общую пользу. Деньги были упразднены, производился
только натуральный обмен.
В области потребления политика Мюнстерской коммуны содер-
жала некоторые элементы потребительского коммунизма. Предметы
потребления брались на учет особыми должностными лицами (<диа-
конами> ). Они же имели право отбирать излишки для распределе-
ния среди нуждающихся. Практиковалось устройство общих трапез.
Значение Мюнстерской коммуны заключалось не столько в ее
социальных преобразованиях, которые не выходили за рамки урав-
нительства, проводились к тому же непоследовательно и в основном
диктовались военной обстановкой, сколько в том, что после пора-
жения Крестьянской войны она показала пример готовности к ре-
волюционной борьбе против восторжествовавшей феодально-княже-'
ской реакции.
В условиях реакции Мюнстерская коммуна осталась изолиро-
ванной, несмотря на то что некоторые города Германии и Нидер-
ландов послали ей на помощь вооруженные отряды. После дли-
тельной героической обороны Мюнстер пал. Оставшиеся в живых
деятели Мюнстерской коммуны, в том числе Иоанн Лейденский,
были после жестоких пыток казнены.
Шмалькальденский
союз,
Шмалькальденская
война и Аугсбургский
религиозный мир
Враждебное отношение императора Карла V
к лютеранству, проявившееся уже в 1521 г.,
когда против Лютера был издан Вормсский
эдикт, усилилось после того, как лютеранская
церковь сделалась оружием княжеского сепа-
ратизма. Видевший в усилении князей опасность для своих планов
создания всехристианской габсбургской державы, Карл V стремился
к подавлению лютеранства путем строгого применения Вормсского
эдикта. Протестантские князья вместе с некоторыми имперскими
городами в ответ на это составили еще в 1531 г. в городе Шмаль-
кальдене союз для защиты дела Реформации. В 1546 г., после того
как на сторону протестантов перешли трое из семи курфюрстов,
между императором и Шмалькальденским союзом началась война,
закончившаяся в 1548 г. победой императора; однако эта победа
не была окончательной. В 1552 г. протестантский Шмалькальден-
ский союз вместе с французским королем Генрихом II начал про-
тив императора вторую войну, закончившуюся их победой. После
второй шмалькальденской войны протестантские и католические
князья заключили между собой и с императором в 1555 г. Аугсбург-
ский религиозный мир, согласно которому княжеский суверенитет,
объявленный незыблемым, распространялся и на область религии.
Провозглашен был принцип, выраженный в формуле < Си jus regio
ejus religio> (<Чья власть, того и вера>), т. е. каждый князь опре-
деляет религию своих подданных. За князьями признано было пра-
во назначения на высшие церковные должности, а также в консисто-
рии - органы церковного управления, состоявшие из духовных и
светских лиц. Лютеранские консистории были целиком подчинены
княжеской власти и являлись составной частью органов княжеской
администрации.
В результате договора 1555 г. в Германии образова-
лись две группировки немецких княжеств - католическая (наслед-
ственные земли Габсбургов, Бавария, Франкония, духовные княже-
ства на Рейне и в Северо-Западной Германии, Эльзас) и проте-
стантская (северогерманские княжества, герцогство Пруссия,
Бранденбург, Саксония, Гессен, Брауншвейг, Верхний и Нижний
Пфальц, Бюртемберг). Протестантские князья оставались более ре-
шительными противниками великодержавной политики Габсбургов.
распад империи, Карл V отрекся от престола. Австрийские владе-
ния, Чехия и часть Венгрии вместе с короной Священной Римской
империи перешли к его брату Фердинанду 1; Испания, Нидерланды
и итальянские владения-к его сыну Филиппу II.
Таким образом, после поражения Великой Крестьянской войны
борьба реакционных политических сил между собой привела к уси-
лению и закреплению германской раздробленности.
Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 797;