ЭПОХА РЕФОРМАЦИИ И ВЕЛИКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ 3 страница

к революционным действиям и толкованием смысла и значения Ре-

формации именно в этом духе.

Выразителем народного революционного понимания Реформации

стал Томас Мюнцер.

Мюнцер, ранняя биография которого неизвестна, выступил на

историческую арену в первые годы Реформации как один из сторон-

ников Лютера. Однако в 1520 г., прибыв по рекомендации Лютера

в качестве священника и проповедника в саксонский город Цвиккау,

Мюнцер не только обнаружил в совместной с лютеранами борьбе про-

тив францисканцев более резкий тон и решительные методы, но и

показал, что исходит из иных классовых позиций, привлекая на свою

сторону подмастерьев и беднейшие слои населения и вкладывая в по-

нимание Реформации новое революционное содержание.

Существовавшая в Цвиккау среди ремесленников секта анабаптис-

тов (т. е. перекрещенцев, требовавших крещения христиан в зрелом

^возрасте) под влиянием Мюнцера вышла из узких рамок сектантских

идей. Члены этой секты сделались эмиссарами Мюнцера по распро-

странению его революционного толкования Реформации по всей

Саксонии, что в немалой степени встревожило ближайших сторонни-

ков Лютера и самого саксонского курфюрста.

 

В понимании Мюнцера главные задачи Реформации заключались

не в установлении новой церковной догмы или новой формы рели-

гиозности, а в провозглашении близкого социально-политического

переворота, который должен быть произведен массой крестьян и

городской бедноты. Мюнцер ссылался на авторитет <слова божьего>,

но в самом Священном писании он усматривал лишь указания на

необходимые действия людей. У Мюнцера мы не находим упомина-

ния о какой-либо иной жизни, кроме земной. Он утверждал, что <зем-

ная жизнь должна быть возвышена до небес>, т. е. очищена от зла.

В этом смысле Мюнцер понимал и идеал установления <царства божь-

его на земле>.

Само представление Мюнцера о <слове божьем> в корне отлично

от лютеровского. Он обращает свой страстный гнев против <книжни-

ков> и буквоедов, которые знают только мертвые буквы и традицион-

ные тексты. Настоящее слово божье, по мнению Мюнцера, - это жи-

вение бога> в их собственном разуме. <Вера (для Мюнцера. -

Ред.), - пишет Энгельс, - является не чем иным, как пробуждени-

ем разума в человеке, и потому обладать верой могли и язычники> ^

Энгельс поэтому заключает: <... религиозная философия Мюнцера

приближалась к атеизму...> ^

У Мюнцера нет представления о боге как о стоящей над миром

индивидуальности. Для него бог неотделим от самого мира, это мир

<в целом>, сама идея <общего>, вдохновляющая и подчиняющая себе

все <творения>, т. е. все, что существует в мире. Идеал совершенства,

связанный у Мюнцера с его пониманием божества, является, по су-

ществу, социальным идеалом. Активную и самоотверженную деятель-

ность человека для общего блага"ТМюнцёр считал служением <богу>.

 

Наоборот, всякое действие в эгоистических интересах против общего

интереса Мюнцер определял как <безбожие>. Борьба с социальным

злом, борьба за устранение и уничтожение <безбожников> составляет,

по Мюнцеру, задачу ревнителя <дела бога>, и таким ревнителем он

считал трудящийся народ. <Вся власть, - писал Мюнцер, - должна

быть отдана простому народу>. Под народом, согласно его собствен-

ному разъяснению, Мюнцер понимал крестьян и бедный трудящий-

ся люд вообще. Врагами же <бога>, против которых должен быть на-

правлен народный меч, он считал тех, которые узурпируют общие

богатства мира и обрекают <простой народ> - единственного носите-

ля идеи высшей справедливости - на тяготы и постоянные заботы о

куске хлеба. Дворянские замки и монастыри должны быть уничтоже-

ны, Германия должна перестать быть княжеской и дворянской, по-

тому что, покрытая княжескими гнездами, она представляет собой

<разбойничий очаг>, - такова политическая программа Мюнцера.

Выступая против угнетения народа, Мюнцер проповедовал такой

общественный строй, в котором нет классовых различий, нет част-

ной собственности и не зависимой от членов общества и чуждой им

государственной власти.

Характеризуя представления плебса того времени о социальном

строе, Ф. Энгельс писал: <Нападки на частную собственность, требо-

вание общности имущества неизбежно должны были выродиться в

примитивную организацию благотворительности; неопределенное хри-

стианское равенство могло, самое большее, вылиться в буржуазное

<равенство перед законом>; упразднение всяких властей превраща-

лось в конце концов в учреждение республиканских правительств,

избираемых народом. Предвосхищение коммунизма в фантазии ста-

новилось в действительности предвосхищением современных буржуаз-

ных отношений> ^

Мюнцер пошел значительно дальше непосредственных требований

крестьян и плебеев. Но и его собственные представления о будущем

обществе могли быть только фантастичными, к тому же они были

облечены в мистическую оболочку.

Значение мюнцеровского учения заключается в том, что первооче-

редной задачей он считал революционное освобождение народа от

эксплуатации и удовлетворение его повседневных нужд. Нападая на

собственность и отвергая частные интересы, Мюнцер практически

имел в виду ту собственность, которая являлась исходным пунктом

угнетения народа и <шкуродерства>, т. е. собственность крупных зем-

левладельцев и богачей вообще. Укрепление трудовой мелкокресть-

янской собственности Мюнцер, наоборот, считал^ необходимым усло-

вием освобождения бедного человека от феодального подчинения и

его возвышения к <истинной> вере.

Практически Мюнцер помогал крестьянам в их реальных хозяйст-

венных нуждах и поддерживал популярные лозунги антифеодальной

борьбы крестьян. Особенно энергично Мюнцер отстаивал общинную

крестьянскую собственность от посягательств крупных феодалов. <об-

рати внимание на то, - писал Мюнцер, - что основа всякого ростов-

щичества, воровства и грабежа - это наши господа и князья. Они

присвоили в собственность всякую тварь. Рыба в воде, птица в возду-

хе, всякая растительность на земле - все должно принадлежать им.

Поэтому они распространяют среди бедных божью заповедь и гово-

рят: бог завещал - не укради; к ним же самим это не относится,

хотя они доводят всех людей до нищеты. Они сдирают шкуру и мясо

с бедного пахаря, ремесленника и всего живого>.

Тесная связь Мюнцера с широкими массами народа в их борьбе

против эксплуататоров сделала его вождем крестьянско-плебейского

лагеря, который рассматривал Реформацию как путь к революцион-

ному переустройству общества.

 

НАЧАЛО ВЕЛИКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ

Общественное движение в Германии XVI в.

достигло своего кульминационного пункта в

Крестьянской войне 1524-1525 гг. Первые

акты ее имели место в районах Южного Шварцвальда. Вспыхнув-

шие здесь летом 1524 г. восстания, центральным из которых было

восстание крестьян в ландграфстве Штюллинген, вызвали большую

тревогу австрийских властей и крупных феодалов, поскольку обна-

ружилась связь восставших крестьян с реформационным движением

в городах.

Всеобщее внимание привлекал город Вальдсгут, отстаивавший

право сохранить своего любимого проповедника - анабаптиста

Бальтазара Губмайера. Но Губмайер был не единственным анабап-

тистом, ведшим в то время пропаганду среди крестьян. Многие

анабаптисты, вдохновляемые Мюнцером и его сторонниками, в пос-

ледние месяцы распространяли идеи восстания среди кресть-

ян этой местности.

 

<СТАТЕЙНОЕ ПИСЬМО>

Большинство крестьянских руководителей в этом первом районе

восстания, в том числе и наиболее видный из них - Ганс Мюллер

из Бульгенбаха, были склонны к переговорам с господами и явля-

лись противниками революционной тактики. Однако пропаганда

связанных с Мюнцером анабаптистов стала организующим факто-

ром стихийно начавшихся здесь крестьянских волнений. Жалобы

крестьян и городских низов на своих господ объединялись этими

пропагандистами в общую программу борьбы угнетенного народа

против всех господ, за новый социальный порядок.

В кругах, близких к Мюнцеру, в конце 1524

или начале 1525 г. была составлена первая

программа революционного крестьянства -

<Статейное письмо> (Artikelbrief), послужившее введением ко всем

разнообразным требованиям и жалобам крестьянских общин.

 

<Так как до настоящего времени,- говорится в этом докумен-

те,- на бедных простых людей городов и деревень... налагались

большие тяготы со стороны духовных и светских господ и властей,

которых те и мизинцем не трогали, то из этого следует, что подоб-

ного бремени и отягощения невозможно ни переносить, ни терпеть,

если только простой бедный человек не хочет пустить совсем по

миру с нищенским посохом себя самого, свое потомство и потомство

своего потомства>. Объединившемуся народу, говорится далее, необходимо

<освободиться полностью>. Мирное решение этой задачи допуска-

лось бы только в том случае, если бы все объединились в целях

переустройства жизни на основе принципов <общей пользы>. В ус-

ловиях же существования указанных тягот дело не обойдется без

кровопролития.

Дальше говорится, что все те, кто уклонился и отказался всту-

пить в братское объединение и заботиться об <общей пользе>, дол-

жны быть поставлены вне общества. Те, которые не служат общей

пользе, сами не должны пользоваться услугами других членов обще-

ства. Их следует считать отрезанными и атрофированными члена-

ми, они должны быть подвергнуты <светскому отлучению>.

В силу этого все замки знати и все монастыри, являющиеся ис-

точником предательства и народного гнета, должны быть немедлен-

но объявлены в <светском отлучении>. Только там, где дворянство,

монахи или священники откажутся от особого положения, напра-

вятся в обыкновенные дома, как другие <чужие люди>, и захотят

вступить в братское объединение, они должны быть дружески и до-

бровольно приняты вместе со своим имуществом и получать все, что

полагается им по <божественному праву>.

Документ не содержит никаких конкретных предложений

и никакой просьбы об-

легчения тягот. Его составители заявляли о полном устранении

силами народа феодальных господ и полном упразднении зависи-

мости от них крестьян. Объединенный народ ликвидирует враже-

ские очаги и установит тот порядок, который он считает справедли-

вым, полагая, что и все прочие должны иметь то, что им принадле-

жит согласно <божественному праву>. В основу этой программы

положен принцип передачи власти народу, т. е. тот принцип, на ко-

тором настаивал Мюнцер.

В Южном Шварцвальде стихийно образовалось большое число

отрядов восставших крестьян. Господская партия (местные фео-

далы, верхушка городов и австрийские власти) стремилась внести

разложение в ряды восставших путем переговоров и словесных обе-*

щаний. Многие вожаки ^отрядов оказались столь наивными, что по-

верили господам. Однако революционные группы восставших отвер-

гали подобные попытки господ и призывали крестьянские массы

к борьбе. Эти группы не были объединены и неодинаково представ-

ляли себе цели борьбы, но следовали призывам <Статейного пись-

ма>, которое стало таким образом первой и самой революционной

программой Крестьянской войны.

 

РЕВОЛЮЦИОННЫЕ СОБЫТИЯ В ВЕРХНЕЙ ШВАБИИ

Революционная пропаганда распространялась

анабаптистами - учениками Мюнцера - и в

других. районах Южной и Западной Герма-

нии, прежде всего в Верхней Швабии, где

близ городов Ульма, Кемптена и у Боденско-

го озера образовались крупные крестьянские отряды. В этих отрядах

велась также пропаганда умеренности и мирной тактики, исходив-

шая от сторонников цюрихского реформатора Цвингли.

Пропагандисты обоих направлений призывали крестьян доби-

ваться <божественного права>, причем каждое из них понимало это

право по-своему: революционеры - как требование устранения всех

господ, а сторонники умеренной тактики - лишь как требование

смягчения существующих феодальных тягот и отмены крепостного

права. Зажиточные крестьяне и большинство руководителей

придерживались мирной тактики, масса же беднейшего кресть-

янства в отрядах жадно слушала проповеди сторонников Мюн-

цера.

 

В начале марта 1525 г. в городе Меммингене три главных отря-

да Верхней Швабии образовали <Христианское объединение>. Не-

смотря на достигнутое представителями отрядов соглашение об ус-

таве <Объединения>, вопрос о понимании <божественного права>

остался открытым. Умеренные руководители начали переговоры со

Швабским союзом и заключили перемирие, на которое господская

партия, занятая собиранием сил для разгрома крестьянских отря-

дов, смотрела как на средство выиграть время. Пока же крестьян-

ские массы, поощряемые революционной пропагандой в духе <Ста-

тейного письма>, разоряли замки и монастыри, вступали в контакт

с социальными низами городов.

В кругах руководителей объединенных отрядов Верхней Швабии

была составлена сводка крестьянских требований, обобщенных на

основе <божественного права> в его умеренной трактовке. Так воз-

никла ставшая знаменитой программа <12 статей>. Как во введе-

нии, так и в самих статьях говорится о мирных намерениях крестьян

и их стремлении не только к смягчению феодального гнета. Требуя

отмены малой десятины, статья 2 признает обоснованность большой

десятины при условии, что она будет использована на обществен-

ные нужды. Очень важными являются статьи 4, 5, 10, в которых

крестьяне требуют возвращения общинных угодий (леса, луга, рыб-

ные ловли и т. д.). Статьи эти доказывают, что экспроприация об-

щинных угодий шла в Германии в XV и XVI вв. полным ходом.

В статьях 6 и 7 крестьяне просят лишь облегчения многочисленных

поборов и барщины, но не их полного устранения. Более решитель-

но сформулирована статья 3 об отмене крепостного состояния кре-

стьян. Статья II требует безоговорочной отмены посмертного побора

(Todfall), происхождение которого связано с крепостным состоя-

нием.

<12 статей> получили большое распространение среди восстав-

ших крестьян, были напечатаны и сделались их официальной про-

граммой. Однако намерения составителей статей внести в среду

крестьян дух соглашательства с господами не увенчались успехом.

Крестьянские массы сочетали конкретные требования <12 статей>

с революционной тактикой <Статейного письма>. Таким образом^

<12 статей>, несмотря на их умеренный тон, получили значение про-

граммы антифеодальной борьбы.

Для настроения крестьянской массы характерны действия Лейп-

геймского отряда, расположившегося недалеко от города Ульма на

Дунае. Заняв все дороги, этот отряд расставил посты и вербовал

в свои ряды всех крестьян округи. Бойцы из Лейпгеймского отряда

не желали считаться с условиями заключенного руководителями

<Христианского объединения> перемирия с господами. 28 марта

1525 г. крестьяне из расположившегося близ города Бибераха лаге-

ря пришли в Гегбахский женский монастырь. Осмотрев монастыр-

ские запасы зерна, они заявили аббатиссе, ссылаясь на положения

Евангелия о равенстве всех людей, что излишки зерна надо не про-

давать, а раздавать нуждающимся, и тут же стали грузить зерно на

подводы и увозить. Этот эпизод показывает, как сильно зазвучало

крестьянское требование равенства.

В последние дни марта 1525 г. во время <перемирия> в Верхней

Швабии все замки и монастыри оставались под угрозой, а мно-

гие из них были вынуждены сдаться осаждавшим их крестья-

нам.

Нарастание революционного настроения наблюдалось и в горо-

дах. Правда, власти верхнешвабских городов были на стороне гос-

под. Однако по признанию самих властей <простой люд> городских

общин симпатизировал крестьянам и оказывал им помощь.^Руково-

дители Швабского союза выражали опасение, что дальнейшие успе-

хи революционных сил приведут к отпадению и средних слоев горо-

жан, что даже городские власти захотят использовать ситуацию в

своих интересах, а это означало бы начало распада самого Шваб-

ского союза и подрыв мощи всей княжеско-феодальной системы.

Убедившись в том, что дальнейшее развитие событий ведет к кон-

солидации сил крестьян и городских низов, руководители Швабско-

го союза нарушили перемирие и напали на крестьянские отряды

Верхней Швабии. Возглавлявший военные силы Швабского союза

Георг Трухзес рассчитывал внезапным нападением внести в ряды

крестьян раскол и подорвать силу их сопротивления.

Расчет Трухзеса оказался ошибочным. Возмущение крестьян,

вызванное этим вероломным актом, создало благоприятную почву

для революционной пропаганды и явилось предпосылкой нового об-

щего подъема массовых революционных действий, распространив-

шихся за пределы Верхней Швабии и Шварцвальда по всей Сред-

ней Германии. Отдельные отряды крестьян оказывали Трухзесу

ожесточенное сопротивление. В горных районах, недоступных для

рыцарской конницы, Трухзес вынужден был перейти к позицион-

ной войне. У городка Вейнгартен, севернее Боденского озера, Трух-

зес, зажатый крестьянскими отрядами, почувствовал, по его соб-

ственному выражению, близость военной катастрофы. Спасло его

лишь то, что ему удалось деморализовать крестьян переговорами

с отдельными вожаками отрядов и, действуя всюду шантажом

и предательством, внести раскол в ряды восставших. К концу ап-

реля 1525 г. основные силы верхнешвабских крестьян были раз-

биты, после чего Трухзес смог направить свои войска на север

в сторону Франконии и Средней Германии, где создавались

новые очаги движения.

 

ХОД СОБЫТИЙ В ЮЖНОЙ ФРАНКОНИИ

ГЕЙЛЬБРОННСКАЯ ПРОГРАММА

При изучении событий Крестьянской войны в

районах севернее Дуная следует отдельно

рассматривать район Южной Франконии и

Оденвальда между Верхним Дунаем и Май-

ном на обоих берегах реки Неккар с города-

ми Гейльбронном и Роттенбургом и район

Средней Германии, охватывающий франконские земли севернее

Майна и Тюрингию. В обоих районах не было очень крупных городов.

Аристократический патрициат не имел здесь такого влияния, как

в южных городах. Заметную роль играло в городах Франконии и

Тюрингии среднее бюргерство, стремившееся к более активному

участию в Крестьянской войне. Но как социальный состав, так и

тактика среднего бюргерства не были едиными. В нем различались

предпринимательские элементы - хозяева более крупных мастер-

ских, мануфактур, солеварен, страдавшие от препятствий, чинимых

их деятельности князьями и феодалами, но придерживавшиеся уме-

ренной тактики, мастера и торговцы, приближавшиеся по своему по-

ложению к плебсу и выступавшие на стороне крестьян^

Сторонники революционной тактики пользовались среди массы

восставших большим влиянием и составляли значительную силу в

крестьянских отрядах Франконии. Яков Рорбах, предводитель

крестьян Неккарской долины, яркий образец крестьянского револю-

ционера времен Великой Крестьянской войны, руководил решитель-

ными действиями по подавлению сопротивления франконских гос-

под. По приговору созданного им трибунала были подвергнуты по-

зорной казни - прогону сквозь пики - вюртембергский фогт граф

Людвиг Гельфенштейн, первым открывший военные действия про-

тив восставших, и 13 его сторонников. Весть об этой казни при

Вейнсберге быстро распространилась по всей стране и привела в

ужас господ. Многие феодалы из страха перед восставшими вынуж-

дены были давать крестьянским отрядам продовольствие и оружие.

Революционные действия крестьян против монастырей и замков

встречали сочувствие и поддержку не только городского плебса, но

и радикальной части бюргерства. В разгар борьбы против правя-

щей верхушки Гейльбронна демократические элементы города от-

крыли 17 апреля 1525 г. ворота крестьянам.

Одновременно - в марте и первой половине апреля 1525 г.-

в округе города Роттенбурга на Таубере действовал революционный

отряд восставших крестьян, названный <Четный.. отряд> .Во главе

его стоял флориан Гейер, рыцарь по происхождению. В молодости

Гейер находился под влиянием рыцарской оппозиции и Ульриха

фон Гуттена. Но в отличие от Гуттена он, разорившись, полностью

порвал со своим сословием. Политическая программа обреченного

низшего рыцарства не привлекала Флориана Гейера. Во время Кре-

стьянской войны он оказался среди восставшего народа и был одним

из смелых предводителей крестьян в районе между городами Рот-

тенбургом и Эрингеном.

Однако в дальнейшем в городах и в крестьянских лагерях Юж-

ной Франконии и Оденвальда одержали верх сторонники умеренной

тактики. Умеренные элементы бюргерства, объединившись здесь с

остатками разбитого рыцарства, пытались оживить движение за

старые бюргерские проекты имперской реформы и использовать

революционное движение крестьянства, подчинив его своим целям.

Эти деятели добились во второй половине апреля руководящей роли

в образовавшемся в Южной Франконии сводном крестьянском от-

ряде, получившем название <Светлый отряд>, в состав которого во-

шел и возглавлявшийся Флорианом Гейером <Черный отряд>. На-

чальником полевой канцелярии <Светлого отряда> стал Вендель

Гиплер. видный деятель умеренной бюргерской оппозиции. Мечтая

о буржуазном преобразовании Германии не путем союза с кресть-

янством и полного устранения феодального гнета, а путем сближе-

ния бюргерства с рыцарством и приспособления к интересам бюр-

герско-рыцарского союза крестьянского движения, Гиплер задался

целью ослабить антидворянскую направленность крестьянского дви-

жения и прежде всего прекратить нападения на замки и монастыри.

Гиплеру удалось добиться приглашения в качестве командующего

крестьянскими силами Франконии воинствующего франконского

рыцаря Геца фон Берлихингена, который поставил условием своего

согласия отказ от вражеских действий против замков и монасты-

рей. Противники этой тактики - Яков Рорбах и Флориан Гейер -

были отстранены от руководящей роли в <Светлом отряде> и вы-

нуждены вместе со своими сторонниками уйти из него.

С целью ослабить значение самостоятельной крестьянской анти-

феодальной программы Вендель Гиплер и его сторонники взялись

за исправление <12 статей>, изменив их так, что сами требования

стали менее определенными, а их выполнение откладывалось до про-

ведения имперской реформы. Гиплер и его приверженцы подгото-

вили свой проект политического переустройства Германии, который

они намеревались предложить крестьянским руководителям на на-

мечавшемся съезде делегатов крестьянских отрядов в Гейль-

бронне.

Согласно этому проекту, известному под названием <Гейль-

броннская программа>, все власти должны быть подчинены импера-

тору, а князья - превращены в должностных лиц империи. Пятый

пункт проекта требовал, чтобы духовенство было полностью лишено

власти в светских делах. Предусматривалось общеимперское законо-

дательство и выборный суд на основе сословного представительства,

в котором большинство мест принадлежало бы городам. Ряд пунк-

тов требовал единства монеты, мер и веса и отмены всех внутрен-

них таможенных пошлин. Проект запрещал деятельность крупных

торгово-ростовщических компаний и выдвигал требование изгнания

докторов римского права, находившихся на службе у князей и от-

стаивавших интересы своих суверенов. <Гейльброннская програм-

ма> допускала возможность выкупа крестьянами феодальных по-

винностей путем единовременной уплаты ежегодного взноса в два-

дцатикратном размере. Феодал ничего не терял: отдав сумму выку-

па в рост, он даже при 5% годовых получал бы тот же доход. Это

требование сводилось в конечном итоге к превращению части фео-

дальной собственности в буржуазную и удовлетворяло только самую

зажиточную верхушку крестьян.

Составители <Программы> старались сделать ее выгодной и ры-

царству, в интересах которого сохранялся сословный строй и про-

изводилась конфискация церковных имений. Ориентация авторов

<Программы> на союз с оппозиционным рыцарством видна также из

того, что такие важные для крестьянства пункты, как отмена кре-

постного состояния, свобода охоты и рыбной ловли и отмена по-

смертного побора, вошли не в ее основную часть, а в дополнитель-

ный документ и сопровождались уничтожающими их оговорками.

В целом <Гейльброннская программа>, предусматривавшая ряд

буржуазных преобразований и государственную централизацию,

являлась для того времени прогрессивным документом. Требования

этой программы, по выражению Ф. Энгельса, <воплотили в себе,

хотя и в несколько идеализированном виде, необходимые резуль-

таты происходившего разложения феодального общества> ^ О вдох-

новителе и главном авторе <Программы> Венделе Гиплере Ф. Эн-

гельс писал, что этот <представитель, так сказать, средней равно-

действующей всех прогрессивных элементов нации, пришел к пред-

чувствию современного буржуазного общества)) ^ Однако при оценке

этой программы необходимо иметь в виду, что она составлялась в те

дни, когда в Тюрингии и Северной Франконии революционное кре-

стьянское движение принимало широкий характер с тенденцией

вовлечь все силы, готовые вести решительную борьбу против фео-

далов и князей, что, однако, не входило в расчеты ВенделяГиплера

и его приверженцев.

Трухзес во главе войск Швабского союза прибыл во Франконию

в момент, когда Гиплер и его сторонники готовились созвать съезд

крестьянских делегатов для обсуждения проекта <Гейльброннской

программы>. Само собой разумеется, что двойственная тактика

бюргерских руководителей и командование Геца фон Берлихингена

могли привести крестьян только к поражению. Действуя теми же

методами переговоров, перемирия и вероломных нападений, Трух-

зес, использовавший к тому же предательскую тактику ряда город-

ских магистратов, смог и здесь расстроить ряды крестьянского вой-

ска и подавить их сопротивление.

12 мая 1525 г. во время перемирия войска Швабского союза

внезапно напали на крестьянские соединения в районе между ре-

кой Неккер и городом Бёблингеном. Несмотря на мужественное

сопротивление крестьяне были разбиты и обращены в бегство. По-

ражение под Бёблингеном получило решающее значение для судеб

восставших во всей Южной Франконии. Многие революционные

предводители вынуждены были бежать, а взятого в плен Якова

Рорбаха подвергнули жестокой казни - сожжению на медленном

огне. Дольше сопротивлялся Флориан Гейер, продолжавший сра-

жаться во главе собранных им остатков <Черного отряда> в восточ-

ной части долины Верхнего Неккара. В бою у Халля и Гайльдорфа

он был убит 9 июня 1525 г. Радикальные элементы бюргерства, при-

зывавшие к поддержке крестьян, в крупных городах были немного-

численны. Магистраты Вюрцбурга и других франконских городов

открывали ворота войскам Трухзеса, которые убивали всех находив-

шихся внутри городских стен крестьян.

 

КРЕСТЬЯНСКИЕ ВОЙНЫ В СРЕДНЕЙ ГЕРМАНИИ

Одновременно с описанными событиями в

Южной Франконии и Оденвальде крестьян-








Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 844;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.115 сек.