ЭПОХА РЕФОРМАЦИИ И ВЕЛИКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ 2 страница
новки. Вопрос об освобождении от папских претензий стал националь-
ной задачей немецкого народа. Требования церковной реформы содер-
жались в каждой из выдвигавшихся тогда программ политических
преобразований. Правда, каждая отдельная группировка понимала
реформу по-своему, вкладывая в нее особый,, смысл. Все же в Требо-
вании церковной реформы все разрозненные элементы общественной
оппозиции нашли на некоторое время свое общее выражение. Подъем
общественного движения бурно нарастал.
ГУМАНИЗМ В ГЕРМАНИИ
В идеологической подготовке общественного
подъема эпохи Реформации важное место при-
надлежит гуманистическому движению. Зарождавшиеся в немецких
городах буржуазные отношения создали благоприятные условия для
возникновения и развития новой идеологии. Уже около середины
XV в. в среде молодых магистров и слушателей немецких универ-
ситетов, к которым примыкали литераторы, проповедники, странст-
вующие поэты и другие образованные люди из разнообразных слоев
населения, возникали кружки для изучения произведений античных
авторов по примеру итальянских гуманистов эти кружки вступали
в борьбу' с церковно-богословским и схоластическим направлением,
господствовавшим в университетском преподавании. Новое направле-
ние мысли отстаивало самОстоятельный характер опытных наук по
отношению к богословию. В своих литературных произведениях более
радикальные немецкие "гуманисты, пропагандируя научное обо-
зрение и борьбу со схоластикой, затрагивали не только абстрактные
вопросы религии, философии и морали, но и вопросы, волновавшие
широкие оппозиционные круги, а именно: о национальном языке
немцев, о роли папского Рима и его агентуры в унижении Германии
и др. В произведениях гуманистической литературы конца XV и на-
чала XVI в. немало^обличительных страниц, насыщенных яркими
примерами, почерпнутыми из образцов народного творчества, из фоль-
клора, получившего в этих произведениях особое звучание.
. Пропаганду научных знаний, высоких моральных качеств и по-
ложительного отношения к радостям земной жизни, проникнутых
национальными мотивами обличения невежества и грубости богосло-
вов, монахов и церковников, мы находим уже у немецких гуманистов
второй половины XV в.-у Рудольфа А^рколы (1444-1485), у
Якова Вимпфелинт (1450-1526), у поэта^гуманиста Конрада Цель-
тиса лирические стихи которого проникнуты жизнера-
достным мироощущением, прославлением человеческой природы, сво-
боды человеческого духа и достижений культуры. Замечательным
произведением гуманистической литературы конца XV в. явился из-
данный в 1494 г. на немецком языке <Корабль дураков> (<Das Nar-
renschiff>). Эта сатира, написанная и иллюстрированная профессо-
ром Базельского университета Себастьяном Брантом (1457-1521),
построена в виде повествования о шумной толпе дураков, устрем-
ляющихся на корабль с целью отправиться в страну глупости Нар-
рагонию. В этой толпе собраны представители разных слоев герман-
ского общества - глупцы, создающие таким образом общую карти-
ну глупой жизни и порочного быта того времени. Сатира Бранта
содержала также нападки на рыцарей и знатных господ, которые
кичатся <благородством> своего происхождения, не обладая ни
доблестью, ни подлинным благородством души.
Вскоре после <Корабля дураков> Бранта появилась сатирическая
поэма <Рейнеке-Лис>, отражающая распространенные в народе про-
тест и возмущение актами феодального произвола, политическими не-
урядицами и господством грубой силы, характерными для политиче-
ской обстановки в Германии. Замечательный гуманист, профессор
поэзии Тюбингенского университета Генрих Бебель (1472-1518),
избрал жанр <фацетий> - коротких новелл, насыщенных фольклор-
ным материалом и остро обличительных по своему содержанию, в ко-
торых высмеивал нравы духовенства, схоластику и самую церковную
догматику. Среди фацетий Бебеля имеются и такие, которые навеяны
мотивами антифеодальной борьбы. В одной из них волк уверяет
крестьян, которые его преследуют за хищение овец из их стад, что
его преступления ничто по сравнению с хищническими действиями
феодалов и князей, отнимающих у крестьян не только плоды их полей
и стад, не только их добро, нажитое тяжелым трудом, но и их жен
и дочерей и даже жизнь.
В кругах немецких гуманистов в начале XVI в. большим автори-
тетом пользовались Эразм Роттердамский и Иоганн назван- Рейх-
лин, ные <двумя очами Германии>.
Эразм Роттердамский (1466-1536) - выходец из Голландии, свои
юные годы провел в монастыре, который ему удалось покинуть лишь
в 1493 г. Живя в Нидерландах, Франции, Англии, Италии и разных
городах Германии, Эразм с большим увлечением изучал произведения
итальянских гуманистов и античную литературу. Эразм Роттердам-
ский сам себя называл <гражданином Вселенной>. Однако в своей
литературной деятельности он был теснейшим образом связан с не-
мецкими гуманистами. В его творчестве нашли выражение характер-
ные особенности немецкого гуманизма, идеологии прогрессивных сло-
ев немецких городов.
Уже в ранних произведениях Эразма, в данной им трактовке идеи
свободы воли, в стимулировании волевой активности человека во всех
сферах жизни, получила свое особое выражение направленность
гуманистической мысли против теологического фатализма, подчерки-
валась роль человека, его разума и целенаправленной воли в форми-
ровании собственного характера его' индивидуальности в
процессе движения к высшему нравственному совершенству. Принци-
пы которого противопоставлялись порабощающей человеческий дух
идеологии средневекового католицизма. В сатирической литературе
XVI в. выдающееся место занимает произведение Эразма <Похваль-
ное слово Глупости>, опубликованное в 1509 г. В этой и в другой
сатире <Домашние беседы>, законченной в 1518 г., Эразм тонкой
иронией и остроумной, не всегда сразу уловимой насмешкой вскрывал
недостатки и пороки современного ему общества. Во всех областях
политической, культурной и церковной жизни он видел пошлость,
пустой формализм, бессмысленную догматику и прежде всего глу-
пость - отсутствие всякого разумного начала.
В сатире Эразма больше всего достается схоластической <науке>,
богословам и монахам. В несколько более сдержанном тоне он говорит
о пороках высшего католического клира - епископов, кардиналов и
пап. В разных произведениях Эразма, написанных до выступления
Лютера, указывается и на пороки социальных и политических по-
рядков современного ему общества, на бедственное и беспомощное
положение широких слоев народа, на политический произвол и тира-
нию королей, князей и феодалов. Резкой критике Эразма подвергались
войны его времени, которые велись в интересах правителей и воен-
ных клик, а народам приносили только огромные бедствия. Но Эразм
видел причины всех общественных пороков лишь в отсутствии пра-
вителей, способных организовать государство на разумной и спра-
ведливой основе.
Высмеивая внешнюю обрядовую сторону католической церкви,
феодальную идеологию и всю систему средневековых воззрений,
Эразм объективно отстаивал основы зародившихся буржуазных отно-
шений, но вместе с тем он отражал и характерную для его времени
незрелость оппозиционной мысли. При всем радикализме своей
сатиры Эразм старался сохранить принципы религиозно-церковного
мировоззрения, требовал подведения под христианскую религию ра-
ционалистической основы и решительно высказывался против всякого
реформационного переворота.
Другой крупный деятель гуманистической культуры в Германии
Иоганн Рейхлин (1455-1522) стремился примирить христианскую
мораль с гуманизмом и доказать, что христианская религия устанав-
ливает связь божественного с человеческим и тем самым признает
положительное значение земной жизни и находит божественное в
самом человеке. У Рейхлина <христианская идея> расплывалась в
широкое понятие человеческой культуры у разных народов и в раз-
ное время. Такое широкое понимание христианства не имело, по
существу, ничего общего с католической догматикой. В соответствии
с этим Рейхлин считал, что изучать сущность христианства следует
подвергая критическому анализу первоисточники, а не в духе церков-
ной догматической традиции.
Подобно Эразму Роттердамскому, Рейхлин старался избежать кон-
фликтов с католической церковью. До конца своих дней он оставался
противником реформации. Однако его борьба с обскурантами - с
реакционными католическими богословами - не ограничивалась об-
ластью абстрактной полемики. Уже на исходе первого десятилетия
XVI в. Рейхлину "пришлось вступить в открытую борьбу с самым
реакционным воинственным отрядом <обскурантов> - с кельнскими
теологами. На сторону Рейхлина стали все передовые умственные си-
лы тогдашней Германии и прежде всего радикальные кружки моло-
дых гуманистов, объявивших себя <рейхлинистами>. Самый предмет
борьбы был назван <делом Рейхлина>. Начало <дела Рейхлина> отно-
сится к 1509 г., когда кельнские теологи стали добиваться уничтоже-
ния еврейских религиозных книг, являющихся, по их словам, враж-
дебными христианству. Запрошенный по этому делу в качестве
эксперта Рейхлин высказался против огульного уничтожения еврей-
ских книг, часть которых он считал ценными источниками по изуче-
нию христианства. Этот спор вылился в страстную принципиальную
борьбу по вопросу о возможности или невозможности критической
трактовки религиозных догматов.
Наиболее решительную позицию в <деле Рейхлина> занял кружок
радикальных гуманистов при Эрфуртском университете, руководимый
Муцианом Руфом из Готы. Членами этого кружка были такие видные
гуманисты, как Ульрих фон Гуттен, Крот Рубиан и Эобан Гесс.
В 1515 г. кружок выпустил остроумно и талантливо составленную
сатиру <Письма темных людей>, разоблачавшую невежество и нрав-
ственное разложение кельнских теологов и их собратьев, высмеивав-
шую их бесконечные схоластические споры по пустякам, их <кухон-
ную> латынь и т. д. Одним из авторов анонимно выпущенных <Пи-
сем> был самый выдающийся член эрфуртского кружка Ульрих
фон Гуттен (1488-1523).
Гуттен родился в семье рыцаря. Отданный в монастырь, Гуттен
шестнадцати лет от роду бежал оттуда и, отвергнутый отцом, избрал
себе полную лишений жизнь странствующего поэта. Уже ранние про-
изведения отражают его глубокую преданность гуманистическим иде-
алам и резко отрицательное отношение к господствующим слоям тог-
дашней Германии.
В 1513 г., после посещения Италии, Гуттен начал литературную
борьбу против Рима, публикуя эпиграммы на папу Юлия II, в кото-
рых изобличал безнравственный образ жизни папы и высмеивал
индульгенции. Гуттен привез из Италии и опубликовал в Германии
сочинение итальянского гуманиста Лоренцо Баллы <О ложном и вы-
мышленном дарении Константина> - разоблачение фальшивки, яко-
бы выданной папе римским императором IV в. Константином, на ко-
торую опирались папы в своих притязаниях на подчинение им свет-
ской власти. Это произведение итальянского гуманиста рассматрива-
лось Гуттеном как важное орудие в политической борьбе против пап-
ского Рима.
В действительности политическая программа Гуттена не могла
стать популярной среди более или менее широких слоев немецкого
народа. В отличие от большинства гуманистов, выражавших настрое-
ния отдельных прослоек городской оппозиции, Гуттен был связан
с низшим, разоренным дворянством, с той его частью, которая, по
словам Энгельса, быстрыми шагами шла к своей гибели и видела
свое спасение в восстановлении старой империи^ Идеологи рыцарства^
становление империи приведет также и восстановлению былой поли-
тической роли этого социального слоя. Этот политический идеал
рыцарства несомненно был реакционным. Однако Гуттен, поддержи-
вая военные планы рыцарства, связывал их с победой патриотическо-
го движения в Германии над папским Римом и его агентурой и видел
залог этой победы в том, что успехи пропаганды гуманистических
риальному освобождению внутренних сил страны от римского
влияния.
Ульрих фон Гуттен представляется нам, таким образом, глубоко
противоречивой натурой. Мы наблюдаем у него сочетание реакцион-
ных политических планов с энергичной поддержкой умственного дви-
жения Германии. Впоследствии Гуттен стал яркой фигурой среди
борцов за Реформацию. Говоря о Гуттене и Зиккингене как о <дво-
рянских представителях революции>, Маркс писал, что <они в своем
воображении были революционерами>.
НЕМЕЦКАЯ РЕФОРМАЦИЯ
Особенности экономического, социального и по-
литического развития ряда германских земель,
переживаемая в начале XVI в. эра бурного
экономического и социального подъема в сочетании с особо неблаго-
приятной ситуацией политического развития и многообразие
разрозненных интересов, усиливавшаяся сеньориальная реакция, ут-
вердившаяся система политической раздробленности, особое положе-
ние в стране католической церкви было причиной того, что ре-
формация - событие, общее для многих европейских стран, - приняла
в Германии характер широкого общественного движения, стала пер-.
вой крупной борьбой против феодализма в Европе.
С началом реформационного движения было связано выступление
Лютера в октябре 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций.
Мартин Лютер (1483-1546) родился в городе Эйслебене (Саксо*
ния) - одном из крупных в то время центров медной промышленно-
сти. Его отец занимал видное место среди богатых владельцев плави-
лен и меднорудных разработок. В своей предпринимательской дея-
тельности этот слой бюргерства испытывал постоянные затруднения
и терпел ущерб от того, что управление горным делом находилось в
руках представителей княжеской власти, в пользу которой шла зна-
чительная доля добывавшихся металлов. Лютер вырос, таким обра-
зом, в среде недовольного своим положением бюргерства, в обстановке
нараставшей общей оппозиции к католическому духовенству. Восем-
надцати лет он поступил в Эрфуртский университет, близко позна-
комился с членами радикального кружка гуманистов и одно время
находился под их влиянием. Однако, окончив университет, Лютер по-
ступил в августинский монастырь, где окончательно сложилось его
мировоззрение.
Вопреки учению католической церкви, Лютер провозгласил, что
церковь и духовенство не являются посредником между человеком
и богом. Он объявил ложными претензии папской церкви на то, что
она может давать людям посредством таинств <отпущение грехов> и
<спасение души> в силу особых полномочий от бога, которыми она
якобы наделена. Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило,
что человек достигает <спасения души> (или <оправдания>) не через
церковь и ее обряды, а при помощи <веры>, даруемой ему непосред-
ственно богом. Тем самым отвергались претензии духовенства на гос-
подствующее положение в мире. Объявив <веру> человека единствен-
ным средством его общения с богом. Лютер вместе с тем утверждал,
что и мирская жизнь человека, и весь мирской порядок, который
обеспечивает возможность предаваться <вере>, составляет важный
момент христианской религии. Тем самым Лютер выразил общее
стремление бюргерства избавиться от политического и идеологическо-
го засилья папской церкви и придать значение и силу религиозного
авторитета светским учреждениям и светскому государству.
Отрицание Лютером доминирующей роли церкви и духовенства
выражалось и в его положении о том> что источником религиозной
истины является не <священное предание>, т. е. постановления церк-
ви и папские декреты, как утверждает католическое учение, а Свя-
щенное писание (канонические книги Ветхого и Нового завета).
Роль церкви и духовенства должна, по мнению Лютера, сводиться
только к разъяснению текстов Священного писания и склонению хри-
стиан к <вере>. Свободного толкования самими христианами текстов
Священного писания Лютер не допускал, так как он знал, что и рево-
люционные элементы оппозиции аргументируют свои положения эти-
ми текстами, толкуя их по-своему.
В лютеровском реформационном учении нашла свое выражение
классовая ограниченность немецкого бюргерства. Лютер не развивал
своего учения в том направлении, которое позволило бы делать вывод
о необходимости политических и социальных преобразований в обще-
стве. Усматривая значение светского государства в том, что оно уста-
навливает в мире необходимый для христианской жизни <порядок>,
Лютер утверждал, что эти функции выполняются государством в
любом его виде, что христианская внутренняя религиозность требует
твердо установленной системы общественных отношений без их изме-
нений по существу. Практически это означало, что правившие в Гер-
мании князья и феодалы рассматривались Лютером как необходимая
опора Реформации. Маркс обратил внимание на то, что провозглашен-
ная Лютером внутренняя религиозность так же предназначена для
порабощения человека, как и отвергнутая им внешняя религиозность
католической церкви. <Лютер, - писал Маркс, - победил рабство
по набожности только тем, что поставил на его место рабство
по убеждению. Он разбил веру в авторитет, восстановив авторитет
веры. Он превратил попов в мирян, превратив мирян в попов. Он осво-
бодил человека от внешней религиозности, сделав религиозность вну-
тренним миром человека. Он эмансипировал плоть от оков, наложив
оковы на сердце человека> ^
Консервативное большинство немецкого бюргерства, выступившее
в лице Лютера против католической церкви, не решилось заявить о
необходимости изменения общественных отношений. Однако в напря-
женной обстановке Германии тезисы Лютера оказали, по словам
Энгельса, воспламеняющее действие, подобное удару молнии в бочку
пороха. Вокруг них объединились все <многообразные взаимно пере-
крещивающиеся стремления> разных слоев оппозиции. Каждая груп-
пировка вкладывала в тезисы Лютера свои социальные требования^
а не то, что имел в виду их автор. Что же касается народных масс,
то они вообще не вникали в схоластические тонкости лютеровских
ограничительных рассуждений богословского характера. Реформация
воспринималась ими как требование не только церковных преобразо-
ваний, но и социального освобождения.
Сам Лютер не остался в стороне от поднявшейся бури всеобщего
движения. Только опираясь на это движение, он мог занять твердую
позицию против римской курии, которая хотела с ним быстро покон-
чить. Лютер отказался явиться в Рим на допрос и суд, а попытки
папского легата кардинала Каэтана добиться от духовных и светских
властей ареста Лютера потерпели в обстановке роста общественного
движения Германии полную неудачу. На состоявшемся летом 1519 г.
в Лейпциге диспуте между Лютером и воинствующим папистом,,
профессором богословия Экком Лютер в ответ на обвинение его в
гуситской <ереси> смело заявил, что в учении Гуса имелись истинно
христианские положения и что осуждение Гуса Констанцским собо-
ром и его сожжение не могут быть признаны правильными. Это был
уже полный разрыв со всей католической традицией.
В своих полемических произведениях 1520 г. Лютер призывал
<против неистового бешенства> приверженцев папского Рима действо-
вать не только словом, но и оружием. <Если, - писал он, - мы веша-
ем воров, казним разбойников, сжигаем фанатиков, то почему не
броситься с оружием в руках на этих главарей разврата, на этих
кардиналов, пап и на всю свору римского Содома>.
21 сентября 1520 г. была опубликована папская булла об отлуче-
нии Лютера от церкви. Лютер ответил на нее рядом резких статей,
а 10 декабря сжег буллу во дворе Виттенбергского университета в
присутствии студентов. Решительная позиция, занятая Лютером в
борьбе с папским Римом, поставила его в первые годы Реформации в
центр всего общенародного движения против католического духовен-
ства, которое имело большое политическое значение. Это движение,
выражая стремление всех прогрессивных слоев немецкого народа к
избавлению своей страны от влияния чужеземных сил, было, по су-
ществу, движением против политической раздробленности.
В 1520 и в начале 1521 г. имя Лютера сдела-
лось настолько популярным в разных слоях
немецкого народа, что папский представитель
вынужден был признать в своем донесении в Рим: <Девять десятых
Германии кричат <Лютер!>; остальная десятая- по меньшей мере-
<Смерть римскому двору!> Однако тогда же стал выявляться разно-
родный характер тех требований, которые связывали с лютеровской
Реформацией разные слои оппозиции. На Лютера ссылались многие
народные проповедники, выдвигавшие далеко идущие требования о
преобразовании общественного строя. Большие надежды стали возла-
гать на Лютера деятели рыцарской оппозиции. Идеолог этой оппози-
ции - выдающийся гуманист фон Гуттен, вначале равнодушный к
религиозным спорам, и военный руководитель рыцарства Франц
фон Зиккинген приветствовали Лютера как соратника в общей борьбе
за освобождение Германии от влияния и засилья папского Рима,
призывая его присоединиться к готовившемуся рыцарскому восста-
нию. Гуттен написал тогда ряд диалогов: <Лихорадка 1>, <Лихорад-
ка II>, <Вадиск или Римская троица> и др., - в которых он энергично
разоблачал порочную, паразитическую жизнь папского окружения и
всей католической иерархии. Национальными мотивами проникнуты
диалоги Гуттена и особенно его поэма <Жалоба и предостережение>.
Гуттен считал, что рыцари призваны играть ведущую роль в освобо-
дительной войне немецкого народа и стремился убедить всех немцев
довериться рыцарству. Задачи поднятого Реформацией движения Гут-
тен видел в том, чтобы подготовить весь немецкий народ к такой вой-
не, которая приведет к возвышению рыцарства и превращению его в
господствующую политическую силу в освобожденной от римского
засилья империи.
Ближайшие годы показали, что эти мечты идеологов рыцарства
обречены на провал. В поднятом в 1522 г. под руководством Зиккин-
гена восстании против трирского архиепископа рыцари оказались изо-
лированными. Не только крестьяне, но и горожане остались к ним
равнодушными. Перешедшие в наступление князья разрушили замок
Зиккенгена. Сам он был смертельно ранен. Участвовавший в органи-
зации восстания Гуттен бежал в Швейцарию, где вскоре умер. Ры-
царское восстание потерпело полное поражение.
Причина краха рыцарского восстания 1522 г. заключалась в по-
литической беспочвенности попытки превращения Германии с ее
богатыми и могущественными городами в крепостническую империю.
Результатом провала рыцарей, присоединиться к которым Лютер от-
казался, был уход оппозиционной их части из лагеря Реформации, что
положило начало распаду всего лагеря.
В 1521 г. Лютер продолжал бороться за Реформацию со всей не-
примиримостью. В этом году ему пришлось столкнуться с император-
ской властью. Император Священной Римской империи Карл V,
являвшийся также королем Испании и ее обширных владений в Но-
вом Свете, стремился превратить империю во всемирную католиче-
скую монархию Габсбургов. В Реформации Карл V усматривал опас-
ное для его планов движение.^1а Вормсском рейхстаге 1521 г., на
котором присутствовал император, вызванному туда Лютеру было
предъявлено категорическое требование отречься от своего учения.
Но Лютер' занял твердую позицию и решительно заявил: <На этом я
стою и не могу иначе!> Весьма характерно, что в этой своей твердой
позиции Лютер стремился опереться уже не на широкое народное
движение, а на группу светских князей, возглавлявшуюся саксонским
курфюрстом Фридрихом. Фридрих выступал против великодержавных
политических планов императора и видел в лютеровской Реформации
важное орудие против императорской политики создания единой ка-
толической монархии. На Вормсском рейхстаге был издан император-
ский эдикт, предписывающий арестовать Лютера, предать огню все
его произведения и конфисковать имения его сторонников. От дейст-
вий грозного Вормсского эдикта Лютера спас Фридрих Саксонский,
укрывший его в замке Вартбург близ Эйзенаха.
С этого времени все больше и больше выявлялось стремление
Лютера связать судьбу Реформации с интересами князей. По мере
того как стали обнаруживаться расхождения разных примкнувших
к Реформации классов, Лютер, отражавший настроения консерва-
тивной части бюргерства, не мог уже оставаться центральной фигурой
всеобщего народного подъема. Среди более активных и радикальных
слоев бюргерства нарастало недовольство стремлением Лютера огра-
ничить Реформацию лишь областью религиозного учения и держаться
в стороне от политической борьбы.
Во время пребывания Лютера в Вартбурге реформационное дви-
жение в Саксонии оказалось под влиянием более радикальных дея-
телей-профессора Виттенбергского университета Андреаса Карл-
штадта, бывшего монаха Габриэля Цвиллинга и других, которые
произвели^ полный переворот в церкви и в положении духовенства.
Из церквей стали удалять алтари, иконы и освященный елей. Испол-
нение католической обедни было объявлено идолопоклонством. Карл-
штадт и Цвиллинг выступали с требованиями упразднения землевла-
дения духовенства и его привилегированного положения вообще.
В выступлениях Карлштадта восхвалялись трудолюбие и предприим-
чивость. Проповедуя активность в светских делах, Карлштадт гово-
рил: <Никто не может быть уверен в спасенье души, если он не за-
рабатывает свой хлеб трудом своих рук>. Католические деятели жа-
ловались, что под влиянием проповеди Карлштадта молодые люди
покидали школы и отправлялись на горные промыслы.
В проповеди и деятельности Карлштадта, Цвиллинга и других
виттенбержцев нашло свое отражение выступление на арену нового,
более радикального слоя бюргерства, который не удовлетворялся абст-
рактной Реформацией Лютера и желал ее распространения на область
светской жизни. Проявлением этой же тенденции в более радикаль-
ных кругах немецкого бюргерства было распространение в богатых
южных и западных городах учения швейцарского реформатора Уль-
риха Цвингли из Цюриха, который выступал против княжеского
деспотизма и требовал республиканского строя и политической авто-
номии для религиозных общин (см. гл. 26).
Настоящим же показателем раскола общего
лагеря Реформации являлось определившееся и
оформившееся в эти годы народное напра^-
вление, стремившееся к социальному переворо-
ту. Еще раньше среди крестьянских и плебейских масс вели пропаган-
ду представители народных <еретических> сект, для которых толко-
вание Священного писания являлось средством выражения социаль-
ного протеста. Но дальше проповеди ухода от <греховного> мира в
замкнутую секту и ожидания, что социальный переворот будет совер-
шен богом, проповедники-сектанты обычно не шли. Теперь же в на-
пряженной обстановке нараставшей антифеодальной борьбы народ-
ных масс и общественного подъема, вызванного реформационным
движением пропаганда пассивного ожидания сменилась призывами
Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 693;