ФЕОДАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ В ЕВРОПЕ

 

Несмотря на то что феодализму в Европе фео-

дальная реакция еще представляла собой

большую силу и феодальный строй не изжил себя. После первых

поражений, понесенных от буржуазной реформации и крестьянско-

плебейских восстаний, феодальная реакция с 40-х годов XVI в. пе-

решла в наступление в разных направлениях. Класс феодалов в

целом, политическая надстройка в лице абсолютной монархии, ук-

репившие ценой взаимных уступок союз с католической церковью,

повели натиск на экономический и правовой статус эксплуатируе-

мых классов и сословий, а также против всех прогрессивных форм

идеологии. В ряде случаев абсолютные монархии использовали от-

дельные стороны реформационного учения для проведения <коро-

левской реформации> в целях собственного укрепления (галликан-

ская реформа церкви во Франции, акт о суперматии королевской

власти над церковью, секуляризация и создание так называемой

епископальной церкви в Англии). Реакционно-сепаратистские кру-

ги дворянства также сумели использовать специфические черты

лютеранства и кальвинизма в своих эгоистических интересах.

С другой стороны, католическая церковь, реорганизовавшись, пове-

ла ожесточенное наступление против реформации повсюду, где

последняя получила распространение или добилась успеха. Эта по-

литика католической церкви, получившая название контрреформа-

ции, нашла наиболее яркое воплощение в деятельности вновь создан-

ного Ордена иезуитов и в мероприятияхпапства по осуществлению

решений Тридентского собора.

 

Орден иезуитов

Основателем Ордена иезуитов (<Общества

Иисуса>) был испанский дворянин среднего

достатка Игнатий Лойола (1491-1556^ ^Лишившись из-за тяжелого

ранения возможности продолжать военную службу, этот католиче-

ский фанатик и реакционер решил посвятить себя <служению Иису-

су> и борьбе церкви. После многолетнего изучения богословия

сначала в Саламанкском университете, а затем в Сорбонне Лойола

написал книгу под названием <Духовные упражнения>, в которой

излагались организационно-программные принципы <Общества

Иисуса>. Деятельность этого общества началась практически с

1534 г., хотя официально Орден иезуитов был учрежден в 1540 г.

и с тех пор неизменно поддерживал тесную связь с папством.

 

Лойола был первым руководителем (генералом) ордена и созда-

телем его устава. Формально высшим органом власти у иезуитов

считалась генеральная конгрегация, состоявшая из высших санов-

ников ордена, практически вся власть сосредоточивалась в руках

генерала, при котором имелся совет из нескольких человек ^совещатель-

ными правами. Иезуиты весь мир разделили на особые, районы

(провинции), включавшие обычно несколько стран. Эти провинции

возглавляли иезуитские провинциалы, имевшие при себе также со-

вещательные коллегии. Члены ордена, хотя они и давали, как все

монахи, обет послушапия, целомудрия и нестяжательства, жили не

в тиши монастырских обителей, а в миру. Их главной обязанно-

стью было находиться в центре общественной жизни и оказывать

на нее такое влияние, какого требовали интересы католической

церкви и указания руководителей ордена. Подчиненный <должен

предоставить провидению, в лице своих начальников, так управлять

собой, как если бы он был трупом>,- таково было основное требо-

вание, предъявлявшееся к каждому иезуиту.

 

^Главными направлениями деятельности иезуитов были: воспи-^

тание подрастающего поколения в духе ортодоксального католициз-

ма; проникновение во все слои общества и преимущественно в пра-

вящие его сферы с целью их подчинения воле и целям ордена и

католической, церкви; осуществление планов папской политики;

борьба с ересями и распространение католицизма. В дальнейшем

одной из основных целей иезуитов стало обеспечение материального

преуспевания ордена. Фанатичные, обладавшие змеиной изворотли-

востью иезуиты проникали в великосветские салоны, во дворцы

коронованных особ, потакали их слабостям и порокам и, опутав их

сетью интриг, подчинив своей воле, превращали в послушных- ис-

полнителей политики ордена и папства, не останавливаясь перед

любыми провинциями и преступлениями. Для иезуита не сущест-

вовало никаких моральных преград, когда дело касалось интересов

ордена или выполнения приказа.Он не должен был останав-

ливаться даже перед совершением <смертного греха>, если того

требовал начальник. Хитросплетениями софизмов и формальнологи-

ческих словесных комбинаций он должен был уметь оправдать лю-

бой, самый отвратительный и аморальный поступок, если конечный

его результат соответствовал интересам ордена. Хорошо поставлен-

ные иезуитские школы, исповедь, ухаживание за больными - все

преследовало цели <уловления душ>. Ничем не гнушались иезуиты,

чтобы использовать набожность, пороки или невежество своих

<агнцев> ради овладения их имуществом.

Одновременно иезуиты проникали в самую толщу обездоленных

и угнетенных, выслеживали и выдавали инквизиции

еретиков и бунтовщиков>. Они убеждали бедный люд в божествен-

ной предустановленности существующих порядков, в необходимости

смирения и покорности, в <тщете и суетности> суете мирского.

Их миссионеры энергично действовали в колониях, порабощенных

европейскими завоевателями, и, любыми методами распространяя

там христианство, освящали ^словом божиим> рабство _и свирепое

уничтожение аборигенов. За допускавшиеся злоупотреб-

ления, а то и преступления иезуитов нередко изгоняли не только

из отдельных городов, но и стран. Однако они продолжали разви-

вать свою активность.

Деятельность иезуитов продолжается и по сей день. Они имеют

в своем распоряжении целую сеть школ в разных странах, в том

числе в Америке. Как правило, в этих школах хорошо по-

ставлена педагогичесая система и работают весьма квалифициро-

ванные учителя, привлекаемые высокой оплатой.

Энергично работают иезуиты и в католических университетах,

существующих во многих странах Европы, уделяя особое внимание

теологическим факультетам. Все это делается в целях сохранения

и распространения католицизма и <улавливания душ>.

 

Тридентский собор

Успехи реформации показали необходимость

проведения некоторых реформ и внутренних

изменений в самой католической церкви сверху, без чего она не

могла сохранить свою былую роль в христианском мире. Вместе

с тем папская курия опасалась, что всякая более или менее сущест-

венная перестройка католической церкви может привести к торже-

ству реформационных идей, особенно в тех условиях, когда некото-

рые крупные князья церкви, епископы и аббаты склонны были при-

знать отдельные догматы реформации, а то и вовсе принять ее,

секуляризовать свои владения и превратиться в светских владете-

лей. В этих условиях церковные власти провели только некоторые

половинчатые меры. Папство стало решительно пресекать наруше-

ния духовенством ритуала богослужения.

Были открыты новые факультеты университе-

тов и церковные школы. В Риме создали центральный инквизици-

онный трибунал, главное значение уделялось борьбе с ересями. Застенки

инквизиции пополнились тысячами жертв, которые подвергались

чудовищным пыткам с целью вынудить <признание> в ереси или

отречение от нее. Был заведен <индекс запрещенных книг>, куда

и по сей день заносятся папством все книги прогрессивных и ате-

истически мыслящих авторов.

Большую роль в этих реакционных мероприятиях католической

церкви сыграл Тридентский собор (церковный собор в городе Три-

денте, или по-итальянски Тренто), заседавший с перерывами с 1555

по 1563 г. Решающей была его последняя, третья сессия (1562-

1563), на которой перевес оказался на стороне приехавших из Ита-

лии наиболее реакционных прелатов и иезуитов, получивших про-

звище <ультрамонтан> (<загорных>). Под их влиянием собор отверг

все попытки отдельных его участников внести какие-либо сущест-

венные изменения в догматы и организацию католической церкви.

Все сочинения протестантов и их учения были преданы анафеме.

Иезуиты яростно отстаивали принцип верховенства папы над епис-

копами, церковным собором, светскими властями и положение о

<непогрешимости> папы, когда он с <кафедры> дает толкование

вопросам веры. Однако догмат этот официально был принят лишь

тремя веками позже, на Ватиканском соборе 1869-1870 гг., также

под давлением иезуитов. Теократические притязания ультрамонтан

заходили так далеко, что даже католические государи отвергли

догмат о верховенстве папы по отношению к светским властям.

Значение Тридентского собора для последующей деятельности

католической церкви было очень велико. Опираясь на его решения,

папство укрепило все звенья церковной организации, преодолело

догматические разногласия внутри католического духовенства, усо-

вершенствовало методы пропаганды католицизма в тех странах, где

в первой половине XVI в. одержала успехи реформация, организо-

вало широкую миссионерскую деятельность в колониях.

 

Глава 27








Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 806;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.024 сек.