Научная теория в контексте творчества
Предыдущее содержание курса показывает, что научное знание представляется сложной и иерархической системой, позволяющей использовать научные теории как важный инструмент научного освоения мира.
Основной вывод этого аналитического осмысления состоит в том, что творчество в рамках теории связано с многочисленными видами деятельности по созданию, преобразованию и применению её различных составляющих, по установлению и нетривиальному использованию их свойств и взаимосвязей. Добавим к этому, что реализация такой деятельности невозможна рутинными, раз установленными правилами, а требует выдвижения и проверку гипотез, использование догадок, озарений, прозрений, опоры на интуицию, предшествующий опыт: «И опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг».
Взаимосвязь теории и творческих процессов в уже созданных и использующихся теориях затушёвывается рядом обстоятельств:
1) Отождествлением теории лишь с дедуктивной частью, сведением содержания деятельности учёного к выводу логических следствий из привлекаемых в качестве истинных аксиом данной теории;
2) Рассмотрением научной теории как системы установления истин и строгих правил (методов) получения новых истин (как дедуктивного, так и индуктивного характера) из старых;
3) Имплантацией (введением, освоением) исходных истин (из которых делаются выводы) из научной теории, построенной до появления новой.
Последний пункт как раз и свидетельствует об исключении из состава теории творческих (проблемных, оценочных, парадигмальных и др.) составляющих и превращении деятельности учёного в рамках такой теории в действия рутинного, автоматического характера.
Фактически творчество сопровождает теорию не только при рождении, но и на любых этапах её жизненного цикла. Интересен в этом смысле пример трансформации знаний о природе света и его цветах. По Аристотелю цвета света объясняются различным смешением света и темноты в разных пропорциях, по Декарту – наличием существования трёх родов материи (продолговатых и круглых частиц с двумя видами движения – поступательного и вращательного). Ещё через некоторое время размышления по этому поводу привели И. Ньютона к мысли о сложном составе света, состоящем из лучей с разной преломляемостью, и созданию им теории хроматической абберации. Цвет оказался физическим свойством. Сейчас установлено, что сами составляющие белого цвета, имеющие описанные отличия, вызваны различной длиной волн его составляющих.
Даже в такой формальной науке, как математика, первостепенное значение имеют догадки, озарения. Если бы это было не так, то в науке не осталось бы места творчеству, т.к. она строится на основании математических формализмов, непонятных абстракций. В такой деятельности нет места творчеству. Такое отношение к творчеству учёных объясняется тем, что оно отличается от творчества в искусстве. Даже уже тем, что оно требует знания сложных и точных формальных требований, а в экспериментальных областях ещё и очень непростых (сложнейших) приборов и установок.
Сказанное относится к такому объекту методологического анализа, как теория. Она требует поиска и использования выразительных средств, с помощью которых можно описывать различные стороны научных теорий, творческого характера. Изложенные взгляды в лекциях на системы научного знания позволяют достичь этого.
Дата добавления: 2015-11-12; просмотров: 595;