Апперцепция как механизм творчества.

 

Опираясь именно на психофизические исследования Фехнера, Вильгельм Вундт (1832-1920) разработал свой план экспериментальной психологии. Виль­гельм Вундт, к 19 годам окончив школу, был уже готов к поступлению в университет.

Вундт решил стать врачом, что давало ему возможность зарабаты­вать на жизнь и одновременно заниматься наукой. Медицине он обу­чался в университете в Тюбингене, а затем в Гейдельберге. Он изучал анатомию, физиологию, физику, медицину и химию. Однако спустя неко­торое время Вундт пришел к выводу, что практическая медицина — не его призвание, и полностью посвятил себя изучению физиологии.

Проучившись всего семестр в Берлинском университете, где в то время работал великий физиолог Иоганнес Мюллер, Вундт возвращается в Гейдельберг. Здесь в 1855 году он получает докторскую степень, и с 1857 по 1864 годы читает лекции и работает лаборантом у Германа фон Гельмгольца. Но в конце концов Вундту наскучило быть лектором, и он отказался от этой работы. В том же 1864 году он получил должность адъюнкт-профессора и остался в Гейдельберге еще на 10 лет.

В ходе занятий физиологией Вундт задумывается о психологии как самостоятельной экспериментальной науке. Свои идеи он предста­вил в книге «К теории чувственного восприятия», которая частями публиковалась с 1858 по 1862 год. В этом сочинении Вундт описывает эксперименты, которые он ставил в домашней, довольно плохо оборудованной, лаборатории, и излагает свое видение методов новой психологии. Здесь же он впервые вводит понятие экспериментальная психология. Наряду с «Элемента­ми психофизики» (1860 г.) Фехнера, об этой книге Вундта часто гово­рят, что она знаменует собой формальное начало новой науки.

Работа Вундта «Лекции о душе человека и животных» относится к 1863 году. О важности этого труда говорит его переиздание (исправленное) почти через 30 лет после первой публикации и выход многочисленных репринтных изда­ний вплоть до кончины Вундта в 1920 году. В этом сочинении среди прочих Вундт затрагивает проблему измерения времени реакции и рас­сматривает вопросы психофизики, которые на протяжении многих лет занимали умы экспериментальных психологов.

Начиная с 1867 года, Вундт читает в Гейдельбергском университе­те первый и единственный в мире на то время курс лекций по физио­логической психологии. Эти лекции «вылились» в одну из самых значи­тельных его книг «Основы физиологической психологии», которая была опубликована в двух частях в 1873 и 1874 годах. Под редакцией самого Вундта работа переиздавалась 6 раз в течение 37 лет. Этот признанный шедевр Вундта заложил фундамент психологии как самостоятельной экспериментальной науки с собственным кругом про­блем и методами исследования.

Долгие годы «Основы физиологической психологии» служили для психологов-экспериментаторов энциклопедией и свидетельством про­гресса новой психологической науки. В предисловии к этой книге Вундт так сформулировал свою цель: «выделить новую область познания». Термин «физиологическая психология» может быть неправильно понят. В Германии во времена Вундта слово «физиологический» использова­лось как синоним слова «экспериментальный». Таким образом, Вундт писал не о той физиологической психологии, какую мы знаем сейчас, а о психологии экспериментальной.

В 1875 году Вундт становится профессором философии в Лейпцигском университете; с этого момента начинается самый продолжи­тельный и важный период его поразительной научной карьеры. В этом университете он проработал 45 лет. Уже в начале своей деятельности он создает в Лейпциге лабораторию, а в 1881 году основывает журнал «Философские учения», официальный печатный орган своей лаборато­рии и новой науки. Вундт намеревался назвать новое издание «Психо­логические учения», но передумал, поскольку в то время уже существо­вал журнал с таким названием (хотя в нем затрагивались не научные, а оккультные и спиритуалистические вопросы). Все же в 1906 году Вундт переименовал свой журнал в «Психологические учения». Перед психо­логией открывалась широкая дорога.

Широкая известность имени Вундта и его лаборатории привлек­ла в Лейпциг огромное количество жаждавших с ним работать сту­дентов. В их числе было несколько молодых людей, которые позже внесли существенный вклад в развитие психологической науки, среди них американцы, основавшие по возвращении в Соединенные Штаты собственные лаборатории. Таким образом лейпцигская лаборатория оказала огромное влияние на развитие современной психологии — она служила образцом для создания новых экспериментальных центров.

Исследования опыта сознания. Психология Вундта основывалась на экспериментальных методах естественных наук — в основном, на методах физиологии. Вундт при­способил эти научные методы к новой психологии и проводил исследо­вания точно так же, как это делал любой естествоиспытатель. Предметом изучения Вундта, если выразить это одним словом, было сознание. В системе ученого нашли отражение все теории эмпирицизма и ассоциационизма, получившие развитие в XIX веке. Вундт считал, что сознание — явление сложносоставное, и для его изучения лучше всего подходит метод анализа или редукционизма. Он писал: «Первым шагом в изучении какого-либо явления должно быть полное описание... его составляющих элементов».

На этом, однако, сходство между эмпирицистами, ассоцианистами и Вундтом заканчивается. Вундт был не согласен с идеей статичности элементов сознания — так называемых атомов мозга — которые пассивно, в результате некоего механического процесса, соединяются друг с другом. Он считал, что сознание играет гораздо более активную роль в организации собственной структуры. А значит, изучение только составляющих, только содержания сознания или его структуры — лишь начало в понимании психологических процессов.

Поскольку главное внимание Вундт сосредоточил на способности мозга к самоорганизации, он назвал свою систему волюнтаризм. Другими словами, волюнтаризм объясняет то, как сила воли делает мышление высокоорганизованным. Вундт делал упор не на самих элементах, как английские эмпирицисты и ассоцианисты (а позднее и Титченер), а на процессе их активной организации или синтеза.

Психология Вундта — наука об опыте сознания, следовательно, метод психологии должен включать наблюдение за собственным созна­нием. И человек способен проводить такие наблюдения, он может вос­пользоваться методом интроспекции — проверки состояния собствен­ного мышления. У Вундта этот метод получил название внутренняя перцепция. Понятие интроспекция — вовсе не открытие Вундта; его появление связывают с именем Сократа. Вклад Вундта заключается в проведении экспериментов и использовании в них строгих научных методов.

Метод интроспекции был позаимствован психологами из физики, в которой он применялся для исследований света и звука, а также из физиологии, где он использовался для изучения органов чувств. Так, для того, чтобы получить сведения об органах чувств, исследователь использовал какой-либо раздражитель, а затем просил испытуемого описать полученные ощущения.

Опосредованный опыт — обеспечивает информацией или знанием, которые не являются составляющими непосредственного переживания.

Непосредственный опыт - опыт, который очищен от всякого рода интерпретаций.

Интроспекция —проверка состояния собственного мышления.

Чувства — еще одна форма первичного опыта. Вундт утверждал, что ощущения и чувства возникают одновременно в процессе одного и того же непосредственного опыта. Чувства непременно следуют за ощущениями, любым ощущениям соответствуют определенные чувства. В результате соединения ощущений возникает новое качество или но­вое чувство.

В процессе проведения сеансов самоанализа Вундт разработал трехмерную модель чувств. После ряда экспериментов с метроно­мом (устройство, отмечающее ударами короткие промежутки време­ни) Вундт отметил, что одни ритмические композиции он предпочита­ет другим. Ученый пришел к выводу, что в определенные моменты эксперимента у него возникало субъективное чувство удовольствия или дискомфорта (заметим, что такое субъективное чувство появля­лось одновременно с физическими ощущениями, которыми сопровож­даются удары). Затем он высказал предположение, что любое состо­яние чувств всегда находится в диапазоне между удовольствием и дискомфортом.

Во время опытов с метрономом Вундт выявил еще один вид чувств. Он заметил, что, пока он ждет следующего удара метронома, у него возникает чувство легкого напряжения, а после того, как удар прозвучал, — расслабления. Из этого он сделал вывод, что, помимо континуума удовольствие—дискомфорт, его чувства имеют еще одно измерение: напряжение—расслабление.

Постоянно и терпеливо изменяя ритм метронома, занимаясь само­анализом и исследуя свой непосредственно осознаваемый опыт (чув­ства и ощущения), Вундт пришел к идее трех разнонаправленных изме­рений чувств: удовольствие—дискомфорт, напряжение—расслабление, подъем—угасание. Любое чувство располагается в некоем диапазоне внутри определенного таким образом трехмерного пространства.

Трехмерная теория чувств Вундта построена на основе трех измерений: удовольствие— дискомфорт, напряжение— расслабление, подъем ( чувств ) — угасание.

Вундт полагал, что эмоции представляют собой сложное соединение элементарных чувств, которые, в свою очередь, могут быть без труда измерены при помощи трехмерной теории. Таким образом, Вундт свел эмоции к элементам мышления. Появление трехмерной теории чувств способствовало активизации исследований в научных лабораториях Лейпцига (и не только), но испытания временем она на выдержала.

Организация элементов сознательного опыта. Вундт, как известно, основывал свои исследования на элементах сознательного опыта. И, тем не менее, он признавал, что наше видение, если мы смотрим на реально существующий объект, есть результат един­ства ощущений. К примеру, дерево — это именно дерево, а не отдель­ные ощущения степени его освещенности, цвета или формы, как это получается в результате лабораторных экспериментов. Визуально че­ловек способен оценить дерево как целое, а не как некую сумму отдель­ных ощущений и чувств.

Так как же из отдельных составляющих сознания возникает еди­ный опыт? Для объяснения этого явления Вундт предложил теорию апперцепции. Он назвал процесс организации базовых элементов в единое целое творческим синтезом (по-другому, принципом психи­ческих составляющих); в результате такого процесса из комбинации элементов возникает новое качество.

«Характеристики любого сложного психического явления не сво­дятся к сумме характеристик его составляющих».

Из синтеза элементов опыта всегда возникает нечто новое. Представители гештальт-психологии в 1912 году официально заявили, что целое не сводится к сумме его частей. Понятие, аналогичное творческому синтезу, используется и в химии. В результате соединения химических элементов появляется сложная структура, имеющая такие свойства, которых не было у исходных эле­ментов. Таким образом, апперцепция — это процесс активный. Наше сознание действует не просто в соответствии с теми ощущениями и чувствами, которые мы переживаем; оно действует творчески, составляя из этих элементов целое. Итак, Вундт — в отличие от.большинства британских ученых, представителей эмпирической и ассоциативной пси­хологии — не рассматривал процесс связи психических элементов как пассивный и чисто механический.

 

Вопросы:








Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 1112;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.